Слайд 2
![Е. М. Рачев. Олени. Рисунок. Кисть с краской оставляет на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-1.jpg)
Е. М. Рачев. Олени. Рисунок.
Кисть с краской оставляет на плоскости изображения
свой след – пятно, ручка или карандаш – линию.
Но стоит несколько линий положить рядом, как они будут смотреться пятном.
Слайд 3
![Пятно – основное средство изображения на плоскости Все, что может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-2.jpg)
Пятно – основное средство изображения на плоскости
Все, что может сделать художник
на плоскости, -
это наносить разнообразные пятна. Они могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными. Пятна то, изгибаясь, перетекают друг в друга, а то ясно и твердо очерчены, но при этом обязательно они светлые или темные.
Слайд 4
![Черное и белое – это как бы два полюса, между которыми развертывается все многообразие изобразительных возможностей.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-3.jpg)
Черное и белое – это как бы два полюса,
между которыми
развертывается все многообразие
изобразительных возможностей.
Слайд 5
![Ровное серое пятно нам кажется унылым. Но стоит внести в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-4.jpg)
Ровное серое пятно нам кажется унылым.
Но стоит внести в него
чуть заметные тени,
и он приобретает активность, становится «живым».
Слайд 6
![В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-5.jpg)
В изобразительном искусстве важным выразительным средством
являются тональные переходы –
иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна.
Слайд 7
![Светлое и темное образуют контраст. Контраст – это полярное противопоставление.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-6.jpg)
Светлое и темное образуют контраст. Контраст – это полярное
противопоставление. Резкий
контраст говорит нам о сильных драматических
чувствах: это может быть и тревога, и решительность, и утверждение.
Буря, гроза также связаны с яркими контрастными впечатлениями.
Слайд 8
![А.А.Дейнека. Девочка у окна. Там, где противоположности сближены, - мягкий контраст.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-7.jpg)
А.А.Дейнека. Девочка у окна.
Там, где противоположности сближены, - мягкий контраст.
Слайд 9
![Тональная шкала Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-8.jpg)
Тональная шкала
Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета
используют понятие
тон. Определить тон какого-либо пятна можно,
сравнив его с другим пятном, то есть определив тональные
отношения этих пятен. Изобразительный язык – это всегда язык отношений.
Отношение темного и светлого наиважнейшее.
Слайд 10
![Фактура Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами. Очень важно, какова их фактура.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-9.jpg)
Фактура
Пятна, из которых строится изображение,
обладают многими свойствами. Очень важно,
какова их фактура.
Слайд 11
![Карандашом можно оставлять очень разный след, создающий различные фактуры.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-10.jpg)
Карандашом можно оставлять очень разный след, создающий различные фактуры.
Слайд 12
![Поверхность пятна растекающейся темной краски сильно отличается от поверхности пятна, закрытого штрихами карандаша.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/572053/slide-11.jpg)
Поверхность пятна растекающейся темной краски сильно
отличается от поверхности пятна, закрытого
штрихами карандаша.