Древнерусская живопись презентация

Содержание

Слайд 2

Виды живописи

- Настенная живопись
(техники: фреска,
мозаика)
- Иконопись
(техника: темпера


на липовой доске)

Виды живописи - Настенная живопись (техники: фреска, мозаика) - Иконопись (техника: темпера на липовой доске)

Слайд 3

Слайд 4

храм Св. Софии в Киеве

храм Св. Софии в Киеве

Слайд 5

Именно в этом храме, построенном в 11 веке (См.: макет реконструкции сверху) и

перестроенном уже в 18 веке, находится ансамбль монументальной церковной живописи.
В основном подкупольном пространстве храма частично отреставрированы (расчищены) мозаики, выполненные в 11 веке византийскими мастерами (См.: нижерасположенные слайды).


С распадом Киевской Руси в силу экономических причин мозаичные композиции больше не выполнялись.
Техника мозаики в Древней Руси в последующие периоды была утрачена.

Именно в этом храме, построенном в 11 веке (См.: макет реконструкции сверху) и

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ

Слайд 19

ПРИМЕРЫ ДРЕВНЕРУССКИХ ИКОН:
Сверху: Богоматерь Владимирская.
Византийская школа. 11 - 12 вв.
(Фрагмент).
Снизу слева: Чудо Георгия

о змие.
Новгородская школа. Начало 15 века.
Снизу справа: А. Рублёв. Троица Ветхозаветная.
Московская школа. 15 век.

Пластический язык:
особенности

ПРИМЕРЫ ДРЕВНЕРУССКИХ ИКОН: Сверху: Богоматерь Владимирская. Византийская школа. 11 - 12 вв. (Фрагмент).

Слайд 20

Наиболее известной древнерусской иконой является «Троица» кисти Андрея Рублёва, написанная в 15 веке.


Репродукция на слайде раскрывает структуру иконы: её основа состоит из трёх деревянных досок продольного распила, соединённых с обратной стороны. С лицевой стороны основу грунтовали, от чего стыки основы становились менее заметными.
Писали икону яичной темперой, которую иконописцы готовили самостоятельно. Краски разводили яблочным уксусом. Писали как жидкими лессировками, так и более пастозным красочным слоем.

Наиболее известной древнерусской иконой является «Троица» кисти Андрея Рублёва, написанная в 15 веке.

Слайд 21

Слайд 22

Плоскостность изображения: отсутствие объёмности; прямой линейной перспективы.
Условность цветового решения.
«Вытянутые» пропорции фигур.

Пластический язык:
особенности

Плоскостность изображения: отсутствие объёмности; прямой линейной перспективы. Условность цветового решения. «Вытянутые» пропорции фигур. Пластический язык: особенности

Слайд 23

При этом пластический язык иконописи с течением времени менялся, что очевидно при

сравнении двух икон «Спас Нерукотворный». Слева: икона, написанная в 12 веке (икона Киевской школы). Справа: икона, написанная в 17 веке Симоном Ушаковым.
Пластический язык иконы 17 века более реалистичен.

При этом пластический язык иконописи с течением времени менялся, что очевидно при сравнении

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Каноничность:
Иконы писались в иконописных мастерских (чаще всего при крупных монастырях) монахами-иконописцами с

благословления церкви.
Иконописец не придумывал композицию иконы, но пользовался утверждёнными церковью (применительно к тому или иному образу или сюжету) иконографическими изводами – композиционными схемами.
Для примера рассмотрим иконографические изводы образа Богоматери.

Д Р У Г И Е
особенности иконописи

Каноничность: Иконы писались в иконописных мастерских (чаще всего при крупных монастырях) монахами-иконописцами с

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Богоматерь Знамение

В иконе «Богоматерь Знамение»
воплощался образ Богоматери с ещё не рождённым младенцем

Христом (Спасом – спасителем человечества) в лоне Богоматери.

Богоматерь Знамение В иконе «Богоматерь Знамение» воплощался образ Богоматери с ещё не рождённым

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Богоматерь из деисуса (из основного ряда иконостаса)

Богоматерь из деисуса (из основного ряда иконостаса)

Слайд 38

Чаще всего иконы создавались для церковных иконостасов.
Разберёмся, что такое иконостас и рассмотрим его

структуру.

Чаще всего иконы создавались для церковных иконостасов. Разберёмся, что такое иконостас и рассмотрим его структуру.

Слайд 39

Иконостас (от греч. eikona–икона, stasis –место стояния, в древнерусском - “встать у предела“)

- алтарная перегородка от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Алтарная преграда в христианском храме символизирует границу между небом и землей.

Общее понятие иконостаса

Иконостас (от греч. eikona–икона, stasis –место стояния, в древнерусском - “встать у предела“)

Слайд 40

Слайд 41

Расположение иконостаса и врат

Расположение иконостаса и врат

Слайд 42

Различные иконостасы

Различные иконостасы

Слайд 43

Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году.


Иконостас имел 4 ряда икон.
Исполнили его Андрей Рублев и Даниил Чёрный с мастерской.

«Классические» высокие иконостасы XV—XVII веков

Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году.

Слайд 44

СТРУКТУРА ИКОНОСТАСА

СТРУКТУРА ИКОНОСТАСА

Слайд 45

Порядок рядов (чинов) иконостаса

Порядок рядов (чинов) иконостаса

Слайд 46

ДЕИСУСНЫЙ РЯД (ЧИН)

ДЕИСУСНЫЙ РЯД (ЧИН)

Слайд 47

Центральная икона деисуса – «Спас в силах» (Спас во славе – сидящий на

небесном престоле Христос, правящий миром).
По сторонам от неё – иконы, воплощающие образы священных персонажей в позах «предстояния» (моления перед Христом за человечество для отсрочки момента конца света и Страшного суда). Первая пара предстоящих: Богоматерь и Иоанн Креститель., самые ближние к Христу. Вторая: архангелы Михаил и Гавриил –небесные воины, защитники. Третья: апостолы Пётр и Павел – ученики Христа, основатели земной христианской церкви.

Центральная икона деисуса – «Спас в силах» (Спас во славе – сидящий на

Слайд 48

Слайд 49

ПРАЗДНИЧНЫЙ РЯД (ЧИН)

Включал иконы, последовательно (слева направо) повествующие о земной жизни Богоматери и

Христа.
В центра ряда были иконы «Несение креста» и «распятие» – рассказывающие о самых трагических моментах евангельского повествования. Однако они мыслились вехами на пути спасения человечества верой, поэтому ряд назывался праздничным. Кроме того, все события «праздников» соответствовали церковнославянскому календарю.

Иконы праздничного ряда Софии Новгородской. Слева: икона «Вхождение в Иерусалим».

ПРАЗДНИЧНЫЙ РЯД (ЧИН) Включал иконы, последовательно (слева направо) повествующие о земной жизни Богоматери

Слайд 50

ПРОРОЧЕСКИЙ РЯД (ЧИН)

В иконах пророческого ряда воплощались образы ветхозаветных пророков, предсказавших рождение Христа.


В центре – икона «Богоматерь Знамение»

ПРАОТЕЧЕСКИЙ РЯД (ЧИН)

В иконах праотеческого ряда – библейские праотцы.
В центре ряда – икона «Троица».
До сих пор является загадкой, для иконостаса какого древнерусского храма писалась «Троица» Андрея Рублёва. Справа: праотеческий ряд (чин) современного иконостаса.

ПРОРОЧЕСКИЙ РЯД (ЧИН) В иконах пророческого ряда воплощались образы ветхозаветных пророков, предсказавших рождение

Слайд 51

Порядок рядов (чинов) иконостаса

Порядок рядов (чинов) иконостаса

Слайд 52

Историческое развитие иконописи

Историческое развитие иконописи

Слайд 53

Ранние иконы 12 века: КИЕВСКАЯ ШКОЛА

Ранние иконы 12 века: КИЕВСКАЯ ШКОЛА

Слайд 54

Икона
«Ангел Златые власы».

Икона «Ангел Златые власы».

Слайд 55

Икона
«Ярославская Оранта».
Ниже: фрагмент иконы.

Икона «Ярославская Оранта». Ниже: фрагмент иконы.

Слайд 56

Слайд 57

Икона
«Дмитрий Солунский».

Икона «Дмитрий Солунский».

Слайд 58

Икона
«Георгий Победоносец».

Икона «Георгий Победоносец».

Слайд 59

Икона
«Спас Нерукотворный.

Икона «Спас Нерукотворный.

Слайд 60

Признаки Киевской школы

Киевская школа формировалась под мощным воздействием иконописи Византии.
Пластический язык иконописи Киевской

школы имеет следующие особенности:
1. Условный характер совершенно плоскостного изображения.
3. Ограниченность цветового ряда, построенного на сочетании тёплых и тёмных оттенков палитры (охра, тёмный пурпур).
4. Наличие сложной декоративно-графической системы контрастных светлых «пробелов» – при моделировании складок одежды, ликов.
2. Наличие декоративно-орнаментальных элементов в композиции.
В целом, образы Киевской школы отличает особенная моделировка ликов: у них тяжёлые веки и тёмный остановившийся взгляд; для них характерно наличие светлых пробелов, условно моделирующих форму.

Признаки Киевской школы Киевская школа формировалась под мощным воздействием иконописи Византии. Пластический язык

Слайд 61

Период феодальной раздробленности: Ростово-Суздальская школа

Период феодальной раздробленности: Ростово-Суздальская школа

Слайд 62

Икона
«Спас Нерукотворный».

Икона «Спас Нерукотворный».

Слайд 63

Для сравнения: иконы «Спас Нерукотворный»
Ростово-Суздальской (слева) и Киевской (справа) школ.

Для сравнения: иконы «Спас Нерукотворный» Ростово-Суздальской (слева) и Киевской (справа) школ.

Слайд 64

Икона
«Святые Борис и Глеб».
Ниже на слайдах для сравнения «Борис и Глеб», написанные

в период киевского влияния и в период сложившихся особенностей школы.
А также: фрагменты двух икон для сравнения.

Икона «Святые Борис и Глеб». Ниже на слайдах для сравнения «Борис и Глеб»,

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Икона «Борис и Глеб на конях».
А также: фрагменты иконы.

Икона «Борис и Глеб на конях». А также: фрагменты иконы.

Слайд 68

Икона
«Борис и Глеб с житием».
Справа:
клеймы с житиём.
Ниже на слайдах:
центральное поле

житийной иконы и его портретные фрагменты.

Икона «Борис и Глеб с житием». Справа: клеймы с житиём. Ниже на слайдах:

Слайд 69

Слайд 70

Икона
«Чудо Георгия о Змие».

Икона «Чудо Георгия о Змие».

Слайд 71

Признаки Ростово-Суздальской школы

В отличие от Киевской школы Ростово-Суздальскую школу характеризует:
Сложная композиция с наличием

сюжетной основы и многочисленных деталей, что говорит о высоком мастерстве рисунка как основы будущей композиции.
Разнообразная цветовая палитра с оттенками красного.
Более тонкая (нежели в Киевской школе) моделировка ликов, фигур и одеяний персонажей.
В целом, образы Ростово-Суздальской иконописи производят ощущение нежности, мягкой задушевности образов: достаточно сравнить иконы Спаса Нерукотворного Киевской и Ростово-Суздальской школ.

Признаки Ростово-Суздальской школы В отличие от Киевской школы Ростово-Суздальскую школу характеризует: Сложная композиция

Слайд 72

Период феодальной раздробленности: Новгородская школа

Период феодальной раздробленности: Новгородская школа

Слайд 73

Икона
«Чудо Георгия о Змие».

Икона «Чудо Георгия о Змие».

Слайд 74

Для сравнения: иконы «Чудо Георгия о Змие»
Новгородской (слева) и Ростово-Суздальской (справа) школ.


Для сравнения: иконы «Чудо Георгия о Змие» Новгородской (слева) и Ростово-Суздальской (справа) школ.

Слайд 75

Иконы «Снятие с креста» и «Положение во гроб».

Иконы «Снятие с креста» и «Положение во гроб».

Слайд 76

Икона
«Избранные святые: Николай, Власий, Флор и Лавр».

Икона «Избранные святые: Николай, Власий, Флор и Лавр».

Слайд 77

Икона
«Святой Николай»
(по типу житийной иконы).

Икона «Святой Николай» (по типу житийной иконы).

Слайд 78

Икона
«Святая
Параскева Пятница».

Икона «Святая Параскева Пятница».

Слайд 79

Признаки Новгородской школы

В отличие от Ростово-Суздальской школы Новгородскую школу характеризует:
Простая лаконичная композиция.
Более простой

(даже примитивный, но выразительный) рисунок: без «лишних» деталей; с последующей проработкой плоского цветного силуэта тёмными рисующими линиями.
Насыщенная цветовая палитра, построенная на контрастном сочетании яркого красного с зелёным и голубым. Нередко использовались также белый и чёрный цвета.
В Древнем Новгороде были очень популярны иконы «Избранных святых», образы св. Параскевы Пятницы, св. Николы Чудотворца. В целом, персонажи Новгородской иконописи производят ощущение крепости, основательности; напоминают простоватые простонародные типажи самих новгородцев.

Признаки Новгородской школы В отличие от Ростово-Суздальской школы Новгородскую школу характеризует: Простая лаконичная

Слайд 80

Икона «Битва новгородцев с суздальцами» (15 век), посвящённая событиям 1169 года, является

вершиной новгородской иконописи.

Икона «Битва новгородцев с суздальцами» (15 век), посвящённая событиям 1169 года, является вершиной новгородской иконописи.

Слайд 81

Фрагменты иконы «Битва новгородцев с суздальцами»
(15 век)

Фрагменты иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (15 век)

Слайд 82

Слайд 83

Период феодальной раздробленности: Новгородская школа («Северные письма»)

Период феодальной раздробленности: Новгородская школа («Северные письма»)

Слайд 84

Икона
«Чудо Георгия о Змие».

Икона «Чудо Георгия о Змие».

Слайд 85

Для сравнения: иконы «Чудо Георгия о Змие»
столичной Новгородской школы (слева) и «северные

письма» справа).

Для сравнения: иконы «Чудо Георгия о Змие» столичной Новгородской школы (слева) и «северные письма» справа).

Слайд 86

Икона
«Святой Николай»
(по типу житийной иконы).

Икона «Святой Николай» (по типу житийной иконы).

Слайд 87

Для сравнения: иконы « Святой Николай»
столичной Новгородской школы (слева) и «северные письма»

справа).

Для сравнения: иконы « Святой Николай» столичной Новгородской школы (слева) и «северные письма» справа).

Слайд 88

Домовый иконостас-поставец.

Домовый иконостас-поставец.

Слайд 89

Особенности пластического языка «Северных писем»

«Северные письма» - условное наименование группы памятников – икон,

созданных в отдалённых северных провинциях Древнего Новгорода.
Пластический язык «Северных писем» характеризуется архаичностью – ещё большим примитивизмом в сравнении с Новгородской школой. Причина в том, что иконописцы, их создавшие, не владели высоким техническим мастерством.
Простые композиции. Неумелый рисунок с частым нарушением пропорций (как соотношения размеров отдельных частей изображения к целому). Цвета икон открытые – в отсутствие тонких цветовых гармоний среднерусских школ.

Особенности пластического языка «Северных писем» «Северные письма» - условное наименование группы памятников –

Слайд 90

Период собирания русских земель: формирование Московской школы

Период собирания русских земель: формирование Московской школы

Слайд 91

Формирование во Владимиро-Суздальских землях новой Московской школы

Новая Московская школа формируется на основе традиций

старой Ростово-Суздальской школы, для которой характеры:
Сложная композиция, подробный рисунок с наличием многочисленных деталей.
Тонкая и насыщенная цветовая палитра.
Мягкая моделировка ликов, фигур и одеяний персонажей.
Кроме того, на сложение Московской школы повлияло творчество многих талантливых мастеров из других русских земель, прибывших в Москву для выполнения большого количества церковных заказов.

Формирование во Владимиро-Суздальских землях новой Московской школы Новая Московская школа формируется на основе

Слайд 92

Икона «Благовещение» (конец 14 века) Московская школа

Икона «Благовещение» (конец 14 века) Московская школа

Слайд 93

Наиболее яркие представители Московской школы Андрей Рублёв

Наиболее яркие представители Московской школы Андрей Рублёв

Слайд 94

Зал Андрея Рублёва в Государственной Третьяковской галерее

Зал Андрея Рублёва в Государственной Третьяковской галерее

Слайд 95

Основные сведения

Даты жизни: около 1360 – около 1430
Происхождение: не установлено; вероятно, он родом

из центрально-русских земель. К домосковскому периоду относятся левая часть икон праздничного чина современного Благовещенского иконостаса (немосковского происхождения) из Благовещенского собора Московского кремля.
В Москву приехал уже зрелым мастером между 1399 и 1405 г.г. Вскоре после 1410 г. вместе с Даниилом Чёрным работает над созданием первого на Руси высокого иконостаса в Успенском соборе во Владимире.

Основные сведения Даты жизни: около 1360 – около 1430 Происхождение: не установлено; вероятно,

Слайд 96

Иконы праздничного чина кисти Андрея Рублёва:
«Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение»,

«Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Вознесение».
Благовещенский
иконостас

Иконы праздничного чина кисти Андрея Рублёва: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря»,

Слайд 97

иконы «Рождество Христово» и «Вознесение»
из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора

иконы «Рождество Христово» и «Вознесение» из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора

Слайд 98

А. Рублёв. Икона
«Рождество Христово»

А. Рублёв. Икона «Рождество Христово»

Слайд 99

А. Рублёв. Икона
«Вознесение»

А. Рублёв. Икона «Вознесение»

Слайд 100

Андрей Рублёв
и Даниил Чёрный
Иконы из деисуса Успенского собора во Владимире

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный Иконы из деисуса Успенского собора во Владимире

Слайд 101

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный
Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем
из деисуса

Успенского собора во Владимире

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем из

Слайд 102

Андрей Рублёв
и Даниил Чёрный
Архангелы Михаил и Гавриил из деисуса Успенского собора во

Владимире

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный Архангелы Михаил и Гавриил из деисуса Успенского собора во Владимире

Слайд 103

Иконы «Архангел Михаил» , «Спас», «Апостол Павел»
из (полуфигурного) деисуса иконостаса Успенского собора

в г. Звенигороде под
Москвой . На нижерасположенных слайдах: названные иконы и их фрагменты

Иконы «Архангел Михаил» , «Спас», «Апостол Павел» из (полуфигурного) деисуса иконостаса Успенского собора

Слайд 104

Слайд 105

Слайд 106

Слайд 107

Андрей Рублёв
икона «Троица»
Это наиболее известная и совершенная икона Рублёва.
Неизвестно, для какого

иконостаса она создавалась. Предположительно – для иконостаса (праотеческого чина) Успенского собора в г. Звенигороде под Москвой.
При создании «Троицы» Рублёв , воплощая ветхозаветный сюжет о трёх ангелах (однажды явившихся в гости к Аврааму и Саре) , отошёл от традиционной иконографии «Троицы».
На нижерасположенном слайде: сравнение дорублёвской иконографии «Троица» (слева) с иконографией «Троицы» Андрея Рублёва.

Андрей Рублёв икона «Троица» Это наиболее известная и совершенная икона Рублёва. Неизвестно, для

Слайд 108

Слайд 109

Слайд 110

Наиболее яркие представители Московской школы Феофан Грек

Наиболее яркие представители Московской школы Феофан Грек

Слайд 111

Феофан Грек (около 1340 – около 1410), будучи зрелым византийским мастером, приехал в

Великий Новгород в составе греческой депутации или с русским купеческим караваном. В городе Новгороде им были созданы фрески в церкви Спаса Преображения (См.: на следующем слайде – фрагменты фресок «Христос Вседержитель» и «Архангел Гавриил»).
В Москву Феофан Грек прибыл в 90-х годах 14 века. Под его руководством создавался деисус (полнофигурный) высокого иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. В настоящее время достоверно к авторству Феофана Грека относят икону «Богоматерь» из деисуса Благовещенского собора Московского Кремля (См.: на нижерасположенных слайдах).

Феофан Грек (около 1340 – около 1410), будучи зрелым византийским мастером, приехал в

Слайд 112

Слайд 113

Феофан Грек. Икона «Богоматерь» из деисуса Благовещенского собора Московского Кремля.
Справа и на

нижерасположенном слайде: фрагменты иконы.

Феофан Грек. Икона «Богоматерь» из деисуса Благовещенского собора Московского Кремля. Справа и на

Слайд 114

Слайд 115

В авторстве Феофана Грека убеждает сравнение пластического языка иконы «Богоматерь» из деисуса (фрагмент

слева) с иконой «Богоматерь Донская» кисти Феофана Грека (справа).

В авторстве Феофана Грека убеждает сравнение пластического языка иконы «Богоматерь» из деисуса (фрагмент

Слайд 116

Феофан Грек.
Икона
«Богоматерь Донская»

Феофан Грек. Икона «Богоматерь Донская»

Слайд 117

Справа:
Феофан Грек. Икона «Успение святой Богоматери» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Донская»)

Справа: Феофан Грек. Икона «Успение святой Богоматери» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Донская»)

Имя файла: Древнерусская-живопись.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0