Эстетика освещения презентация

Содержание

Слайд 2

Методика оценки цветопередачи МКО- 1964, а затем 1974г.г., в пространстве международных языков

получила название CRI
(Color Rendering Index).

Слайд 3

Достоинства метода оценки качества цветопередачи МКО и его недостатки.

1. Данный метод расчета

является общим и не преследует целей соответствовать каким-либо специальным целям.
2. Общий индекс цветопередачи связан линейно со средним числом порогов цветоразличения, т.е. с цветовым ощущением.
3. Метод дает возможность учесть изменения адаптации органа зрения при сравнении источников, имеющих некоторые различия в цветности.
4. Метод предусматривает непосредственную оценку цветопередающих качеств источника света по воздействию на орган зрения.

Слайд 4

Достоинства метода оценки качества цветопередачи и его недостатки.

Особенность метода - определение Rа

и Ri ведется расчетным путем, экспериментальной оценки не существует.
Проблемы и трудности:
1) Выбор контрольных цветов – одно из слабых мест этого метода;
2) Рассчитывается среднее арифметическое 8-ми специальных индексов Ri.
3) Правильнее было бы оценивать Rа по величине не среднеарифметического, а по величине среднеквадратического отклонения, либо даже по величине кубического корня из суммы кубов ΔЕi.
4) Отсутствие учета направления изменения цветности образцов, т.е. затруднительны определения и оценки предпочтительных направлений сдвигов цветопередачи.

Слайд 5

Достоинства метода оценки качества цветопередачи и его недостатки.

Нерешенные задачи метода МКО (CRI- Color

Quality Scale )
1) Не решается обратная задача: по требуемому качеству цветопередачи найти требуемый спектральный состав излучения для освещения данного набора цветных объектов.
2) Не решена задача точного определения восприятия цвета предметов в общем случае, когда наблюдатель рассматривает сложную картину, составленную из большого числа предметов и различных источников, освещающих их.
3) Плохо решается задача, когда необходимо учитывать такие зрительные явления, как
– последовательный контраст;
- одновременный контраст; - постоянство (константность)цвета и память на цвета.

Слайд 6

На последней (?) сессии МКО было принято решение пересмотреть данный метод оценки

цветопередачи из-за замеченных грубых несостыковок между привычными результатами расчета и неожидаемыми практическими результатами, в особенности, при освещении новейшими и считающимися очень перспективными ИС в виде светодиодов.

Слайд 7

В 2010 г. появились настойчивые публикации сотрудников Национального института стандартов и технологий

США (NIST) о предложении новой методики оценки цветопередачи, которую в итоге назвали методом CQS (Color Quality Scale), т.е. Методом шкалы качества цвета.
В данный момент эта методика претендует на отраслевой стандарт, а для специального применения разработаны дополнительные шкалы
Color Fidelity Scale и Color Preferense Scale.

Слайд 8

Главными разработчиками этого потенциального нового стандарта
являются сотрудники Wendy Davis and Yoshi

Ohno
из National Institute of Standards and Technology.
Возможно, на сегодняшний день методика CQS является наиболее совершенной методикой из того, что предлагается.

Слайд 9

Особенности методики CQS

Эта методика не вносит в расчет цветопередачи каких-либо принципиально

новых идей:
1. Так же исследуемый источник света сравнивается с эталонным.
2. Так же определяются цветовые сдвиги при освещении цветной накраски сначала эталонным, а потом - исследуемым излучениями.
3. Так же учитывается цветовая адаптация.
4. Так же цветопередача определяется одним числом – индексом цветопередачи.

Слайд 10

А что же нового?
1.Расчёты проводятся в другом цветовом пространстве - CIE LAB.

2.В качестве цветных отражающих образцов используются 15 образцов из атласа Манселла с более высокой насыщенностью.
3.Цветовое различие между двумя цветами считается не как среднее арифметическое,
а как среднее геометрическое результатов расчетов цветовых сдвигов 15 образцов.

Слайд 11

Пространство CIE LAB

Оно связано со стандартным цветовым пространством XYZ уравнениями: L* =

116 (Y/Yб) 1/3 - 16;
a* = 500[ (X/Xб)1/3 - (Y/Yб)1/3];
b* = 200[ (Y/Yб)1/3 – (Z/Zб)1/3];
В этих формулах X,Y,Z – координаты цвета исследуемого цветного образца, а
Xб, Yб, Zб – координаты стандартного белого цвета, по отношению к которому исследуется цветопередача.

Слайд 12

Пространство CIE LAB

Цветовое различие рассчитывается как расстояние между сравниваемыми цветами в равноконтрастном

пространстве:
ΔЕ = [(ΔL*)2 + (Δa*)2+ (Δb*)2]1/2.

Слайд 13

Пространство CIE LAB

Слайд 14

Пространство CIE LAB

Пространство Lab пронормировано по результатам исследований Манселла (атласу Манселла).
В модели Lab

приняты обозначения:
L (Lightness)— яркость цвета, измеряется от 0 до 100%;
a — диапазон цвета по цветовому кругу от зеленого (–120°) до красного (+120°);
b — диапазон цвета от синего (–120°) до желтого (+120°).
Координаты a и b, следовательно, могут принимать как положительные, так и отрицательные значения и располагаются на диаграмме a,b в 4-х квадрантах декартовой системы координат.

Слайд 15

Пространство CIE LAB

Пространство Lab пронормировано по результатам исследований Манселла.

Слайд 16

Пространство CIE LAB

Представление пространства CIE LAB в плоскости какой-то определенной яркости.

Цветовой круг CIELAB


Слайд 17

Пространство CIE LAB

В результате преобразования цветового пространства
CIE LAB оказалось невозможным представить рационально

цветовой тон и насыщенность двумерной диаграммой цветности (по аналогии с цветовым треугольником CIE-31)

Слайд 18

Пространство CIE LAB

Цветовое тело CIELAB

Слайд 19

Цветовое пространство L*a*b* (поперечное сечение цветового тела)

Слайд 20

Пространство CIE LAB

В цветовом круге CIE LAB насыщенность (chroma), а не чистота

цвета (saturation) как параметр изменяется от центра к краю круга.
Это приводит к тому, что в цветовом круге
(в противоположность u’, v’-диаграмме или цветовому
треугольнику) невозможно рационально изобразить локус
(границы) спектральных цветов.

Слайд 21

Пространство CIE LAB

Графическое представление модели Lab:

Слайд 22

Пространство CIE LAB

Результаты вычисления цвета представляются на диаграмме a,b следующим образом:

Слайд 23

Цветовые образцы

Методика CQS предполагает использование 15-ти цветных образцов только насыщенных цветов, т.к.

именно насыщенные цвета наиболее серьезно подвергаются цветовым искажениям. Это связано с особенностями спектрального состава их коэффициента яркости.

Слайд 24

Отражательная способность пятнадцати эталонных цветовых поверхностей метода CQS.

Слайд 25

Цветовые образцы

Слайд 26

Учет адаптации

Методика CQS использует одну из современных методик преобразования цвета для учета цветовой

адаптации – СМССАТ2000
В методе CQS используются модифицированная система Брэдфорда для учета адаптации (CMCCAT200), которая по сути является унифицированной моделью фон Криса. Трансформация происходит в 4 этапа:

Слайд 27

Учет адаптации

Слайд 28

Учет адаптации
В этих формулах
Rwr, Gwr, Bwr и
Rw, Gw, Bw –


реакции наблюдателя для белой точки эталонного и
тестового
источников соответственно.

Слайд 29

Учет адаптации

1. Преобразование системы XYZ в новую систему RGB. А именно –

преобразование координат цвета исследуемого и эталонного источников.
; ; ;
где:
Коэффициенты с индексом ‘i’ – отраженные составляющие.

Слайд 30

Учет адаптации

2) Вычисляется степень адаптации по некоторому числу D, расчет которого по формуле

учитывает еще и яркость адаптации фона как для исследуемого, так и эталонного источников.
где F = 1; 0,9; 0,8 для среднего, тусклого и темного окружения.
La – яркость адаптации фона (для исследуемого и эталонного источников). Если D больше 1 или меньше 0, то это число приравнивается к 1 или 0 соответственно.

Слайд 31

Учет адаптации
Коэффициент D или степень адаптации – функция, зависящая от яркости адаптации и

поля окружения. Степень адаптации изменяется от нуля (отсутствие адаптации) до единицы (полная адаптация)
Абсолютная яркость адаптирующего поля вычисляется:
где Yb – относительная яркость фона, Lw – абсолютная яркость белого, а Yw – относительная яркость белой точки в поле адаптации

Слайд 32

Учет адаптации

3) Вычисляются коэффициенты RGB с учетом степени адаптации (ref – эталонный источник,

test – исследуемый):
То же самое - для коэффициентов Bc и Gc.

Слайд 33

Учет адаптации

4) Далее снова осуществляется переход полученных коэффициентов в систему XYZ, которые

вставляются на место соответствующих им коэффициентов в исходных формулах L,a,b для эталонного и исследуемого источников.
И продолжается расчет по уже известным формулам.
(*) где:

Слайд 34

Учет адаптации

Далее коэффициенты из формулы (*) вставляются на место соответствующих им коэффициентов в

формулах для эталонного и исследуемого источников.
И далее продолжается расчет по уже описанному алгоритму.

Слайд 35

Как считается цветовое различие в системе CQS.

Определение изменения цвета каждого контрольного образца

осуществляется по формуле цветового различия, которое определяется как среднее геометрическое между различиями в трёх координатах цвета:
где ΔЕi - цветовой сдвиг для i-го образца.

Слайд 36

Как считается цветовое различие в системе CQS.

Среднее квадратическое
(root-mean-square) между всеми
15-ю цветовыми

различиями:

Индекс шкалы цветности определяется как:

Слайд 37

Как считается цветовое различие в системе CQS

Чтобы исключить отрицательные значения и привести

шкалу к диапазону 0-100 применяется следующее преобразование:
где
Qa,RMS – исходное значение (может быть отрицательным)
Qa,0-100 – окончательное значение, результат преобразования.

Слайд 38

Вот так выглядят эталонные образцы, используемые в методике CQS, если их представить

на диаграмме a,b.

Слайд 39

На плоскости значений координат ab однородного цветового пространства Lab удобно демонстрировать изменения насыщенности

цветов, оценивая удаление координат цвета от точки 0,0, и изменение цветового тона, оценивая поворот относительно точки 0,0 по часовой или против часовой стрелки при сравнении цветных образцов, освещенных стандартным или исследуемым излучениями.

Слайд 40

Другие особенности оценки цветопередачи методом CQS

Характерная особенность шкалы – штрафует изменение

тона, светлоты и снижение насыщенности цвета при освещении исследуемым источником света, но не штрафует увеличение насыщенности.

Слайд 41

Другие особенности оценки цветопередачи методом CQS

Методика расчета CQS предусматривает преобразование, практически не

изменяющее частные индексы величиной больше 30, но увеличивающие более низкие значения таким образом, чтобы они не стали более отрицательными.
Вследствие этого частный индекс Qi для таких случаев всегда находится в пределах 0-100.

Слайд 42

Другие особенности оценки цветопередачи методом CQS

Методика CQS штрафует снижение цветовой температуры ниже

3500К. Это производится домножением частных индексов цветопередачи на коэффициент, равный 1 при Тцв > 3500К, и прогрессивно уменьшающийся до 0 при снижении цветовой температуры примерно до 850К. В результате этой поправки общие индексы цветопередачи , оцененные по этой шкале, уже не будут иметь таких высоких значений, которые практически недостижимы, скажем, для светодиодов.

Слайд 43

Другие особенности оценки цветопередачи методом CQS

Окончательный индекс цветопередачи рассчитывается :

Где коэффициент Мсст

рассчитывается по следующей формуле :

Слайд 44

Другие особенности оценки цветопередачи методом CQS

Зависимость коэффициента Мсст, штрафующего Тцв ниже 3500К
от

Т цв

Слайд 45

Другие особенности оценки цветопередачи методом CQS

Методика CQS предлагает еще 2 модификации индекса

Q - (Color Fidelity Scale) (Qf) и (Color Preference Scale)(Qp).
Оба эти индекса рассчитываются аналогично Qa,
но Qf штрафует любое изменение цвета, в том числе насыщенности, и тем самым снижая значение индекса.
А Qр штрафует изменение тона и уменьшение насыщенности, но поощряет увеличение насыщенности цветов.

Слайд 46

ПУБЛИКАЦИИ по методу CQS

The CIECAM02 Color Appereance Model.  N. Moroney, M. Fairchild, R.

Hunt, C. Li, M. Luo, T. Newman.
2. Color Ratios and Chromatic Adaptation. G. Finlayson, S. Susstrunk.
3. Hunt RWG. Light and dark adaptation and the perception of color
4. Li CJ, Luo, MR, Rigg, B, Hunt RWG. CMC 2000 chromatic adaptation transform: CMCCAT2000. 
5. W. Davis and Y. Ohno, Color quality scale.
6. RWG Hunt, CJ Li, M.R. Luo. Dynamic Cone Response Functions for Models of Color appereance.

Слайд 47

Заключение:

Для методики расчета индекса цветопередачи методом CQS пока еще не существует никаких

инструкций, отдельные частности расчета не всегда понятны, да и будет ли она принята МКО окончательно – неясно.

Слайд 48

Алгоритм расчета индекса цветопередачи методом CQS

1)По измеренным значениям распределения спектральной плотности энергетической освещенности

(или энергетического потока) испытуемого источника света Фе(λ)и рассчитывают его координаты цвета Xи, Yи , Zи. Затем рассчитываются координаты цветности xи , yи. При этом интегрирование в соответствующих формулах заменяют суммированием с интервалом Δλ = 1 нм.
2)На основании полученных значений координат цветности определяют цветовую коррелированную температуру испытуемого источника Тцв,кор. по цветовому графику с нанесенными на нем линиями Т = const, либо рассчитывают по формуле (см. конспект лекций, либо Стандарт ГОСТ 23198-94).
3) По найденному значению Тцв,кор. и выбирается эталонный (стандартный, опорный) источник света с допуском по цветовой температуре не более указанного в таблице Б.4 приложения Б Стандарта 23198-94. Для этого эталонного источника света рассчитываются значения распределения спектральной плотности энергетической освещенности (или энергетического потока) стандартного источника Фе(λ)ст.

Слайд 49

Алгоритм расчета индекса цветопередачи методом CQS

4) По рассчитанным значениям распределения спектральной плотности

энергетической освещенности (или энергетического потока) испытуемого источника света Фе(λ)ст рассчитывают его координаты цвета Xст, Yст , Zст. Затем рассчитываются координаты цветности xст , yст. При этом интегрирование в соответствующих формулах заменяют суммированием с интервалом Δλ = 1 нм. Координаты цветности xст , yст должны быть предельно близки координатам цветности xи , yи.
5) Далее рассчитываются координаты цвета и цветности излучений, отраженных от контрольных образцов Xиi, Yиi , Zиi ; xиi , yиi при освещении их испытуемым источником света , а также координаты цвета и цветности излучений, отраженных от контрольных образцов Xстi, Yстi , Zстi ; xстi , yстi при освещении их эталонным источником света по известным формулам. Индекс «i» означает номер контрольного цветного образца. Все координаты цветности должны быть рассчитаны до четырех знаков после запятой.

Слайд 50

Алгоритм расчета индекса цветопередачи методом CQS

6) Затем все колориметрические данные пересчитываются из

стандартной колориметрической системы Публикации МКО 1931 г. в координаты равноконтрастного ( квазиравноконтрастного) цветового пространство CIE LAB по формулам:
L*и = 116 (Yи/Yст)1/3 - 16;
a*и = 500[ (Xи/Xст)1/3 - Yи/Yст)1/3];
b*и = 200[ (Yи/Yст)1/3 – (Zи/Zст)1/3];
Для эталонного источника излучения указанные координаты превращаются в соответственно в : L*ст = 116 - 16 = 100;
a*ст = 500[ 1- 1] = 0;
b*ст = 200[ 1 – 1] = 0;

Слайд 51

Алгоритм расчета индекса цветопередачи методом CQS

Для излучений, отраженных от цветных образцов при

освещении их испытуемым источником, формулы имеют вид :
L*иi = 116 (Yиi/Yст)1/3 - 16;
a*иi = 500[ (Xиi/Xст)1/3 - Yиi/Yст)1/3]
b*иi = 200[ (Yиi/Yст)1/3 – (Zиi/Zст)1/3];
Для излучений, отраженных от цветных образцов при освещении их эталонным источником, формулы имеют вид :  
L*стi = 116 (Yстi/Yст)1/3 - 16;
a*стi = 500[ (Xстi/Xст)1/3 - Yстi/Yст)1/3];
b*стi = 200[ (Yстi/Yст)1/3 – (Zстi/Zст)1/3];

Слайд 52

Алгоритм расчета индекса цветопередачи методом CQS

7) Затем определяют цветовое различие, которое определяется как

среднее геометрическое между различиями в трёх координатах цвета по формуле
ΔЕ = [(ΔL*)2 + (Δa*)2+ (Δb*)2]1/2, т.е.  
для некоторого i-ого цветного образца определяется разница ΔЕi,
где ΔL*i = ΔL*стi - ΔL*иi; Δa*i = Δa*стi - Δa*иi; Δb*i = Δb*стi - Δb*иi.
8) Затем определяется среднее геометрическое (root-mean-square) между всеми 15-ю цветовыми различиями:

Слайд 53

Алгоритм расчета индекса цветопередачи методом CQS

9) После этого определяется индекс шкалы цветности:

Qa,RMS = 100 – 3,1 ΔERMS
10) Для исключения отрицательных значений и приведения шкалы к диапазону 0-100 применяется следующее преобразование:
Qa,0-100 = 10 * ln{exp (Qa,RMS/10) +1}
11) Окончательный индекс цветопередачи испытуемого источника излучения рассчитывается :
Qa = MCCT * Qa,0-100
При этом коэффициент МССТ рассчитывается по следующей формуле:
MCCT = T3(9,2672*10-11) – T2(8,3959*10-7) + T(0,00255) – 1,612; для Т< 3500К.
MCCT = 1 для Т=3500К или Т˃3500К .

Слайд 55

Критерии точности воспроизведения цвета

- физическая точность воспроизведения цвета;
- физиологическая точность

воспроизведения цвета;
-психологическая точность воспроизведения цвета;

Слайд 56

физическая точность


{ Феλ(λ)}оригинала = { Феλ(λ)}репродукции

Слайд 57

Физиологическая точность

хо - хр ≤ Δх;
уо - ур ≤ Δу;

Lо - cLр ≤ ΔLпор;
здесь хо, уо – координаты цветности сопоставляемого участка объекта;
хр, ур - координаты цветности того же участка объекта в его изображении или на репродукции;
Lо, Lр - яркости соответствующих участков объекта и репродукции;
с – постоянный коэффициент для всех участков репродукции.

Слайд 58

Психологическая точность

Критерием психологической точности изображения объекта является его изображение или репродукция

на таком уровне, когда изменение цвета какого-либо участка изображения начинает понижать оценку качества воспроизведения;
правда, при условии, что не изменились цвета остальных частей репродукции.

Слайд 59

Психологическая точность

А.Б. Матвеев приводит такие примеры:
- экспериментально доказано, что , если цветность

всех участков репродукции изменяется в одном направлении, то это дает возможность допустить большее отклонение цветности какого-либо участка этой репродукции.
- изменения цветности, связанные с чистотой цвета, возможны в большей степени, чем изменения цветности по цветовому тону.
- изменение цветности и яркости на центральных по композиции участках репродукции или изображения должно быть значительно меньше, чем на второстепенных участках.

Слайд 60

Психологическая точность

Подобные соображения приводят к мысли о том, что психологическая оценка точности

может оказаться наиболее правильной при оценке качества воспроизведения цветов, особенно, если учесть, что с помощью этого критерия судят о качестве многоцветного объекта в целом, а не по отдельным его участкам.
Следовательно, именно этот критерий наиболее применим к оценке качества воспроизведения сложных многоцветных объектов.

Слайд 64

Основные выводы рассмотрения равноконтрастных систем

Никакое линейное преобразование колориметрического пространства не может привести

к равноконтрастной системе, т.к. цветовое ощущение связано с цветовым стимулом нелинейной и многопараметрической зависимостью.
Попытки построения единого универсального графика, пригодного для любых уровней яркости и любых адаптационных уровней не удались; они противоречат экспериментальным данным.
При построении равноконтрастного пространства нельзя поверхности равной яркости считать плоскими (Этот вывод вытекает также и из экспериментов Мак Адама). Также нельзя считать подобными сечения равноконтрастного пространства поверхностями равной яркости.

Слайд 65

Сравнение колориметрических систем измерения цвета и равноконтрастных систем

1.Относительно системы RGB – есть

все основания считать ее основной: три основных ее цвета физически осуществимы, могут быть использованы в колориметре. Ее идеи просты и понятны.
2.Система XYZ: ее основные цвета неосуществимы, не могут быть применены в визуальном колориметре. Они существуют как некоторое математическое понятие, как линейная функция реальных цветов.

Слайд 66

Сравнение колориметрических систем измерения цвета и равноконтрастных систем

Однако, несомненны удобства системы XYZ

:
- координаты всех реальных цветов положительны.
- яркость связана только с одной координатой .
В итоге сейчас система RGB почти вытеснена системой XYZ, но нельзя забывать, что система XYZ рождена системой RGB и без нее лишается смысла.

Слайд 67

Сравнение колориметрических систем измерения цвета и равноконтрастных систем

3. Система λ, p, L:

очень наглядна, а ее координаты непосредственно связаны с нашими ощущениями. Доминирующую длину волны λ мы воспринимаем как цветовой тон, т.е. то, что мы, собственно, и называем цветом.
Чистоту р мы воспринимаем как насыщенность, т.е. интенсивность окраски, а яркость L (или коэффициент отражения ρ) является для нас характеристикой светлоты.

Слайд 68

Сравнение колориметрических систем измерения цвета и равноконтрастных систем

Равноконтрастные же системы принципиально отличаются

от колориметрических и относятся к той области цветоведения, которую Шредингер назвал высшей метрикой цвета.
Итог: цвет – как физическая величина – находится в компетенции точной науки – колориметрии.
Цвет – как ощущение, как восприятие – в компетенции психологии.
Связывать физику и психологию – задача явно нелегкая.
Имя файла: Эстетика-освещения.pptx
Количество просмотров: 87
Количество скачиваний: 1