Иконопись Древней Руси презентация

Содержание

Слайд 2

Произведение живописи, являющееся предметом культа. Предположительно происходит от эллинистической портретной

Произведение живописи, являющееся предметом культа. Предположительно происходит от эллинистической портретной живописи.

Согласно церковному учению икона – не воспроизведение, а символ, дающий духовное приобщение к оригиналу

«Икона" в переводе с греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.

Слайд 3

Алипий Печерский Алипий писал иконы для очень многих людей, в

Алипий Печерский

Алипий писал иконы для очень многих людей, в том числе

и для киевской знати.

Известно, что будучи иноком Киево-Печерского монастыря, Алипий принимал участие в росписи и создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры, разрушенного фашистами в 1941 году.

«Ярославская Оранта»
Алипий?

Слайд 4

КИЕВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ Собор Святой Софии (Софийский собор) в Киеве

КИЕВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ

Собор Святой Софии (Софийский собор) в Киеве

Слайд 5

«Богоматерь Оранта» (Нерушимая стена) «Христос Вседержитель» (Пантократор), МОЗАИКИ

«Богоматерь Оранта» (Нерушимая стена)

«Христос Вседержитель» (Пантократор),

МОЗАИКИ

Слайд 6

«Святитель Василий Великий» Благовещение. Мозаика на алтарных столбах Софии Киевской МОЗАИКИ

«Святитель Василий Великий»

Благовещение.
Мозаика на алтарных столбах Софии Киевской

МОЗАИКИ

Слайд 7

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ Собор Святой Софии в Новгороде Иконы: «Спас

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ

Собор Святой Софии в Новгороде
Иконы: «Спас Златая риза»,

икона Божией Матери «Знамение», «Апостолы Петр и Павел» (11 в.):
Фрески – фрагменты фресок купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти.
Слайд 8

«Спас Златая риза» ИКОНЫ икона Божией Матери «Знамение» «Апостолы Петр и Павел»

«Спас Златая риза»

ИКОНЫ

икона Божией Матери «Знамение»

«Апостолы Петр и Павел»

Слайд 9

Спас Нерукотворный. Около 1191 года. ГТГ. Ангел Златые власы. XII – XIIIв.Русский музей

Спас Нерукотворный.
Около 1191 года. ГТГ.

Ангел Златые власы.
XII –

XIIIв.Русский музей
Слайд 10

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ Дмитриевский собор во Владимире:

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ
ШКОЛА ЖИВОПИСИ

Дмитриевский собор во Владимире:

Слайд 11

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. XIII век Спас Златые власы. XIII век

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. XIII век

Спас Златые власы. XIII век

Слайд 12

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь Богоматерь Оранта Около 1224 года. ГТГ.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь

Богоматерь Оранта
Около 1224 года. ГТГ.

Слайд 13

Спас Вседержитель Святые Борис и Глеб. Икона к. XIII —

Спас Вседержитель

Святые Борис и Глеб.
Икона к. XIII — н. XIV вв.
Музей

русского искусства в Киеве.
Слайд 14

Троица с Авраамом и Саррой. Вторая четверть XIV века Спас

Троица с Авраамом и Саррой.
Вторая четверть XIV века

Спас Ярое око.


Середина — вторая четверть XIV века.
Слайд 15

Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ. Богоматерь Донская. Конец XIV века. ГТГ.

Борис и Глеб.
Конец XIV века. ГТГ.

Богоматерь Донская.
Конец XIV века. ГТГ.

Слайд 16

Одигитрия (в переводе с греческого – Путеводительница)

Одигитрия
(в переводе с греческого – Путеводительница)

Слайд 17

Елеуса (в переводе с греческого – Милующая).

Елеуса
(в переводе с греческого – Милующая).

Слайд 18

Оранта (в переводе с греческого – Знамение, лат. orans — молящийся).

Оранта
(в переводе с греческого – Знамение,
лат. orans — молящийся).


Слайд 19

Акафистная собирательный образ.

Акафистная
собирательный образ.

Слайд 20

ковчег поле лузга ОСНОВА

ковчег

поле

лузга

ОСНОВА

Слайд 21

Основа Грунт - Левкас Красочный слой Оклад Паволока Оклад

Основа

Грунт - Левкас

Красочный слой

Оклад

Паволока

Оклад

Слайд 22

Живописные этапы: «роскрышь» — прокладка основных тонов; «санкирь» - заполнение

Живописные этапы:
«роскрышь» — прокладка основных тонов;
«санкирь» - заполнение контуров ликов и других

обнажённых участков тела:
«пробелка» доличного и «охрение» личного — постепенное высветление выпуклых частей изображения;
«оживки» — наложение светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения;
ассист - золочение;
защита – слой олифы
Слайд 23

Как устроена древняя православная икона? Викторина - тест В тетради заполняем таблицу

Как устроена древняя православная икона?

Викторина - тест

В тетради заполняем таблицу

Слайд 24

1. Что изображает икона? Зримый образ конкретной личности Зримый образ незримого

1. Что изображает икона?
Зримый образ конкретной личности
Зримый образ незримого

Слайд 25

2. Разглядывая православную икону, особенно когда речь идет об изображении

2. Разглядывая православную икону, особенно когда речь идет об изображении предметов

с плоскими гранями: зданий, тронов, книг, мы видим, как устроено пространство иконы. Какой вид перспективы применяли древние изографы?
Панорамная перспектива
Обратная перспектива
Прямая перспектива
Тональная перспектива
Слайд 26

3.Как называется углубление на лицевой стороне иконной доски? Ковчег Корабль Ладья Корыто

3.Как называется углубление на лицевой стороне иконной доски?
Ковчег
Корабль
Ладья
Корыто

Слайд 27

4. Какое дерево никогда НЕ используют для иконной доски? Дуб Ольха Липа Кипарис

4. Какое дерево никогда НЕ используют для иконной доски?
Дуб
Ольха
Липа
Кипарис

Слайд 28

5. Доска для иконы выбрана. Что и в какой последовательности

5. Доска для иконы выбрана. Что и в какой последовательности накладывается

на эту доску, чтобы получилась икона?
Доска, олифа, левкас, красочный слой, паволока
Доска, паволока, красочный слой, олифа, левкас
Доска, левкас, паволока, красочный слой, олифа
Доска, паволока, левкас, красочный слой, олифа
Слайд 29

6. Один из необходимых этапов создания иконы - наложение левкаса.

6. Один из необходимых этапов создания иконы - наложение левкаса. Что

такое левкас (в иконописи)?
Ткань редкого плетения, наклеиваемая на доску
Меловой или алебастровый грунт
Защитный слой
Клеящий состав для наклейки золота на поверхность доски
Слайд 30

7. Только в ХХ веке современные люди сумели оценить художественные достоинства древней православной иконы. Да Нет

7. Только в ХХ веке современные люди сумели оценить художественные достоинства

древней православной иконы.
Да
Нет
Слайд 31

8. Что из перечисленного используют для изображения присутствия Божественного света

8. Что из перечисленного используют для изображения присутствия Божественного света от

Господа или от сил небесных и святых на иконе?
Охрение
Золочение
Ассист
Пробела
Слайд 32

Теперь меняемся тетрадками и проверяем!

Теперь меняемся тетрадками и проверяем!

Слайд 33

1-2 ошибки - «5» 3-4 ошибки - «4» 5-6 ошибок

1-2 ошибки - «5»
3-4 ошибки - «4»
5-6 ошибок - «3»
Более 6

ошибок -

Ставим оценку и сообщаем ее мне.

Имя файла: Иконопись-Древней-Руси.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0