Искусство Московского княжества. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублёва презентация

Содержание

Слайд 2

Художники в Древней Руси считались ремесленниками. От них требовалось старательно, с мастерством выполнить

работу. Художники-иконописцы строго следовали правилам, нормам и канонам, выработанным предшествующими поколениями. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

Слайд 3

Иконы чаще всего писали на деревянных досках.
Доску, как правило, вытесывали из бревна,

выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.
Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

Слайд 4

Доска для иконописи

Слайд 5

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего

(осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Поверхность левкаса тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

Слайд 6

Наклеивание паволоки и покрытие левкасом

Слайд 7

На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем

вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую — черной или коричневой краской.
Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

Слайд 8

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет,

венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком — "проолифливали".

Слайд 9

Растирание пигментов на яичном желтке и роскрышь

При написании икон в Древней Руси применяли

краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Слайд 10

Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось

очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.
С другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себя было не нужно: ведь Бог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести Прообраз.

Слайд 11

Икона.
Спас Ярое Око. Успенский собор. Кремль. Москва. Середина XIV в.

Слайд 12

Феофан Грек. Большое значение для формирования московского искусства сыграло творчество Феофана Грека, в

1395 г. расписавшего с Семеном Черным и учениками церковь Рождества Богородицы в Кремле, а в 1405 г.— Благовещенский собор (предшественник существующего) вместе со старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. Хотя иконы, достоверно принадлежащие кисти Феофана, неизвестны, ему приписывают чудотворный образ «Богоматерь Донская» с «Успением Богоматери» на обороте (ГТГ, инв. 14244). Плотное письмо ликов с зеленоватыми тенями, интенсивной подрумянкой и тонкими белильными штрихами-движками характерно для византийской иконописи XIV в.

Слайд 13

Икона «Богоматерь Донская»

Слайд 14

Икона «Успение Богоматери»

Слайд 15

Икона «Преображение»

Еще одна икона, приписываемая Феофану Греку, - икона «Преображение». Написана для Спасского

собора г. Переславля-Залесского

Слайд 16

«Преображение»: фрагмент

Слайд 17

К концу 14 века относится иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле. До последнего

времени считалось, что иконостас создавался пол руководством и при участии Феофана Грека, сейчас исследователи ставят это под сомнение. Однако не зависимо от того, кто руководил его созданием, иконостас Благовещенского собора – одно из важнейших явлений в древнерусской живописи. С него начинается история русского высокого иконостаса.

Слайд 18

Схема русского высокого иконостаса

Слайд 19

Словарь
Иконостас – высокая преграда в русском православном храме, отделяющая алтарь; состоит из нескольких

рядов икон; обязательны деисусный и праздничный ряды, выше могут располагаться пророческий и праотеческий ряд.
Чин – ряд иконостаса.
Деисусный чин – главный ряд иконостаса; расположен над Царскими вратами (входом в алтарь); «деисус» в переводе с греческого – «прошение», «моление»; в центре деисусного чина помещается икона Христа, а справа и слева от него – Богоматери и Иоанна Предтечи, представленных в виде молитвенного заступничества за человеческий род; деисусный ряд может быть продолжен иконами архангелов, апостолов, святых.

Слайд 20

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Слайд 21

Центральная часть деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля: Спас в Силах, Богоматерь,

Иоанн Предтеча

Слайд 22

Спас в Силах: фрагмент

Слайд 23

Богоматерь и Иоанн Предтеча: фрагменты

Слайд 24

Иконы с изображением праздников (праздничный чин) расположены над деисусом. Начинался праздничный чин с

событий из жизни Богородицы: это образы Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Благовещения Пресвятой Богородицы. Далее изображались события из земной жизни Христа: Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Суд Пилата, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Воскресение Христово, Жёны-мироносицы у гроба Господня, Уверение Фомы, Вознесение. Большинство икон праздничного чина представляют события, которые празднуются в двунадесятые праздники и на Пасху.

Слайд 25

Спасо-Андроников монастырь, иноком которого был Андрей Рублёв

Слайд 26

Преподобный Андрей Рублев.
Основные даты жизни и творчества:
Около 1360 – Андрей Рублев

родился, вероятно, в средней полосе России.
До 1405 – Принял монашество с именем Андрей.
1405 – Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.
1408 – Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.
Между 1408 – 1422 - Создание Звенигородского чина.
Между 1422 – 1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427 – 1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
29 января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Слайд 27

Иконы «Рождество» и «Преображение», написанные Рублёвым для праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского

Кремля

Слайд 28

Евангелие Хитрово, в создании которого принимал участие Андрей Рублёв. Сейчас хранится в Отделе

рукописей Российской государственной библиотеки в Москве

Слайд 29

Миниатюры Евангелия Хитрово, выполненные Рублёвым: евангелист Матфей и его символ – ангел

Слайд 30

Фреска «Страшный суд» в Успенском соборе г. Владимира

Слайд 31

«Страшный суд»: фрагмент. Апостолы и ангелы на Страшном суде

Слайд 32

«Страшный суд»: фрагмент. Апостолы и ангелы

Слайд 33

«Страшный суд»: фрагмент. Шествие праведников в рай

Слайд 34

«Страшный суд»: фрагмент. Шествие праведников в рай. Апостол Павел возглавляет праведников

Слайд 35

Икона «Спас в Силах» для деисусного ряда иконостаса г. Владимира

Слайд 36

Артель Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Иконы «Сретение» и «Сошествие во ад» для

праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире

Слайд 37

Андрей Рублёв «Звенигородский чин»

Слайд 38

Собор Успения на городке в Звенигороде, для которого были написаны иконы Звенигородского чина.

Фотография XIX века

Слайд 39

Андрей Рублев «Спас». Звенигородский чин.

Слайд 40

Звенигородский чин. Спас. Фрагмент

Слайд 41

Звенигородский чин. Апостол Павел

Слайд 42

Звенигородский чин. Архангел Михаил

Слайд 43

Андрей Рублёв. Троица

Слайд 44

Троица. Схемы композиции

Имя файла: Искусство-Московского-княжества.-Творчество-Феофана-Грека-и-Андрея-Рублёва.pptx
Количество просмотров: 13
Количество скачиваний: 0