Марийские народные праздники презентация

Содержание

Слайд 2



Задачи:
Провести анализ собранной литературы по данной теме.
Подробно изучить марийские праздники.
Провести

интервьюирование бабушек и дедушек в своем классе и жителей деревни.
Систематизировать собранный материал и составить презентацию.
Разработать реферат по данной теме.

Цель:
Изучить календарные праздники марийского народа

Слайд 3

Актуальность работы

Эта работа приобщает подрастающее поколение к культуре, уважению наследия прошлого и сохранять

его. Народная культура обладает высоким воспитательным потенциалом, открывает детям нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, любовь к родине и др. Народная культура- целостная открытая система, ядро в которой- идеал нравственного человека. В наше время люди всё чаще обращаются к прошлому: к опыту, мастерству веков, ибо это основное богатство которое оставили нам наши предки.
Эта работа над проектной работой сплотила наш коллектив, мы научились решать проблемные ситуации, приобщились поисково-исследовательской работе, что поможет нам в дальнейшем выборе профессии.

Слайд 4

Введение

Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство - традиции,

обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение. Бывая на праздниках, удивляешься тому, как раньше умели отдыхать, играли в разные игры, пели веселые частушки.
Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.

Слайд 5

Шорыкйол (Святки)

Сроки и время проведения: Шорыкйол - один из самых известных марийских

обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.
Значение праздника: Праздник Шорыкйол является важнейшим праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпровождения с играми, плясками, песнями.
Обряды: Дни праздника проводятся все возможные обряды, магический действия, гадания, игры и ряженья, моления, которые направлены на обеспечение хозяйственного и семейного благополучия.

Слайд 7

Уярня(Масленица)

Распространение: Праздник Уярня проводили под названием « Телым ужатымаш»
Сроки и время проведения:

Уярня справляется через 7 недель после праздника Шорыкйол в конце февраля- в начале марта, приурочивается к неделе, когда появляется новая луна.
Значения праздника: Это праздник проводов зимы и встречи весны . Обряды были направлены на пробуждение природы и возрождении плодородных сил земли.
Обряды: Праздничное развлечение начинается в первый день праздника- в понедельник рано утром с катания с горы Уярня курык. На праздник готовили много масленой еды- блины, колобочки из овсяного теста и т.д. В последний день сжигали на шесте ржаной сноп, с криком «Уярня каен».

Слайд 10

Кугече(Пасха)

Распространение: Отмечается повсеместно всеми марийцами.
Сроки и время проведения: праздник Кугече начинает

справляться за 5 дней до христианской пасхи -со вторника пасхальной недели и продолжается до воскресенья.
Значение праздника. Праздник связан с культом предков с семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы. Кугече входит праздников кон пайрем, поэтому значительное место в нем отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением.
Обряды. Пасхальная обрядность начиналась с Вербного воскресения. Накануне праздника проводился обряд изгнания нечистых сил. В каждый день предпасхальной недели совершались определенные обряды.

Слайд 12

Агавайрем(Праздник пашни)

Распространение: Распространен у луговых, восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм. Отдельные группы

восточных марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, татарский Сабантуй.
Сроки и время проведения. Его отмечают перед весенним севом.
Значение праздника. Агавайрем- древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Основными функциями были обеспечение своевременного посева зерновых , достижениям плодородия земли и содействие росту растительности.
Обряды. В содержание праздника входят аграрно-магические обряды и коллективное моление с жертвоприношением из блинов, народные увеселения. В праздничные дни соблюдались запреты нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.

Слайд 14

Семык(Семик)

Распространение. Праздник распространен у луговых марийцев , восточный марийцев.
Сроки и время проведения. Семык

отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.
Значение. Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем(праздник умерших). В нем сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, которые связаны с культом предков, растительности, с семейно-брачными отношениями.
Обряды. Среда и четверг- основные дни праздника, в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, а затем провожают. В период праздника соблюдались разные запреты- не выполнялись работы связанных с землей.

Слайд 16

Пеледыш пайрем(Праздник цветов)

Распространение. Отмечается как общенародной праздник в РМЭ и за её пределами-

в местах компактного проживания марийцев.
Сроки и время проведения. Пеледыш пайрем проводится после завершения весенне-полевых работ. Ежегодно отмечается 12 июня.
Значение. Этот праздник был приурочен к народным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское населения от религиозных праздников. Он прославляет мирный труд, людей труда, служит укреплению национального самозознания народа.
Обряды. Праздник состоит их 2-х частей- торжественной и развлекательной. В торжественную часть входит открытие праздника и поднятием флага, подведением итогов весенне-плевых работ. Развлекательная часть включает в себя концерты художественной самодеятельности.

Слайд 18

Заключение

В современный период растет интерес к традиционной праздничной культуре, многие хотят знать

о том, как народные праздники проводились, обрядах, ритуалах. В своей работе мы попытались изучить самые любимые праздники наших бабушек и дедушек. Для этого ознакомились с различными этнографическими источниками, публикациями по праздникам марийцев, записали воспоминания наших бабушек, пообщались работниками дома культуры. Изучая историю праздников мы всегда празднуем в школе, в селе, привлекая к этому своих родителей и жителей деревни. Праздники всем понравились. Все поставленные задачи перед собой решили.

Слайд 19

Список использованной литературы.

1. Калинина О.А. Марийские праздники.Йошкар-Ола,2006.
2. Календарные праздники и обряды марийцев//. Этнографическое

наследие. Вып-1:Сб.Материалов.-Й.О.: Мар.НИИ.2003.
3. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография .Й.О.: 2005-336.стр.
4.Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари .Й.О.2003год. 208.
Имя файла: Марийские-народные-праздники.pptx
Количество просмотров: 7
Количество скачиваний: 0