Слайд 2
![ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ (ПО ТОКАРЕВУ С.А.) (от греч. – причина) –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-1.jpg)
ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ (ПО ТОКАРЕВУ С.А.)
(от греч. – причина) – мифы объяснительные,
мифы повествования, в которых разъясняется происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.
Например, австралийские мифы:
почему летучие мыши днём слепы (летучая мышь заглянула в дупло и наткнулась на сучок глазом);
почему медведь без хвоста (сумчатый медведь пил у водоёма, а кенгуру отрезал ему хвост);
почему у животных цветные пятна (попугай и опоссум дрались, ранили друг друга – у попугая появилась кровь на шее и груди, а у опоссума – синяк на мордочке) и др.
Слайд 3
![Серый кенгуру Катукан-кара](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-2.jpg)
Серый кенгуру Катукан-кара
Слайд 4
![Более сложные этиологические мифы – те, которые объясняют, откуда вообще](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-3.jpg)
Более сложные этиологические мифы – те, которые объясняют, откуда вообще взялись
животные.
Например, в античной мифологии:
дельфин – это жестокие пирренские корабельщики, которых наказал Дионис;
летучие мыши – дочери царя Миния, отказавшиеся участвовать в мистериях Диониса;
паук – девушка Арахна, искусная ткачиха, наказанная Афиной за дерзость и самомнение
Слайд 5
![Греческая ваза](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-4.jpg)
Слайд 6
![Арахна (паук) – лидийская девушка, состязавшаяся с Афиной в ткачестве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-5.jpg)
Арахна (паук) – лидийская девушка, состязавшаяся с Афиной в ткачестве
Слайд 7
![Ещё более высокий уровень – этиологические мифы, которые объясняют происхождение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-6.jpg)
Ещё более высокий уровень – этиологические мифы, которые объясняют происхождение земли,
неба, гор и т.п.
Часто – объяснение того, что раньше было наоборот:
море было маленьким, помещалось в глиняном горшке, но потом по чьей-то оплошности разлилось (в мифах Меланезии) («Чёрные острова» – группа островов в Тихом океане);
небо и земля были сначала прижаты друг к другу, но кто-то высоко поднял небо и оторвал от земли (в мифах Новой Зеландии, Египта).
Слайд 8
![НУТ – древнеегипетская богиня Неба ШУ – бог воздуха в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-7.jpg)
НУТ – древнеегипетская богиня Неба
ШУ – бог воздуха в Древнем Египте.
ГЕБ
– древнеегипетский бог земли,
сын ШУ и ТЕФНУТ,
брат и муж НУТ,
отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды
Слайд 9
![ТОТЕМИЧЕСКИЕ МИФЫ (ПО ТОКАРЕВУ С.А.) Тотем – на языке североамериканских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-8.jpg)
ТОТЕМИЧЕСКИЕ МИФЫ (ПО ТОКАРЕВУ С.А.)
Тотем – на языке североамериканских индейцев племени
оджибве – «его род».
В основе тотемических мифов – представления о сверхъестественном родстве между группой людей и тотемами – животными, растениями, предметами.
Тотемические мифы – непременная часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества.
Слайд 10
![Мифы австралийцев – сказания о тотемических предках. Мифы рассказывают о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-9.jpg)
Мифы австралийцев – сказания о тотемических предках.
Мифы рассказывают о странствиях этих
предков (зооантропоморфные существа)
То, что встречается на их пути (скалы, водоёмы, ущелья и т.п.) – священные тотемические центры. Это место, где совершаются тайные религиозные обряды, хранятся священные тотемические эмблемы – чуринги.
Слайд 11
![ЧУРИНГА - (на языке австралийских племён аранда — священное, запретное)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-10.jpg)
ЧУРИНГА - (на языке австралийских племён аранда — священное, запретное) –
предметы культа некоторых племён австралийцев.
Плоские орнаментированные куски дерева или камни;
хранились в специальных тайниках и использовались при религиозных обрядах.
Считались воплощениями тотема.
Слайд 12
![Общий смысл тотемических мифов – символическая модель происхождения человеческой группы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-11.jpg)
Общий смысл тотемических мифов – символическая модель происхождения человеческой группы или
какого-то элемента культуры.
Христианский миф о зачатии Иисуса Христа восходит к тотемическому мифу о беременности женщины от вхождения в неё тотемического зародыша.
Христианство унаследовало и некоторые другие тотемические представления: агнец божий, дух святой в образе голубя и др.
Слайд 13
![Agnus dei Агнец божий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Дух святой в образе голубя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-13.jpg)
Дух святой в образе голубя
Слайд 15
![АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ Мифы о сотворении человека, составная часть космогонических мифов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-14.jpg)
АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Мифы о сотворении человека, составная часть космогонических мифов.
Характерная черта:
первоначально
ВСЁ имеет антропоморфный облик.
В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).
Боги, демиурги, культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов (кости животных, орехи, деревья, глина, земля и др.).
Чаще всего происхождение женщины отлично от происхождения мужчины.
Слайд 16
![Представление о первом человеке связано с идеей конца мифического времени,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-15.jpg)
Представление о первом человеке связано с идеей конца мифического времени, когда
люди были бессмертными и не отличались от богов.
Первый человек – это первый смертный.
Вслед за ним люди начали умирать.
Смертью первого антропоморфного существа часто объясняется и происхождение вселенной.
Слайд 17
![НЮЙ ВА одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона, создательница](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-16.jpg)
НЮЙ ВА
одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона,
создательница человечества,
избавительница мира от потопа,
богиня сватовства и брака
Слайд 18
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-17.jpg)
Слайд 19
![МОДЕЛЬ МИРА (ПО В.ТОПОРОВУ) Владимир Николаевич Топоров (1928-2005)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-18.jpg)
МОДЕЛЬ МИРА (ПО В.ТОПОРОВУ)
Владимир Николаевич
Топоров
(1928-2005)
Слайд 20
![Модель – сокращённое и упрощённое отображение представлений о мире внутри](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-19.jpg)
Модель – сокращённое и упрощённое отображение представлений о мире внутри данной
традиции, взятых в их системном и операционном аспектах.
Мир – это человек и среда в их взаимодействии;
«Человеческие» структуры и схемы часто переносятся на среду, и среда описывается на языке антропоцентрических понятий.
Слайд 21
![Модель – сокращённое и упрощённое отображение представлений о мире внутри](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-20.jpg)
Модель – сокращённое и упрощённое отображение представлений о мире внутри данной
традиции, взятых в их системном и операционном аспектах.
Мир – это человек и среда в их взаимодействии
«Человеческие» структуры и схемы часто переносятся на среду, и среда описывается на языке антропоцентрических понятий.
Слайд 22
![Мифопоэтическая модель мира восстанавливается на основании различных источников: данные палеонтологии;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-21.jpg)
Мифопоэтическая модель мира восстанавливается на основании различных источников:
данные палеонтологии;
данные биологии;
этнографии современных
архаических коллективов;
пережиточные представления в сознании современных людей;
языковые данные;
символика сновидений;
сфера бессознательного (более глубокая, чем сновидения);
художественное творчество.
Слайд 23
![Мифопоэтическая модель мира предполагает описание вселенной: пространственно-временное (связь пространства и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-22.jpg)
Мифопоэтическая модель мира предполагает описание вселенной:
пространственно-временное (связь пространства и времени; его
постоянные характеристики – небо, год, древо мировое и т.п.; центр мира; начало во времени святынь, праздников и других сакральных точек);
причинное (мера, которой всё соответствует);
этическое (определение сфер хорошего и плохого; должного и запрещённого; создание этических эталонов);
количественное (сакральные числа; чёт-нечет);
семантическое (качественная структура мира);
персонажное.
Слайд 24
![Для мифопоэтической модели мира характерна техника бриколажа (от франц. –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-23.jpg)
Для мифопоэтической модели мира характерна техника бриколажа (от франц. – играть
отскоком, пользоваться окольным путём для достижения цели).
Вырабатывается система бинарных оппозиций:
структура пространства (верх – низ; небо – земля; щемля – подземное царство; правый – левый; восток – запад; север – юг);
временные (день – ночь; весна (лето) – зима (осень);
цветовые (белый – чёрный; красный – чёрный);
природно-естественные и культурно-социальные, их стык (вода – огонь; мокрый – сухой; сырой – приготовленный);
социальные (мужской – женский; старший – младший; предки – потомки; свой – чужой; близкий – далёкий; внутренний – внешний);
общие (сакральный – мирской, профанический).
Слайд 25
![Отношения между этими противоположностями могут быть описаны и с помощью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-24.jpg)
Отношения между этими противоположностями могут быть описаны и с помощью и
более общих оппозиций: счастье – несчастье; доля – недоля; жизнь – смерть; чёт – нечет.
Эти универсальные знаковые комплексы сами передаются определёнными символами, например – мировое древо.
Слайд 26
![Мировое древо (лат. Arbor mundi) мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-25.jpg)
Мировое древо
(лат. Arbor mundi)
мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания.
Как правило, его ветви соотносятся с небом,
ствол — с земным миром,
корни — с преисподней.
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-26.jpg)
Слайд 28
![Мировое древо (лат. arbor mundi – космическое древо) – образ,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-27.jpg)
Мировое древо (лат. arbor mundi – космическое древо) – образ, который
воплощает универсальную концепцию мира и в разных традициях обозначается по-разному:
древо жизни, древо плодородия, древо центра, древо восхождения, небесное древо, шаманское древо, мистическое древо, древо познания.
Значительно реже – древо зла, древо смерти, древо нисхождения, древо подземного царства.
Слайд 29
![Мировое древо помещается в сакральном центре мира. Оно может рассматриваться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-28.jpg)
Мировое древо помещается в сакральном центре мира.
Оно может рассматриваться по
вертикали и по горизонтали.
При вертикальном членении в нём выделяется:
нижняя часть – корни;
средняя часть – ствол;
верхняя часть – ветви.
Каждая часть соотносится с особым видом животных, птиц.
Верхняя – птицы; чаще всего – две, расположенные симметрично, или одна, как правило, – орёл – на вершине).
Средняя – копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы); изредка – пчёлы; в поле поздних традициях – человек.
Нижняя – змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, фантастические существа.
Слайд 30
![Горизонтальная структура образуется самим деревом и тем, что вокруг него.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-29.jpg)
Горизонтальная структура образуется самим деревом и тем, что вокруг него.
Вертикальная
структура древа связана со сферой космологического. Горизонтальная – со сферой ритуала и его участниками.
Объект ритуала или его образ (например, в виде жертвенного животного – коровы, оленя, лося и т.п., а ранее и человека, совмещённого с древом) всегда находятся в центре, участники ритуала – справа и слева.
Слайд 31
![Древо – модель культуры в целом, это своего рода древо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-30.jpg)
Древо – модель культуры в целом, это своего рода древо цивилизации
среди природного хаоса.
Оно отразилось в мифах, играх, поэзии, даже в особенностях человеческой психики.
Согласно «тесту Коха», на определённой стадии развития детской психики в создаваемых детьми изображениях доминирует образ дерева
Схема дерева используется до сих пор там, где рассматриваются процессы «ветвления» из единого «центра».
Слайд 32
![Мировая гора – трансформация мирового древа, это образ мира, модель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-31.jpg)
Мировая гора – трансформация мирового древа, это образ мира, модель вселенной.
Гора находится в центре мира, там, где проходит его мировая ось (аsxis mundi).
Продолжение мировой оси вверх, через вершину горы, указывает положение полярной звезды.
Слайд 33
![Наиболее известные горы: Олимп, Парнас (место обитания Аполлона и муз);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-32.jpg)
Наиболее известные горы:
Олимп, Парнас (место обитания Аполлона и муз);
Этна (расположена кузница
Гефеста, с огнём из этой горы Деметра искала Персефону);
Кавказ (прикован Прометей);
Синай (Яхве открыл Моисею десять заповедей);
Эльбрус (прикован грузинский культурный герой Амирани).
Слайд 34
![Парна́с - священная гора в Греции, считалась средоточием земли Ритуально-религиозные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-33.jpg)
Парна́с - священная гора в Греции, считалась средоточием земли
Ритуально-религиозные сооружения, напоминающие
гору:
пирамида
зиккурат
пагода
храм
ступа
чум
арка
Слайд 35
![Пуп Земли́ — космологическое понятие центра мира в различных религиозно-мифологических традициях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-34.jpg)
Пуп Земли́ — космологическое понятие центра мира в различных религиозно-мифологических традициях
Слайд 36
![СЕРЕДИНА МИРА одна из категорий моделирования пространства. Самая распространённая репрезентация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/88984/slide-35.jpg)
СЕРЕДИНА МИРА
одна из категорий моделирования пространства. Самая распространённая репрезентация середины
мира – мировое древо.
Середина представляется в виде:
очага (или вообще – огня);
колодца;
алтаря;
жертвенного столба;
царственного трона;
солнца (или иного астрального тела);
другие сакрализованные предметы.
Через эти объекты проходит мировая ось (axis mundi).