Михаил Васильевич Нестеров презентация

Содержание

Слайд 2

М. Нестеров. Свв. Кирилл и Мефодий. Владимирский собор в Киеве.

В образах свв. Кирилла

и Мефодия еще чувствуется влияние Васнецова, от которого он постепенно отходит.

Слайд 3

М. Нестеров. Княгиня Ольга. Росписи Владимирского собора в Киеве.

В основу своих образов Нестеров

подобно мастерам Возрождения кладет душевные переживания своих персонажей. Именно они являются отражением религиозных переживаний. “Поэтическая трогательность” и “кроткое умиление”, присущие многим образам, являются выражением основного содержания и понимания события. Под действием Божьей благодати святые умягчаются сердцем, их образы наполнены проникновенностью, лиричностью, умилением и состраданием.
Если Васнецов изобразил веру активную, святую силу, то Нестерову удалось с удивительной правдивостью передать веру кроткую, пассивную, бессознательную, подобную теплящейся лампадке.

Слайд 4

М.Нестеров. Свв .князья Борис и Глеб. Росписи Владимирского собора в Киеве.

Кроткая готовность к

страданию за веру – особенность, которую внес в образы Нестеров в отличие от мужественных подвижников Васнецова, готовых утверждать свою веру также и силой меча.

Слайд 5

М.Нестеров. Св.Варвара. Росписи Владимирского собора в Киеве.

Образы Нестерова передают молитву, но не самоуглубленную

“умную” молитву, не состояние боговидения, а, как писал В.Розанов, “молитву в особых обстоятельствах”, молитву, с которой припадают к Богу русские люди в дни потерь и горя.

Слайд 6

Чтобы избежать холодности, Нестеров стал писать некоторые образы с живых людей. Например, его

невеста Е.А.Прахова (брак позже не состоялся) стала прообразом св. Варвары.
О. Павел Флоренский : «Искание современными художниками модели при писании священных изображений уже само по себе есть доказательство, что они не видят явственно изображаемого или неземного образа, а если бы видели ясно, то всякий посторонний образ, да и к тому же образ иного порядка, иного мира был бы помехой, а не подспорьем тому духовному созерцанию. Но если они не могут удостоверить праведности своего изображения и даже в себе в том не уверены, то разве это не значит, что они притязают свидетельствовать о сомнительном, берут на себя ответственнейшее дело святых отцов и, не будучи таковыми, самозванствуют и даже лжесвидетельствуют?».

Слайд 7

М. Нестеров. Рождество. Росписи Владимирского собора в Киеве.

В сцене “Рождества” Нестеров, по его

собственному признанию, “пытался совместить торжественность сцены с поэтической трогательностью ее”

Слайд 8

М.Нестеров. Св. князь Глеб. Владимирский собор в Киеве.

Стремясь сделать образы иконными, Нестеров дал

им большие широко раскрытые глаза, молитвенно сложенные руки, нарочитое религиозное умиление. Отсюда манерность и слащавость многих образов. Выражение некоторых лиц святых А.Бенуа определил как сахарно-миловидные и пересоленно-экстатические. В ряде образов присутствует болезненность и нервная заостренность.

Слайд 9

М. Нестеров. Крещение. Роспись Владимирского собора в Киеве.

М.Нестеров. Воскресение. Эскиз росписи алтарной стены северного

придела на хорах Владимирского собора

Слайд 10

М. Нестеров. Христос. Владимирский собор в Киеве.

Добиваясь неземного отблеска на лике Христа в

сочетании с его идеальностью, Нестеров пришел к кукольности. В женских образах присутствует лирическая мечтательность, которая, видимо, являлась способом передачи внутреннего созерцания.

Слайд 11

М.Нестеров. Богородица. Владимирский собор в Киеве.

Слайд 12

Храм св. Александра Невского в Абастумане

Нестерову было тяжело работать в рамках канона, его

тяготил стоящий над ним авторитет Церкви, не хватало свободы творчества, не хватало большего привнесения своего самостоятельного понимания, что отражено в его письмах. Но такая возможность представилась Нестерову в работе над росписями храма св. Александра Невского в Абастумане . Храм был построен в 1899-1904 год на средства наследника престола, младшего брата Государя Николая II великого князя Георгия Александровича, который, будучи больным туберкулезом, подолгу жил в Абастумане по рекомендации врачей, там и умер в 1899 году. Художнику предоставлялась полная свобода в росписи храма. Не было ни комиссий, ни духовных цензоров. Не назначалось никаких сроков, всё дело отдавалось на творческую волю художника. Впервые в истории церковного искусства только один художник расписывал храм целиком, никто из художников, приглашённых Нестеровым, не смог поехать в Грузию.

Слайд 13

М.Нестеров. Богоматерь Знамения. Храм Александра Невского в Абастумани.

В конхе апсиды располагается фреска «Знамение».

В отличие от традиционной иконографии Иисус Христос изображен не младенцем, а отроком с благословляющим жестом.

Слайд 14

Нестеров Михаил. Христос во славе. Эскиз росписи церкви Александра Невского в Абастумане. 1902-1904

гг.

В Абастумане Нестеров дальше отходит от древнерусского искусства, чем во Владимирском соборе, и приближается к исканиям английских прерафаэлитов, Пюфис де Шаванна и немецких неоидеалистов. Храм производил впечатление не композиционным решением, не найденными новыми образами, а общим своим колористическим решением.

Слайд 15

М.Нестеров. Успение Александра Невского. Эскиз. Храм Александра Невского в Абастумани.

Художник развивает тему коллективного

предстояния, “когда все участники вымышленного действия сердцами, телами, мыслями своими обращены к единому ... Центру” (П.Ю.Климов "Росписи М.В.Нестерова в церкви св. Александра Невского в Абастумане " ). В сцене присутствует фольклерное начало, и она напоминает работы художников абрамцевского кружка.

Слайд 16

Храм Воскресения (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге

Храм Воскресения (1883-1907) был сооружен на месте

убийства императора Александра II
1 марта 1881 года.
Внутри храм украшен мозаикой. Васнецов и Нестеров принимали участие в создании эскизов для мозаичных композиций. Главная тема храма - надежда и спасение - нашла отражение в мозаике М.В.Нестерова "Воскресение Христа" на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Он - воплощение торжества жизни над смертью.

Слайд 17

М.Нестеров. Троица. Храм Воскресение (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.

Слайд 18

М. Нестеров. Александр Невский. Мозаичная икона. Храм Воскресения (Спаса на крови)» в Санкт-Петербурге.

1894-1895 гг.

Благоверный князь представлен молящимся в домовой церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой.

Слайд 19

Покровский собор. Марфо-Мариинская обитель.

Последнюю попытку выработать в церковной живописи современный стиль Нестеров сделал

в Покровском храме (1908-1912), построенном архитектором Щусевым в обители, основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной в Москве. В Марфо-Мариинской обители над Нестеровым не стояли никакие комиссии, ему были созданы, как никогда прежде, самые благоприятные условия для работы и творческого самовыражения.

Слайд 20

М.Нестеров. Росписи Марфо-Мариинской обители.

Нестеров был доволен росписью: “Владимирский собор – это молодость, это

куда ни шло. Но Абастуман, храм Воскресения, Частория – все это было не нужно. Только в Марфо-Мариинской обители я сам и у меня свое, - да в Сумах”.

Слайд 21

М.Нестеров. «Путь ко Христу». Марфо-Мариинская обитель

В трапезной Нестеров поместил огромную композицию “Путь ко

Христу” длиной десять метров.

Слайд 22

М. Нестеров. Путь ко Христу. Покровский храм Марфо-Мариинской обители.

Он писал: “Сестры общины Марии

и Марфы (в их белых костюмах) ведут, указывают людям Христа, являющегося этим людям в их печалях и болезнях душевных и телесных, среди светлой весенней природы. Люди эти не есть только “люди русские”, ни по образу, ни по костюмам”. Художник стремился выразить идею, являющуюся общечеловеческой. Христос в “Пути ко Христу” прозрачен, почти нереален.

Слайд 23

Купол храма Покрова.

Слайд 24

Покров Богоматери. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Слайд 25

М. Нестеров. Евхаристия. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Слайд 26

М.Нестеров. Евхаристия.

Слайд 27

М.Нестеров. Евхаристия. Ангелы.

Слайд 28

Христос у Марфы и Марии.

В росписи Нестеров стремился “очеловечить” канонические образы, сделать их

более реальными. Пейзаж в сцене с Марфой и Марией написан под впечатлением от Италии, где перед этим побывал Нестеров.

Слайд 29

М. Нестеров. Воскресение Христов. Роспись Покровского храма

Слайд 30

М.Нестеров. Роспись Покровского храма Марфо-Мариинскогой обители.

Искусство Нестерова сближается с искусством модерна. Он использует

растительные орнаменты; в них входят мотивы русской природы: березки, рябинки, елочки, полевые цветы.

Слайд 31

Благовещение. Роспись алтарных столбов Покровского храма.

Фигуры приобретают изящные, гнущиеся формы, возрастает декоративность.

Слайд 32

М. Нестеров. Богоматерь «Умиление».1909 г. Медь, масло. Из иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.

Архитектор

Щусев предлагал стилизовать в храме росписи по образцам псковских и новгородских церквей. Но Нестеров отказался: “Я думал сохранить в росписи свой, так сказать, “нестеровский” стиль своих картин”. Только в иконостасе Нестеров выполнил иконы в новгородском стиле: “На образах этого иконостаса я хотел испытать себя, как стилизатора, и увидел, что при желании тот или иной стиль я мог бы усвоить, довести до значительной степени художественного совершенства. Но не это меня тогда занимало в храмовой живописи. ... Не о том мечтал я тогда”.

Слайд 33

 Подлинного возрождения русского религиозного искусства в конце XIX века не произошло. Для этого

были и объективные, и субъективные причины. Религиозное искусство непосредственно связано с состоянием духовной жизни всего общества. И только лишь возрождение стремления в обществе к религиозным идеалам, осознания их абсолютной ценности по сравнению со всеми иными и глубокое покаяние могут создать условия для появления художников, способных в красках запечатлеть образы святости, постигнутые не путем теоретических рассуждений, а путем открытия духовного зрения как дара, данного всей Церкви целиком, и молитвенного приобщения к нему.
Имя файла: Михаил-Васильевич-Нестеров.pptx
Количество просмотров: 18
Количество скачиваний: 0