Народы ханты и манси. 5 класс презентация

Содержание

Слайд 2

Над исследованием работали:

Финно-угорский народ.

Чухланцева Яна
Аржанникова Дарья
Культура жилища манси и ханты

Травникова Екатерина
Округина

София
Фольклор как образ жизни народа

Филиппова Анна
Тонких Алёна

Над исследованием работали: Финно-угорский народ. 5б Чухланцева Яна Аржанникова Дарья Культура жилища манси

Слайд 3

Цель исследования: Познакомиться с историей коренного народа Урала, культурой ханты и манси.

Задачи:
рассмотреть историю заселения

народов;
рассмотреть историю возникновения культуры;
Сопоставить культуры обеих народов;
создать презентацию «Народы ханты и манси».
Найти в СМИ материал для решения проблемы.

Цель исследования: Познакомиться с историей коренного народа Урала, культурой ханты и манси. Задачи:

Слайд 4

Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа.

Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа.

Слайд 5

Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа.

Манси - народ, составляющий

коренное население Северного Урала.
Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, фины, манси, ханты).
Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси

Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа. Манси - народ,

Слайд 6

Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа.

Учёные-этнологи считают, что в

основу появления этого этноса легло слияние двух культур — уральского неолита и угорских племен

Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа. Учёные-этнологи считают, что

Слайд 7

Ханты и манси - обские угры

Для обозначения хантов и манси как единого целого

в научной литературе утвердился еще один термин — обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI — XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

Ханты и манси - обские угры Для обозначения хантов и манси как единого

Слайд 8

Учёные-этнологи считают

… что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур —

уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири.

Учёные-этнологи считают … что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур

Слайд 9

Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор.

Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор.

Слайд 10

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены

следы пребывания вогулов.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

Слайд 11

Бляшка, состоящая из двух лосей. VII-VIII вв.

Бляшка, состоящая из двух лосей. VII-VIII вв.

Слайд 12

Пермский звериный стиль музей в Чердыни

Пермский звериный стиль музей в Чердыни

Слайд 13

Богатые археологические находки в данном регионе.

Богатые археологические находки в данном регионе.

Слайд 14

Данный дизайн ножа сохранился у всех групп манси. 

Данный дизайн ножа сохранился у всех групп манси.

Слайд 15

Происхождение и история народов ханты и манси

Манси и ханты — обские угры

Происхождение и история народов ханты и манси Манси и ханты — обские угры

Слайд 16

Ермак. Народы Сибири. Послы Ермаковы.

Ермак. Народы Сибири. Послы Ермаковы.

Слайд 17

Культура манси и хантов

Культура манси и хантов

Слайд 18

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается

от одной до 8 семей.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается

Слайд 19

Известные юрты

Юрта Анямова (деревня Тресколье),
Юрта Бахтиярова,
Юрта Пакина (деревня Пома),
Юрта Саминдалова

(деревня Суеватпауль),
Юрта Курикова и др.

Известные юрты Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта

Слайд 20

Остальные ивдельские манси живут диспансерно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на

территории города Ивдель, а так же в посёлке Умша (см.фото)

Остальные ивдельские манси живут диспансерно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на

Слайд 21

Жилище Манси называется ЧУМ. Делают его из дерева и оленьей шкуры.

Жилище Манси называется ЧУМ. Делают его из дерева и оленьей шкуры.

Слайд 22

Интерьер чума

Интерьер чума

Слайд 23

Интерьер чума

Интерьер чума

Слайд 24

Жилище манси, посёлок Тресколье

Жилище манси, посёлок Тресколье

Слайд 25

Слайд 26

Заготовка бересты

Заготовка бересты

Слайд 27

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Слайд 28

Слайд 29

Лабаз или Сумьях для хранения пищи

Лабаз или Сумьях для хранения пищи

Слайд 30

"Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди"

туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

"Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди"

Слайд 31

Мифология в фольклоре и культуре ханты и манси
В народном искусстве основное место занимает

орнамент.
Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Мифология в фольклоре и культуре ханты и манси В народном искусстве основное место

Слайд 32

Традиционная одежда ханты и манси - для культуры это своеобразный «паспорт».

Традиционная одежда ханты и манси - для культуры это своеобразный «паспорт».

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Орнаментированные изделия: материал и техника. Мех и ровдуга (оленья кожа)

Орнаментированные изделия: материал и техника. Мех и ровдуга (оленья кожа)

Слайд 36

Музыкальный фольклор

история народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях,

сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях.

Музыкальный фольклор история народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в

Слайд 37

Фиксировать фольклор начали еще в 14 веке.

Новицкий, Григорий Ильич-первый описал обряды, праздники обских

угров.

Фиксировать фольклор начали еще в 14 веке. Новицкий, Григорий Ильич-первый описал обряды, праздники обских угров.

Слайд 38

Наряду с этими существуют и другие устные жанры – песня. Например, «песня судьбы»

или «личная песня», которую человек складывал о своей жизни. Распространены были и бытовые сказки, рассказы о животных.

Наряду с этими существуют и другие устные жанры – песня. Например, «песня судьбы»

Слайд 39

ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ НАРОДА


ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ НАРОДА

Слайд 40

Танец Филина

Танец Филина

Слайд 41

Пластика движения мансийских танцев практически не изучена. Каждое движение в танце у народа

манси имел свой сокрытый особенный смысл, определённый символ, наполненный социальным содержанием.

Пластика движения мансийских танцев практически не изучена. Каждое движение в танце у народа

Слайд 42

Известные празднества у народов манси и хантов

Многие торжества приурочены к датам православного календаря.

Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэл эква – Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей.

Известные празднества у народов манси и хантов Многие торжества приурочены к датам православного

Слайд 43

В конце мая – начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках,

разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить.

В конце мая – начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках,

Слайд 44

С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую

очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.

С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую

Слайд 45

Музыкальный фольклор.

Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а

также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.

Музыкальный фольклор. Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов,

Слайд 46

Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им

пользовались также шаманы при камланиях как альтернативу бубну и певцы-музыканты- лекари арэхта-ку. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами».

Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им

Слайд 47

Тумран – губной язычково-щипковый инструмент. Изготовляется из расщепленной кости задней ноги или лопатки

оленя. Тумран представляет собой узкую пластинку до 10 -15 см длиной, 1,5 - 3 см шириной, с прорезанным внутри тонким «язычком» и привязанной к его основанию жильной нитью. На нем играют как женщины, так и мужчины. Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего «язычка», приводимого в действие с помощью веревочки.

Тумран – губной язычково-щипковый инструмент. Изготовляется из расщепленной кости задней ноги или лопатки

Слайд 48

Нерыпь- скрипка манси

Нерыпь- скрипка манси

Слайд 49

В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника – йалпын хотал –

северный стиль и йал`пэн хэтэл – южный стиль, включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены.

В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника – йалпын хотал –

Слайд 50

Шаманская музыка (кайне эрыг – северная, кайх ерэй – южная) является персональной формой

музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

Шаманская музыка (кайне эрыг – северная, кайх ерэй – южная) является персональной формой

Слайд 51

Нашу беседу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко.

Наш округ - седой богатырь Свой дух

возродил величаво, Опора России - Урал и Сибирь! Гордимся Югрою по праву.

Нашу беседу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко. Наш округ - седой богатырь

Имя файла: Народы-ханты-и-манси.-5-класс.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0