Нидерланды. Возрождение презентация

Содержание

Слайд 2

Принципы искусства Возрождения
в Нидерланды пришли позднее - 15 - 16 века.

Персонажи в живописи нидерландцев

скромные и будничные. Они, как сказал один из ведущих искусствоведов эпохи Северного Возрождения Николай Никулин, «соразмерны Вселенной и органически входят в нее, не утверждая себя и не претендуя быть ее грозным хозяином».

Слайд 3

Особенности:
Отношение к античности:  гораздо меньшее влияние античной культуры чем в Италии.
Значительное влияние готического стиля. «Осень

средневековья» - произрастание Северного Ренессанса непосредственно  из Готики.
Меньше наукообразия, больше мистицизма.
В искусстве - тема пути, жизненной дороги  человека полной страданий, вместо его пребывании в божественном пространстве у итальянских мастеров.

Слайд 4

Отсутствие идеализации, героизации и монументализации образа человека
 В искусстве. Строгий порой саркастический взгляд на его пороки.
 Присутствие иронии и юмора в

искусстве, смех и плач одновременно.
Значительная роль пугающих образов в картинах Северного Возрождения  (влияние средневековой символики).

Слайд 5

МАСТЕРА

Братья Ян и Губерт ван Эйк.          
Рогир ван дер Вейден                      
Гуго ван дер Гус                           15 век
Ханс Мемлинг                                       
Иероним Босх
Питер

Брейгель                                 16 век

Слайд 6

В Нидерландах в 15 веке яркий расцвет искусства.
Развитие торговли, производство тканей, ковров, стекла.  
Храмы строились в основном из кирпича ( мало

камня).
Скульптура не получила особенного развития.
Развитие миниатюрной живописи в продолжение готических традиций.
( «Часослов герцога Беррийского» - братья Лимбург 15 век.)
Внимательная пристальность взгляда пришла и в алтарную живопись.

Слайд 7

Братья  - Ян и Губерт ван Эйк

Ян ван Эйк начал как миниатюрист. Изобретение масляных красок приписывается им.
Самое

прославленное  произведение братьев - большой Гентский алтарь.
Начат Губертом, окончен Яном в 1432 году.
Створки алтаря расписаны в два яруса - снаружи и внутри.
Наружные створки - «Благовещение» с коленопреклоненными донаторами.
В раскрытом виде алтарь вшестеро больше.
Совокупность сцен воплощает идею искупления человеческих грехов и грядущего его просветления.
В нижнем ярусе - «Поклонение Агнцу», сюжет из откровения Иоанна Богослова. Агнец - мистический символ апофеоза ожидающего праведников.

Слайд 8

Гентский алтарь - 1426 -1432 г.г., Гент, церковь святого Бавона.

Слайд 9

Гентский алтарь – одно из самых грандиозных творений Ян ван Эйка.

Слайд 10

« Чета Арнольфини»  - 1434 год., Ян ван Эйк.

Тема таинства брака, сокровенный церемониал.
(Уже здесь

- бюргерская привязанность к миру вещей.)
Смиренные труженики Нидерландов противопоставляются гордым «Икарам» Италии.

Слайд 11

«Мадонна канцлера Роллена» - 1435 -1436 г.г.

Слайд 12

Необычайно ярким художником 15 века был Иероним Босх (около 1450-1516г.)
Его творчество –

это как бы взрыв средневекового мировоззрения, которое видит человека скопищем всевозможных пороков и грехов, а мир – обителью зла.

Иероним Босх

Слайд 13

Родился и прожил всю жизнь в городе Хертогенбос.
Писал преимущественно алтарные триптихи.
Его картины - это картины

притчи, картины пророчества.
В своем творчестве он активно использует язык символов, свойственный готическому стилю.
Наиболее ярко это выразилось в картине-триптихе - «Сады земных наслаждений».

Слайд 14

На левой створке триптиха, что вполне канонично, изображен рай и сотворение Евы. На

правой ад. В центральной части основная тема картины - сады земных наслаждений.
В соответствии с готической традицией земные наслаждения часто сплетаются с пороками и грехами. Грехи представлены в картине в символическом виде. Где то эти символы согласуются со средневековыми традициями (чревоугодие - свинья, гнев - лев, грифон - зависть, осел - жадность), а где то они совершенно неожиданны самобытны и не подлежат простому объяснению.
Аллегории Босха многогранны и неоднозначны, они вполне актуальны и сегодня, поскольку всегда актуальнатема борьбы добра со злом, «полем для которой являются человеческие сердца».

Слайд 15

Босх триптих  «Воз сена»

Нидерландская пословица гласит: «Мир - это воз сена, и каждый

берет из него все что удастся ухватить.»
Развивая эту тему в своей картине, Босх вновь напоминает человеку о тщетности земных желаний и их тесной связи с пороками, о реальной людской нищете, ведь земные блага - это только сено.
Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий) Христа. Одна из них, наиболее знаменитая -«Несение креста», где Христос изображен в окружении монстров, он закрыл глаза будто устав от людских пороков. Тяжесть креста утраивается этими лицами, искаженными страстями. Темный густой фон картины выделяет цветовые удары почти так же интенсивно как в готических  витражах, и делает картину подобной чудовищному сновидению или наваждению, от которого хочет проснуться и сам Христос.

Слайд 16

Страшные образы Босха всегда есть обличение зла.
В его картинах также всегда есть альтернатива

злу в лице добра и красоты живущих в мире. Добро часто представлено также символами и аллегориями, но концентрируется прежде всего в облике Христа, и святых изображаемых художником.

Слайд 17

Особенности творчества Босха
В русле религиозного жанра, притчевый иносказательный характер картин.
Мистицизм, фантастичность, сказочность.
Необычный подход

к каноническим сюжетам.
Сложная символика.
Композиционная насыщенность, многофигурность.
Детализация, подробная гладкая живописная манера.
Декоративность цветовых решений картин.
Иронический взгляд на человеческие поступки.

Слайд 18

Одно из самых безысходных произведений – «Несение креста»

Слайд 19

Большое место в его творчестве занимает пейзаж, где прекрасный и величественный мир природы

предстает в тесном соприкосновении с жизнью людей:
«Сенокос»
«Жатва»
«Охотники на снегу»

Питер Брейгель Старший

Слайд 20

Босх уже 4 года как умер, когда Брейгель родился. И тем не менее, Брейгель считал себя

его учеником.
Работал в Антверпене. Учился у Кука ван Альста.
Писал картины в манере Иеронима Босха, но все же по иному.
Был прозван «мужицкий», а также Питер - шутник.

Слайд 21

Сенокос

Слайд 22

Жатва

Слайд 23

Охотники на снегу

Имя файла: Нидерланды.-Возрождение.pptx
Количество просмотров: 94
Количество скачиваний: 0