- Главная
- Культурология
- Новый год - любимый праздник
Содержание
- 2. Константин Ваншенкин Новый Год Предновогодняя уборка, И вечер с множеством затей, И обязательная ёлка В домах,
- 3. Волшебный праздник Под Новый год мы все временно становимся детьми. Еще недавно такие деловые, серьезные и
- 4. Как праздновали Новый год древней Армении В Древней Армении, как и в Древний Индии, Новый год
- 5. В Древней Риме Новый год праздновался с незапамятных времен в начале марта. Это продолжалось до тех
- 6. Как праздновали Новый год Древней Греции В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния
- 7. Календарь Юлия Цезаря Древний Рим встречал Новый год по-прежнему 1 марта. В 45 г. до н.э.
- 8. Древнейшие памятники русской письменность показывают, что славянские названия месяцев тесно связаны с явлениями природы. при этом
- 9. Подарок из Византии С принятием христианства на Руси в 988 г. церковь ввела в обиход византийский
- 10. В ожидании конца света… В конце XV в. сентябрьский год в летописях полностью вытеснил мартовский. Это
- 11. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России отмечают, как и в других
- 12. Петр I повелел сделать главным символом праздника ёлку. Первая новогодняя елка появилась в Петербурге в 1704
- 13. Дед Мороз и Снегурочка С раннего детства Новый год ассоциируется с Дедом Морозом и его внучкой
- 14. В царствование его первой хозяйки Екатерины II на Рождество при дворе устраивались святочные игры, когда торжественная
- 15. Первая праздничная елка была установлена в России 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры
- 16. Алексей Апухтин На Новый 1881 год Вся зала ожидания полна, Партер притих, сейчас начнется пьеса. Передо
- 17. Последняя елка семьи Николая II Во времена царствования последнего российского императора Николая II елку обычно ставили
- 18. Новый год в советское время После революции 16 ноября 1917г. Совет народных комиссаров во главе с
- 19. Необычное возвращение В конце 1934 г. Сталин лично дал Указание вернуть народный праздник Нового года. Рождество
- 20. Новогодний бал в советской школе Новый год 2020г., Манеж Ирина Токмакова Тихо ель качается. Старый год
- 21. Как отметят Новый 2021 год жители Москвы Опять коронавирус коррективы На праздник Новогодний вносит к нам:
- 22. Галынский М.С. Энциклопедия Нового года и Рождества.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-412с.:ил. Эта книга поможет устроить искрометный, незабываемый
- 23. Роман американской писательницы Луизы Мэй Элкотт до сих пор остается одной из самых популярных «книг для
- 24. Самая настоящая рождественская сказка о любви, искуплении и надежде. Мистер Туми — резчик по дереву, он
- 25. Внимательно собранный и изданный под чудесной обложкой рождественский сборник «Серебряная метель» — сюда вошли лучшие повести,
- 26. Книжный обозреватель Евгения Шафферт так пишет о рождественской главе этой книги: «...Такого поэтичного описания русских праздников
- 28. Скачать презентацию
Константин Ваншенкин
Новый Год
Предновогодняя уборка,
И вечер с множеством затей,
И обязательная ёлка
Константин Ваншенкин
Новый Год
Предновогодняя уборка,
И вечер с множеством затей,
И обязательная ёлка
В домах, где даже нет детей,
И я сочувствую сегодня
Друзьям, обиженным судьбой,
— Всем тем, кто в вечер новогодний
Не видит ёлки пред собой. …
Вокруг свечи сияет венчик.
И тишина. И сладко всем.
А старый год всё меньше, меньше…
И вот уж нет его совсем.
И мы волненье ощущаем,
У года стоя на краю,
Хотя который год встречаем
Мы Новый год за жизнь свою.
Сухим снежком, морозцем вея,
Он к нам на празднество идёт.
Но с каждым годом всё новее,
Наш добрый гость, наш Новый год.
Волшебный праздник
Под Новый год мы все временно
становимся детьми. Еще недавно такие
Волшебный праздник
Под Новый год мы все временно
становимся детьми. Еще недавно такие
Я закопал шампанское под снегопад в саду
Выйдем с тобою с опаскою, вдруг его не найду
Нас обвенчает наскоро сказочная метель
С первого по тринадцатое и навсегда теперь.
Словно двенадцать месяцев эти двенадцать дней
Наверно что-то сменится в жизни твоей и моей
Наверно что-то сменится в эти двенадцать дней, двенадцать дней.
Андрей Вознесенский
Как праздновали Новый год древней Армении
В Древней Армении, как и в
Древний
Как праздновали Новый год древней Армении
В Древней Армении, как и в
Древний
к ветке дерева ленточку, или украшение.
В 301 году н.э. армяне приняли Христианство, веру в другого бога, однако прежний обычай встречать весну не забыли. В городах и деревнях Армении, чаще возле храмов и родников стоит дерево, обвязанное многочисленными платочками и ленточками. Верят, что дерево полное накопленное за зиму энергией исполняет желания.
В Армении в первые дни Нового года чаще украшали абрикос. Священное дерево, дающее плоды солнечного цвета, росло в каждом дворе.
Даже сейчас в древнем храме Солнца – Гарни
каждый праздник отмечается по обычаям предков
Жрецы благословляют семена пшеницы, вино и ветви ивы – первого дерева, цветущего в Араратской долине.
Храм Солнца Гарни
В Древней Риме Новый год праздновался с незапамятных времен в начале
В Древней Риме Новый год праздновался с незапамятных времен в начале
Как праздновали Новый год Древней Риме
Как праздновали Новый год Древней Греции
В Древней Греции Новый год наступал
Как праздновали Новый год Древней Греции
В Древней Греции Новый год наступал
Жрецы. Каждый раз они под Новый год собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.
Между прочем, так родилась трагедия, в буквальном переводе – «козлиная песнь».
Календарь Юлия Цезаря
Древний Рим встречал Новый год по-прежнему
1 марта.
В 45
Календарь Юлия Цезаря
Древний Рим встречал Новый год по-прежнему
1 марта.
В 45
Когда в Риме положили начало созданию мировой империи, их календарь состоял из 10 месяцев по 36 дней в каждом. Новый год у них начинался с месяца весеннего равноденствия, названный мартом в честь бога войны Марса. Второй месяц назван апрелем (согретый солнцем), третий - маем в честь богини природы Майи, четвертый - июнем в честь богини брака и материнства Юноны. Остальные месяцы были обозначены просто порядковыми номерами: пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый. От римлян эти названия месяцев вошли во многие языки, в том числе и в русский . Отчет годов римляне вели от основания Рима в 754 г. до н.э.
Юлий Цезарь
Марс
Майя
Юнона
Древнейшие памятники русской
письменность показывают, что
славянские названия месяцев
тесно связаны с явлениями природы.
Древнейшие памятники русской
письменность показывают, что
славянские названия месяцев
тесно связаны с явлениями природы.
тех мест в которых обитали разные
племена, получали разные названия.
Так январь назывался где сечень (время рубки леса), где просинец (после зимней облачности появилось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно). Фераль – сечень, снежень, или лютый (Лютые морозы). Март - березол (существует несколько толкований : начинает цвести береза, брали сок из березы, жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы)и т.д.
Славянские названия месяцев
Нельзя не согласиться, что наши древние, исконные названия месяцев звучат намного более поэтично, трогают за душу, пробуждают в нас глубинные пласты генетической памяти, соединяют разорванное время…
Подарок из Византии
С принятием христианства на Руси в 988 г. церковь
Подарок из Византии
С принятием христианства на Руси в 988 г. церковь
ввела в обиход византийский календарь и святцы,
основанные на годичном круге. При императоре
Диоклетиане (284-305гг.) в Римской империи каждые
15 лет проводились переоценки имущества
– индикации (лат. Indictio провозглашение , подать)
для установления размера налога. На основе индикта
в 312 г. императором Константином I был введен
15-летний цикл взамен языческих олимпиад (4-летний
цикл).
В основу летоисчисления на Руси после принятия
Христианства был положен Византийский календарь
вместе с календарем и продолжительность года
в 3654,25 суток вошла в употребление и византийская
мировая эра, в которой сотворение мира относится к
5508 г. до Рождества Христова. Это был тот самый
Юлианский календарь с римскими наименованиями
месяцев и семидневной неделей.
По новому для Руси календарю год должен начинаться
в сентябре. Но народ и князья все равно оставались
верны мартовскому началу года и продолжали называть
месяцы по древне-славянски. К сентябрьскому
летоисчислению летописцы пришли намного позже с
1407г. Среди народа мартовский календарь продолжал
использоваться до конца XV в.
Русский народный календарь
В ожидании конца света…
В конце XV в. сентябрьский год в летописях
полностью
В ожидании конца света…
В конце XV в. сентябрьский год в летописях
полностью
простая смена дат.
Все заключалось в том, что в христианской
Традиции числа 6000 и 7000, благодаря усилиям
богословов, приобрели особый смысл. Они стали
восприниматься верующими как элементы дней
Божественного творения и завершения полного
седмичного круга, народ ждал светопреставления.
мысли о конце света и Втором пришествии
христиане связывали с числом 1000.
В 7090 году католической церковью был принят
календарь папы римского Григория XII. Его мы и
называем григорианским. И исчисление по
григорианскому календарю стало вестись от
Рождества Христова. Дальше известно – Петр I в
7208 г. ввел григорианский календарь и стал
с 1 января 1700 год.
С 1700 года по указу Петра I Новый год в России отмечают, как
С 1700 года по указу Петра I Новый год в России отмечают, как
Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года» гласил: «…В знак нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты… стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года… В 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет…».
Петр I повелел сделать главным символом праздника ёлку. Первая новогодняя елка
Петр I повелел сделать главным символом праздника ёлку. Первая новогодняя елка
Традиция украшать деревья восходит к глубокой древности. Считалось, что в деревьях живут духи, которых надо задобрить. Поэтому люди приносили возможные дары, клали их под ствол дерева и развешивали на ветвях.
Вечнозеленая красавица – ель – занимала среди всех деревьев особое место, служила символом самой жизни и возрождения из мрака. Раньше вместо игрушек вешали на еловые лапки, например, яблоки – символ молодости, бессмертия, напоминание о райском саде, орехи – мудрости, долгожительства, яйца – символ жизни, вечности, бесконечности мироздания.
Дед Мороз и Снегурочка
С раннего детства Новый год ассоциируется с
Дед Мороз и Снегурочка
С раннего детства Новый год ассоциируется с
Мороз, или как его еще называли (Трескун, Морозко) в славянской мифологии был злым божеством, которому приносили человеческие жертвоприношения. Он был повелителем зимних холодов. Восточные славяне представляли Мороза его как старичка с длинною белою бородою, который ходит по лесам, полям и селениям, стучит своим посохом.
По поверьям Славян, Морозко мог похитить детей и унести их своем мешке. Супруга Мороза – сварливая зима. Ее дыхание настолько холодное, что даже вся нечисть, которую боятся люди, прячутся он него. Слуги Зимы – вьюги и метели.
В славянском язычестве практиковались человеческие жертвоприношения, чтобы задобрить Мороза, в лютую зимнюю стужу в лес уводили юную девственницу и привязывали ее к дереву. Если за день жертва застынет – значит мороз принял жертву, и можно надеется на мягкую зиму. Именно эту замёрзшую девушку называли Снегурочкой.
Снегурочка всегда молода, красива, немного грустна. Самый милый персонах новогодних праздников.
Мы и наши дети с нетерпением ждем встреч со Снегурочкой и ее добрым дедушкой Морозом. Мы верим,
что они могут творить чудеса и исполнять сокровенные желания.
В царствование его первой хозяйки Екатерины II на Рождество при дворе устраивались
В царствование его первой хозяйки Екатерины II на Рождество при дворе устраивались
Апартаменты Екатерины II находились в юго-восточной части Зимнего дворца и выходили окнами на Дворцовую площадь. В своих «Записках» (1764-1765) Семен Порошин, один из воспитателей великого князя Павла, отмечает, что игры происходили в аудиенц - комнате. Эта самая большая комната в апартаментах императрицы занимала 227 кв. м и была великолепно декорирована. Ее называли Тронной залой, так как здесь был установлен трон под резным позолоченным балдахином с драпировками малинового шитого золотом бархата.
Одной из самых популярных игр всех сословий Российской империи были бирюльки. Правила этой старинной игры просты. Бирюльки, выточенные из дерева или из слоновой кости, высыпают на стол кучкой. Игроки стараются растащить в сторону по одной бирюльке (при помощи специальных крючков) таким образом, чтобы не сдвинуть с места другие. Цель игры - соблюдая очередность, растащить всю кучу, не дав ей рассыпаться.
Екатерина II
Первая праздничная елка была установлена в России 24 декабря 1817 года
Первая праздничная елка была установлена в России 24 декабря 1817 года
Первая елка
Сначала домашняя елка была устроена в Аничковом дворце, где молодая семья жила до декабря 1826 года, а затем и в Зимнем. В XIX веке на жилых половинах дворца ставили елки для всех домочадцев - их могло быть много, пять-десять. Елки зажигались дважды - в сочельник и в Рождество, а затем убирались. Во дворце и в домах состоятельных горожан было принято после праздника отдавать елку слугам. В покоях всегда размещались столы, убранные подарками. Небольшие сюрпризы развешивали на ветвях специально изготовленных железных елочек с медными украшениями.
Алексей Апухтин
На Новый 1881 год
Вся зала ожидания полна,
Партер притих, сейчас
Алексей Апухтин
На Новый 1881 год
Вся зала ожидания полна,
Партер притих, сейчас
Передо мной, безмолвна и грозна,
Волнуется грядущего завеса.
Как я, бывало, взор туда вперял,
Как смутный каждый звук ловил оттуда!
Каких-то новых слов я вечно ждал,
Какого-то не слыханного чуда.
О Новый год!
Теперь мне всё равно,
Несешь ли ты мне смерть и разрушенье,
Иль прежних лет мне видеть суждено
Бесцветное, тупое повторенье…
Немного грез — осколки светлых дней —
Как вихрем, он безжалостно развеет,
Еще немного отпадет друзей,
Еще немного сердце зачерствеет.
Декабрь 1880 (?)
Рождество в Зимнем дворце
Рождество - главный зимний праздник в России. Его ждали, к нему готовили подарки. Шумное празднование не было в обычае России, скорее, оно проходило как семейный праздник, связанный со столь ожидаемой рождественской церковной службой. В Зимнем дворце существовал особый церемониал празднования Рождества.
Последняя елка семьи Николая II
Во времена царствования последнего российского императора Николая
Последняя елка семьи Николая II
Во времена царствования последнего российского императора Николая
Вместе навечно. Брак Николая II стал «медовым месяцем длиной в 23 года»
Новый год в советское время
После революции 16 ноября 1917г. Совет народных
Новый год в советское время
После революции 16 ноября 1917г. Совет народных
Конечно, возникли противоречия с православными праздниками, но это не смущало большевиков. Новая власть собиралась ввести свои, новые социалистические. В впервые революционные годы традиции еще сохранялись.
Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка – Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. По прежнему радовали ребятню и «старорежимный Дед Мороз и нарядные елки. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин посещал новогодние утренники. Но вскоре после 1923 года началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров говорилось, что бытовая обстановка Рождества вредно действует на здоровье и воспитание детей. Елке была объявлена беспощадная война.
Необычное возвращение
В конце 1934 г. Сталин лично дал
Указание вернуть народный праздник
Необычное возвращение
В конце 1934 г. Сталин лично дал
Указание вернуть народный праздник
Нового года. Рождество осталось под
запретом. Случилось это под самый
Новый год. Главная газета «Правда»
напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б)
Павла Постышева «Давайте организуем
к Новому году детям хорошую елку!».
30 декабря 1935 года в Харькове прошёл первый в СССР новогодний бал-
карнавал. В нём приняли участие около
1200 школьников. Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить». С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов. 1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.
Праздник елки в Московском доме Союзов, 1937 г.
Новогодний бал в советской школе
Новый год 2020г., Манеж
Ирина Токмакова
Тихо ель качается.
Новогодний бал в советской школе
Новый год 2020г., Манеж
Ирина Токмакова
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Смех, веселье, игры, шутки,
Песни, радость, пляски!
Хорошо нам всем живётся
В новогодней сказке!
Новый Год
Валентин Берестов
Декабрьский снег
Нарастают снега. Сокращается день.
Год проходит. Зима настаёт.
Даже в полдень за мною гигантская тень
Синим шагом по снегу идёт.
Снег, свисая, с еловых не сыплется лап,
И синицы свистят без затей.
Сколько снежных кругом понаставлено баб,
Сколько снежных кругом крепостей!
Незаметно закатом сменилась заря,
И снега забелели из тьмы.
Я люблю вас, короткие дни декабря,
Вечер года и утро зимы.
Как отметят Новый 2021 год жители Москвы
Опять коронавирус коррективы
На праздник
Как отметят Новый 2021 год жители Москвы
Опять коронавирус коррективы На праздник
Вакциной успокоим пандемию, Заставим вирус враз корону снять, Сплотившись, успокоим "злого змия", Сумеем злобный нрав его унять. Конечно, мы привыкли коллективно Встречать весельем ярким Новый год, Но затаился вирус, враг противный... А мы - не выйдем, пусть напрасно ждёт! Пусть в двадцать первом сгинет он бесследно, А мы вздохнём и жизнь забьёт ключом. Пусть станет двадцать первый год
- ПОБЕДНЫМ, Пусть будет ему вирус - НИПОЧЁМ!!
Владимир Фабрый
С первого по тринадцатое нашего января,
Сами собой набираются старые номера.
Сняли иллюминацию, но не зажгли свечей,
С первого по тринадцатое жёны не ждут мужей.
Дома, как в парикмахерской, много сухой иглы,
простыни перетряхиваются, не подмести полы.
С первого по тринадцатое - пропасть между времён.
Вытру рюмашки насухо, выключу телефон.
Андрей Вознесенский
Галынский М.С. Энциклопедия
Нового года и Рождества.- М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-412с.:ил.
Эта книга поможет устроить
Галынский М.С. Энциклопедия
Нового года и Рождества.- М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-412с.:ил.
Эта книга поможет устроить
Роман американской писательницы Луизы Мэй Элкотт до сих пор остается одной из самых
Роман американской писательницы Луизы Мэй Элкотт до сих пор остается одной из самых
Автор: Олкотт Луиза Мэй
Художник: Берч Реджинальд, Гарретт Эдмунд, Меррилл Фрэнк
Переводчик: Плиский Н. Н.,Рождественская Александра Николаевна, Розен Н. М.
Издательство: СЗКЭО, 2020 г.
Серия: Библиотека мировой литературы
Подробнее:https://www.labirint.ru/books/742754/
Самая настоящая рождественская сказка о любви, искуплении и надежде. Мистер Туми — резчик по дереву,
Самая настоящая рождественская сказка о любви, искуплении и надежде. Мистер Туми — резчик по дереву,
Внимательно собранный и изданный под чудесной обложкой рождественский сборник «Серебряная метель» — сюда вошли
Внимательно собранный и изданный под чудесной обложкой рождественский сборник «Серебряная метель» — сюда вошли
Художник: Кольцов Александр
Переводчик: Лихачева С., Арсеньев Д., Полевой П. Н.
Издательство: Никея, 2018 г.
Серия: Рождественский подарок
Жанр: Классическая зарубежная проза
Подробнее:https://www.labirint.ru/books/625135/
Книжный обозреватель Евгения Шафферт так пишет о рождественской главе этой книги: «...Такого поэтичного описания
Книжный обозреватель Евгения Шафферт так пишет о рождественской главе этой книги: «...Такого поэтичного описания
И. Шмелёва: Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках