- Главная
- Культурология
- Русская живопись 18 века
Содержание
- 2. Русская живопись 18 века 18 век подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся именно в написании портретов.
- 3. После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. Перемены
- 4. 1 половина 18 века
- 5. Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы18
- 6. Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние
- 7. Портрет канцлера Головкина Портрет напольного гетмана, 1720-е.
- 8. Портрет Царевны Натальи Алексеевны
- 9. Андре́й Матве́евич Матве́ев (1701- 1739) — русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи.
- 10. Биография живописца изобилует белыми пятнами. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения Матвеева и определить,
- 11. Княгиня Анастасия Петровна Голицына Князь Иван Алексеевич Голицын в латах
- 12. Портрет Петра I Художник создает образ огромной глубины, искренности и величия. Петр I изображен на портрете
- 13. Ива́н Петро́вич Аргуно́в (1729—1802) — российский живописец, мастер портрета. Родился в семье крепостных графа А. М.
- 14. Не отходит художник от своих принципов и при написании автопортрета. Художник изображает себя в домашнем костюме,
- 15. «Портрет Шереметьевой» Иван Петрович Аргунов был крепостным графа Шереметьева. С детства у него проявился талант к
- 16. «Портрет Шереметьева» Крепостной художник сумел достичь небывалых высот в искусстве. В связи с тем, что Аргунов
- 17. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме Аргунов сам происходил из крестьянской среды, потому главным направлением его
- 18. Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны Портрет Екатерины II Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской,
- 19. Портрет князя И.П. Голицына Портрет императрицы Елизаветы Петровны
- 20. Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716—1795) — русский живописец,, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников,
- 21. А. П. Антропов один из первых русских художников-портретистов XVIII века. Его работы отличаются точностью натуры, вниманием
- 22. Прежде всего Антропов известен как портретист. Он писал парадные портреты русских императоров и императриц, духовенства, знати.
- 23. Творчество Алексея Петровича Антропова развивалось в середине XVIII века. Выходец из семьи мастеров Оружейного двора и
- 24. Портрет княгини Трубецкой Портреты Антропова незамысловато построены, написаны откровенными яркими красками, нет в них свойственных работам
- 25. Портрет Ф.Я. Дубянского (Портрет священника с тростью и книгой) Портрет Д. И. Бутурлина Виллим Виллимович Фермор
- 26. «Портрет Петра I» Портрет Петра I относится к поздним работам мастера и выполнен в соответствии со
- 27. 2 половина 18 века Исторический жанр
- 28. Антон Павлович Лосенко (1737-1773) Художник вырос в украинской, крестьянской семье. Его отец был купцом, мать занималась
- 29. «Портрет Федора Волкова» Картина пленит романтикой и царственным величием. На портрете изысканно изображён основатель первого русского
- 30. «Владимир и Рогнеда» В картине передан знаменитый исторический сюжет. Князь Владимир хотел жениться на Рогнеде, но
- 31. Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова
- 32. Чудесный улов» Сюжет картины основан на библейской притче о чудесах Господних на берегу Галилейского моря. В
- 33. «Прощание Гектора с Андромахой» В основе произведения сюжет из поэмы Гомера «Илиада». В центре композиции -
- 34. Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата
- 35. Портрет А.М.Серябряковой. 1813 Портрет И.К.Каменецкого. 1810-е
- 36. Взятие Казани Иваном Грозным В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г. И. Угрюмову было
- 37. Испытание силы Яна Усмаря. Сюжет картины основан на летописном сказании о сражении 992 года, в котором
- 38. Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)
- 39. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков
- 40. 2 половина 18 века Пейзаж
- 41. Фёдор Алексеев «Вид города Николаева (1799) Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (1753- 1824) — русский живописец, один из
- 42. Фёдор Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794) Фёдор Алексеев «Вид на Михайловский замок и
- 43. Фёдор Алексеев «Красная площадь с собором Василия Блаженного» (1801) Фёдор Алексеев «Соборная площадь в Московском Кремле»
- 44. Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (1791—1830) — русский художник, пейзажист. Сильвестр Щедрин родился в городе Санкт-Петербурге. Отец —
- 45. Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге. 1815
- 46. Веранда, обвитая виноградом, 1828
- 47. Новый Рим. Замок святого Ангела, 1823—1825 Серия картин «Новый Рим. Замок святого Ангела» (один и тот
- 48. Большая гавань на острове Капри 1828 Озеро Альбано в окрестностях Рима 1825 Итальянский пейзаж. Капри Набережная
- 49. Лунная ночь в Неаполе 1828 Колизей
- 50. 2 половина 18 века Портрет
- 51. Фёдор Степанович Рокотов (1736-1808) Родился будущий художник в Воронцово — имении князей Репниных. Никаких сведений указывающих
- 52. Рокотов Портрет Петра 3 Это яркий пример парадного портрета, выполненного талантливым художником с соблюдением всех правил
- 53. Портрет графа И.Г. Орлова. Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е
- 54. Портрет неизвестного в треуголке. Начало 1770-х Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой. 1760-е
- 55. Портрет Екатерины II. 1763 Этот портрет был наиболее любим российской императрицей Екатериной II среди всех многочисленных
- 56. Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (1735—1822) Русский художник-живописец украинского происхождения, крупнейший мастер парадного и камерного портрета, академик, руководитель
- 57. Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. Выдающийся портретист XVIII столетия Левицкий служил художником при дворе Екатерины II.
- 58. Так называемые «Смолянки»— цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре
- 59. Картины представляют зрителю жизнерадостных, преисполненных девичьего задора и красоты юных девушек. Задачей художника было запечатлеть смолянок
- 60. Смолянки Хрущова и Хованская разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Переодетая
- 61. Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова. Александра Левшина Екатерина Молчанова,
- 62. Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785 Агаша, одетая в русское платье
- 63. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 Картина — это аллегория образа
- 64. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 Портрет М.А. Львовой. 1781 Портрет Урсулы Мнишек. 1782
- 65. Портрет П. А. Демидова Мастер парадного и камерного портрета Д. Г. Левицкий изобразил Прокофия Акинфиевича Демидова
- 66. Боровиковский Владимир Лукич Родился будущий художник в 1757 году на Полтавщине, в казачьей, но очень творческой
- 67. Портрет Екатерины II Русский живописец Владимир Лукич Боровиковский знаменит своими многочисленными портретами, парадными и камерными, изображавшими
- 68. «Портрет Муртазы-Кули-хана» Образцом парадного, монументального портрета того времени является «Портрет Муртазы-Кули-хана». Написана картина в 1796 году,
- 69. Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. Портрет
- 70. Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. или Портрет Павла I в белом далматике
- 71. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Эта картина - признанный шедевр Боровиковского - представляет абсолютное воплощение эстетических
- 72. Лизынька и Дашинька Портрет Елены Александровны Нарышкиной
- 74. Скачать презентацию
Слайд 2Русская живопись 18 века
18 век подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся именно в
Русская живопись 18 века
18 век подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся именно в
Рисуя портреты, художник обращался к человеку, пытаясь понять темперамент и особенности индивида, стремясь точно отобразить свои наблюдения на холсте.
Кроме портретного жанра, русская живопись 18 века, развивает такие направления как пейзажи, батальную живопись и батальную гравюру. В построении произведения входят перспектива, глубина и объемность изображения на плоскости, направлении света. Искусство начинает становиться более реалистичным.
Во второй половине 18 века живопись становится более сложной в жанровом составляющем. Формируется целая система жанров живописи: портретная, историческая, пейзажная, монументальная.
Большое значение Академия художеств придавала исторической живописи. Обращаясь к героям русской истории, живописцы стремились разбудить в русском народе патриотические чувства. Больших успехов в жанре исторической живописи добился художник Лосенко, не отставал от него и его коллега Угрюмов.
В живописи 18 века, пейзаж становится самостоятельным жанром. Признанными мастерами написания пейзажей стали: Щедрин и Алексеев. Тонкие акварели запечатлели различные живописные уголки русских городов и деревень.
Культурным центром русской живописи 18 века становится Эрмитаж. В 1764 году было положено начало формирования новой коллекции художественных достояний… Русская живопись 18 века очень оригинальна и интересна. 18 век подарил нам много замечательных художников и их великих произведений.
Слайд 3После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и
После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и
При Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет.
За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Они знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии. На манере их письма отражались популярные в Европе стили: маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Так, до середины XVIII века даже на полотнах в стиле вычурных барокко и рококо были заметны элементы аскетичной парсуны.
В творчестве одного художника часто проявлялись черты разных стилей. Происходило это оттого, что в Европе русские мастера знакомились сразу и с барочными мотивами, и с зарождающимся сентиментализмом.
Пока русские живописцы учились за рубежом, ко двору приглашали иностранных художников. Они писали полотна на заказ и набирали учеников «на местах».
Слайд 41 половина 18 века
1 половина 18 века
Слайд 5Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной
Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной
Иван Никитин родился в 1680-е годы в городе Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове
Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.
В 1711 году Иван Никитич Никитин был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург, учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.
В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек) учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он обучался у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Слайд 6Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего
Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего
Парсу́на (искажённое лат. — «личность», «особа») — ранний жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Парсуна с изображением Михаила Васильевича Скопина-Шуйского
Слайд 7Портрет канцлера Головкина
Портрет напольного гетмана, 1720-е.
Портрет канцлера Головкина
Портрет напольного гетмана, 1720-е.
Слайд 8Портрет Царевны Натальи Алексеевны
Портрет Царевны Натальи Алексеевны
Слайд 9Андре́й Матве́евич Матве́ев (1701- 1739) — русский художник, один из основателей портретного жанра
Андре́й Матве́евич Матве́ев (1701- 1739) — русский художник, один из основателей портретного жанра
Автопортрет с женой Ириной Степановной,
Андре́й Матве́евич Матве́ев (1701- 1739, Петербург) — русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи.
Андрей Mатвеев — русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731—1739 гг.).
Слайд 10Биография живописца изобилует белыми пятнами. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения
Биография живописца изобилует белыми пятнами. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения
В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который взял его с собой в Петербург для обучения живописному ремеслу
Царь-реформатор и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах и собирал талантливых юношей по всей России, а затем отправлял на выучку к иностранцам. И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716 году это стремление распространилось и на все искусства. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим.
Матвеев обучался в излюбленной Петром I Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на четвёртом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учёбы и отправляет в Петербург две свои картины.
Слайд 11Княгиня Анастасия Петровна Голицына
Князь Иван Алексеевич Голицын в латах
Княгиня Анастасия Петровна Голицына
Князь Иван Алексеевич Голицын в латах
Слайд 12Портрет Петра I
Художник создает образ огромной глубины, искренности и величия. Петр I изображен
Портрет Петра I
Художник создает образ огромной глубины, искренности и величия. Петр I изображен
Слайд 13Ива́н Петро́вич Аргуно́в (1729—1802) — российский живописец, мастер портрета.
Родился в семье крепостных графа
Ива́н Петро́вич Аргуно́в (1729—1802) — российский живописец, мастер портрета.
Родился в семье крепостных графа
Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
Аргунов Иван Петрович – русский художник-портретист, происходивший из семьи крепостных, принадлежавшей роду Шереметьевых. Известность Аргунову принесли его многочисленные работы в портретном жанре. За свою творческую жизнь он работал над портретами многих людей, от монарших особ до простых людей из народа.
В своих произведениях, даже парадных, художник стремится изображать людей такими, какие они есть, не приукрашивая действительность. Поэтому портреты Аргунова получаются такими живыми, обаятельными и лиричными.
Слайд 14Не отходит художник от своих принципов и при написании автопортрета. Художник изображает себя
Не отходит художник от своих принципов и при написании автопортрета. Художник изображает себя
Аргунов сидит вполоборота, что придает картине некоторую динамику. Она не выглядит застывшей, статичной, плоской. На голове мужчины парик, ношение которого было обязательно в то время не только в торжественных случаях, но и в повседневной жизни. Взгляд Аргунова, теплый, доброжелательный и немного заинтересованный, устремлен прямо на вас.
С удивительным мастерством прорисованы складки на одежде. Мягкость линий, блики света на костюме, теплые тона красок, выбранных художником для автопортрета, — все это усиливает ощущение теплоты и камерности картины.
Ничто не отвлекает зрителя от созерцания человека на картине. Нет никаких лишних деталей. Задний фон однотонен. Единственное яркое пятно на картине – бирюзовый платок, завязанный на шее Аргунова.
автопортрет
Слайд 15«Портрет Шереметьевой»
Иван Петрович Аргунов был крепостным графа Шереметьева. С детства у него проявился
«Портрет Шереметьевой»
Иван Петрович Аргунов был крепостным графа Шереметьева. С детства у него проявился
Слайд 16«Портрет Шереметьева»
Крепостной художник сумел достичь небывалых высот в искусстве. В связи с тем,
«Портрет Шереметьева»
Крепостной художник сумел достичь небывалых высот в искусстве. В связи с тем,
Одним из наиболее важных работ, которые стали значимыми в творческой жизни Аргунова, стал заказной портрет графа П. Б. Шереметьева. Художник старался показать непринужденную и изысканную атмосферу. Граф Шереметьев изображен на полотне в эффектной позе. Для реальной передачи изображения графа, художнику пришлось выполнить большое количество портретов. Лицо Шереметьева написано без приукрашения – не очень красивое, тяжелое, нижняя часть сильно вытянута, нос огромного размера, красного цвета. Аргунов решил не исправлять все это. Фельдмаршал одет в черно-серый сюртук. На плечо небрежно наброшен темный мрачный плащ. Фон художник сделал тоже мрачным, темным.
Ивану Аргунову удалось постичь в совершенстве науку портретного жанра. Все портреты он старался писать как можно реалистичнее. В своей творческой жизни добился многого. И кто знает, чего бы он смог добиться, если б был не крепостным, а свободным человеком. До последнего дня своей жизни, художник пользовался особым расположением семьи Шереметьевых.
Слайд 17Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Аргунов сам происходил из крестьянской среды, потому главным
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Аргунов сам происходил из крестьянской среды, потому главным
«Портрет неизвестной в русском костюме» изображает крестьянку в традиционном наряде. Но если не знать об этом, или не задумываться, девушка на картине кажется ровней знатным дамам, с таким спокойствием она держится. У неё простое мягкое лицо. Чуть вздернутый нос, нарумяненные щеки, на губах играет легкая улыбка, брови ровные, тонкие, выгибаются дугами.
Волосы аккуратно убраны под расшитый золотом кокошник, в ушах поблескивают серьги, на шее переливаются крупные красные бусы. Белая чистая рубашка с единственной алой бусиной, расшитый сарафан. Она одета так, словно сегодня собирается замуж, или на народные гулянья, где будет все село.
Глазами девушки с портрета смотрит на зрителя прошлое. Смотрят игра на Ивана Купалу, клятвы под священными ивами. Обладательница их вполне могла ходить в хороводах первой и петь песни тягучие, как мед. Могла ставить плошку с молоком домовому, расчесывать волос детям, жать и сеять. В ней словно воплотился дух старого быта, времен замшелых и древних.
И, несомненно, она красива, и не уступит ни одной дворянке ни в чувстве собственного достоинства, ни в обворожительности улыбки.
Слайд 18Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны
Портрет Екатерины II
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской,
Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны
Портрет Екатерины II
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской,
Слайд 19Портрет князя И.П. Голицына
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет князя И.П. Голицына
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Слайд 20Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716—1795) — русский живописец,, представитель стиля барокко, один из первых в
Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716—1795) — русский живописец,, представитель стиля барокко, один из первых в
П.С.Дрождин. Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны
Слайд 21А. П. Антропов один из первых русских художников-портретистов XVIII века. Его работы отличаются
А. П. Антропов один из первых русских художников-портретистов XVIII века. Его работы отличаются
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Слайд 22Прежде всего Антропов известен как портретист. Он писал парадные портреты русских императоров и
Прежде всего Антропов известен как портретист. Он писал парадные портреты русских императоров и
Портрет неизвестного
Слайд 23Творчество Алексея Петровича Антропова развивалось в середине XVIII века. Выходец из семьи мастеров
Творчество Алексея Петровича Антропова развивалось в середине XVIII века. Выходец из семьи мастеров
Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой
Слайд 24Портрет княгини Трубецкой
Портреты Антропова незамысловато построены, написаны откровенными яркими красками, нет в них
Портрет княгини Трубецкой
Портреты Антропова незамысловато построены, написаны откровенными яркими красками, нет в них
«Не мудрствуя лукаво», изображает Антропов немолодых и грузных, ярко раскрашенных придворных дам, со всей откровенностью описывает совсем непривлекательную внешность императора Петра III. Он точно передает внешний облик, одежду, украшения, знаки отличия, но за всем этим всегда ощущается правдивый и живой образ человека.
Именно этими чертами примечателен и портрет кн. Татьяны Алексеевны Трубецкой. Ярко накрашенные щеки, насурмленные брови, белый парик, украшенный розой, не только не скрывают, но даже усиливают, подчеркивают живую прелесть круглого простоватого лица русской женщины с задорно вздернутым носом и веселыми живыми глазами. Творчество Антропова явилось важным этапом в сложении реалистической школы русской портретной живописи.
Слайд 25Портрет Ф.Я. Дубянского (Портрет священника с тростью и книгой)
Портрет Д. И. Бутурлина
Виллим Виллимович
Портрет Ф.Я. Дубянского (Портрет священника с тростью и книгой)
Портрет Д. И. Бутурлина
Виллим Виллимович
Слайд 26«Портрет Петра I»
Портрет Петра I относится к поздним работам мастера и выполнен в
«Портрет Петра I»
Портрет Петра I относится к поздним работам мастера и выполнен в
Справа от императора царский трон . Слева на столе, накрытом алым бархатом, находятся царские регалии - корона Российской Империи, скипетр и держава. Поскольку заказчиком картины был Священный Синод, Петр указывает на раскрытую книгу - «Духовный регламент», в соответствии с которым был образован этот высший церковный орган. Жест императора красноречив и говорит о необходимости исполнения закона. На заднем плане слева художник изобразил окно с видом на Петропавловскую крепость и корабль у пристани. Это напоминание о создании государем Санкт-Петербурга и российского флота, что помогло превратить Россию в империю. Справа написана традиционная для парадного портрета колонна с тяжелыми драпировками, подхваченными золотым шнуром с кистями. Художник мастерски передает игру света и тени, пытаясь показать глубину пространства. Теплые красные и золотые тона придают картине роскоши и торжественности. На этом фоне темная фигура императора смотрится внушительно и с достоинством. Портрет Петра I создан в стиле классицизма, что характерно для поздних работ Антропова. Сейчас картина находится в Государственном Русском музее.
Слайд 272 половина 18 века
Исторический жанр
2 половина 18 века
Исторический жанр
Слайд 28Антон Павлович Лосенко (1737-1773)
Художник вырос в украинской, крестьянской семье. Его отец был
Антон Павлович Лосенко (1737-1773)
Художник вырос в украинской, крестьянской семье. Его отец был
Слайд 29«Портрет Федора Волкова»
Картина пленит романтикой и царственным величием. На портрете изысканно изображён основатель
«Портрет Федора Волкова»
Картина пленит романтикой и царственным величием. На портрете изысканно изображён основатель
Молодой мужчина располагает к себе приятным, открытым, уверенным взглядом. На нём надет театральный костюм: светло-зелёная рубашка с открытым воротом и красная мантия, обшитая золотой каймой с кисточками. В руках у него чёрная маска, кинжал и золотая диадема. Эти вещи явились атрибутикой музы трагедии Мельпомены.
Его лицо отличается прямотой и интеллектом. У мужчины длинные вьющиеся волосы, густые прямые брови, умные глаза, широкий нос, красивые губы, на щеках розовый румянец. Поза актёра впечатляет неординарным видом. Создаётся впечатление, что молодой человек застыл в паузе во время театральной игры.
Слайд 30«Владимир и Рогнеда»
В картине передан знаменитый исторический сюжет. Князь Владимир хотел жениться на
«Владимир и Рогнеда»
В картине передан знаменитый исторический сюжет. Князь Владимир хотел жениться на
На переднем плане мастер кисти изобразил Рогнеду в полуобморочном состоянии. Она сидит широко раскинув руки. Её лицо выражает горечь, боль утраты близких и пустоту. Владимир склонился над ней, прижимая руку к сердцу. Он раскаивается в содеянном и просит у неё прощения. Слева за креслом Рогнеды рыдает её кормилица, утирая слёзы платком. Справа сидит служанка, недоумённо взирая на эту сцену. На заднем плане за Владимиром стоят два солдата. Они внимательно наблюдают за происходящим. В атмосфере стоит напряжение, но Владимир пытается сгладить свою вину. Он выглядит совсем не жестоким, а сострадающим человеком. Князь стоит рядом с возлюбленной, сопереживая вместе с ней.
Антураж композиции напоминает спектакль. Жесты и мимика героев патетичны и театрализованы. Художник написал работу, вдохновляясь трудами Ломоносова и древнерусской летописью 12 века, составленной в Киеве. Античность архитектуры и костюмы героев безупречны! За написание этой картины художнику присвоено звание Академика исторической живописи. Это первое творение, посвящённое истории древней Руси.
Слайд 31Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова
Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова
Слайд 32Чудесный улов»
Сюжет картины основан на библейской притче о чудесах Господних на берегу Галилейского
Чудесный улов»
Сюжет картины основан на библейской притче о чудесах Господних на берегу Галилейского
Слайд 33«Прощание Гектора с Андромахой»
В основе произведения сюжет из поэмы Гомера «Илиада». В центре
«Прощание Гектора с Андромахой»
В основе произведения сюжет из поэмы Гомера «Илиада». В центре
Слайд 34Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана
Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана
В 1770 г. принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Г. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малой золотой медалью, полученной за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне». Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт за границу для своего усовершенствования. Пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени, он вернулся в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем году ему было поручено преподавание исторической живописи в Академии.
Григо́рий Ива́нович Угрю́мов (17641823)
исторический живописец и портретист;
представитель классицизма.
Слайд 35Портрет А.М.Серябряковой. 1813
Портрет И.К.Каменецкого. 1810-е
Портрет А.М.Серябряковой. 1813
Портрет И.К.Каменецкого. 1810-е
Слайд 36Взятие Казани Иваном Грозным
В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г. И. Угрюмову было поручено написать
Взятие Казани Иваном Грозным
В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г. И. Угрюмову было поручено написать
Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань» написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Санкт-Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале. Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала.
Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь—октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства. Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца. Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены. На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины.
Избрание Михаила Федоровича Романова на царство
Слайд 37Испытание силы Яна Усмаря.
Сюжет картины основан на летописном сказании о сражении 992 года,
Испытание силы Яна Усмаря.
Сюжет картины основан на летописном сказании о сражении 992 года,
Употребляется также более длинное название картины — «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырём
Слайд 38Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)
Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)
Слайд 39Торжественный въезд Александра Невского в город Псков
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков
Слайд 402 половина 18 века
Пейзаж
2 половина 18 века
Пейзаж
Слайд 41Фёдор Алексеев «Вид города Николаева (1799)
Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (1753- 1824) — русский живописец, один
Фёдор Алексеев «Вид города Николаева (1799)
Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (1753- 1824) — русский живописец, один
Сын сторожа Академии наук. В 1764 году был принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого учился в гарнизонной школе. В 1767 году в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Генриха Фондерминта и Антонио Перезинотти. Окончил Академию художеств с аттестатом 1-й степени со шпагой (1773). Во время обучения награждался медалями: малая серебряная (1771), малая золотая (1773). Получил право на пенсионное продолжение образования за рубежом.
В 1773—1777 годах совершенствовался как театральный художник в Венеции.
По возвращении в Россию работал декоратором Императорских театров (1779—1786). Свободное время посвящает копированию произведений итальянских мастеров городского пейзажа в Эрмитаже. Эти копии принесли живописцу успех и известность, благодаря чему он смог оставить работу над театральными декорациями и заняться любимым делом — пейзажем.
Слайд 42Фёдор Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794)
Фёдор Алексеев «Вид на Михайловский
Фёдор Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794)
Фёдор Алексеев «Вид на Михайловский
Слайд 43Фёдор Алексеев «Красная площадь с собором Василия Блаженного» (1801)
Фёдор Алексеев «Соборная площадь в
Фёдор Алексеев «Красная площадь с собором Василия Блаженного» (1801)
Фёдор Алексеев «Соборная площадь в
Слайд 44Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (1791—1830) — русский художник, пейзажист.
Сильвестр Щедрин родился в городе Санкт-Петербурге.
Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (1791—1830) — русский художник, пейзажист.
Сильвестр Щедрин родился в городе Санкт-Петербурге.
известный скульптор, ректор Академии художеств, профессор класса скульптуры. Брат
— архитектор Аполлон Щедрин, дядя — известный в XVIII столетии пейзажист Семён Фёдорович Щедрин.
Поступив в 1800 году, то есть всего в девять лет, он попал в число воспитанников Академии
художеств. К тому моменту, когда Сильвестр должен был избрать род художества, он собирался
записаться в пейзажный класс своего дяди, профессора академии Семёна Фёдоровича Щедрина,
однако тот незадолго до этого времени умер, и с 1806 года юный (13-летний)
художник специализировался в области пейзажной живописи под руководством профессора
M. M. Иванова, к которому перешёл пейзажный класс.
С первых же шагов Сильвестр Щедрин обнаружил блестящие дарования и еще задолго до
окончания курса за свои работы, главным образом за рисунки с натуры, был удостоен значительных
наград, а именно — серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году.
В 1811 году он окончил Академию, написав дипломную картину «Вид с Петровского острова»
(по заданной программе: «Приморский город или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого
скота»), за которую получил Большую золотую медаль, что давало право на «пенсионерство» за
границей. В связи с войной 1812 года поездка была отложена, и молодой художник отправился в
Италию лишь в 1818 году.
Слайд 45Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге.
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге.
Слайд 46Веранда, обвитая виноградом, 1828
Веранда, обвитая виноградом, 1828
Слайд 47Новый Рим. Замок святого Ангела, 1823—1825
Серия картин «Новый Рим. Замок святого Ангела» (один
Новый Рим. Замок святого Ангела, 1823—1825
Серия картин «Новый Рим. Замок святого Ангела» (один
Эта серия пейзажей — очень удачный опыт Щедрина пленэриста, мастера живописи на открытом воздухе. Меняется в этих пейзажах и цветовая гамма: на смену сумрачным коричневым тонам первых щедринских работ приходят теперь более холодные — серебристые, голубые и зеленоватые тона.
Слайд 48Большая гавань на острове Капри 1828
Озеро Альбано в окрестностях Рима 1825
Итальянский пейзаж. Капри
Набережная
Большая гавань на острове Капри 1828
Озеро Альбано в окрестностях Рима 1825
Итальянский пейзаж. Капри
Набережная
Слайд 49Лунная ночь в Неаполе 1828
Колизей
Лунная ночь в Неаполе 1828
Колизей
Слайд 502 половина 18 века
Портрет
2 половина 18 века
Портрет
Слайд 51Фёдор Степанович Рокотов (1736-1808)
Родился будущий художник в Воронцово — имении князей Репниных. Никаких
Фёдор Степанович Рокотов (1736-1808)
Родился будущий художник в Воронцово — имении князей Репниных. Никаких
За годы своего творчества мастер создал множество портретов, наиболее ценными с художественной точки зрения из которых были те, которые отличались особой «рокотовской» дымкой. После 80-х годов эта особенность в его работах постепенно исчезает, а художник начинает больше внимания уделять мелким деталям и тонкостям нарядов и обстановки.
Слайд 52Рокотов Портрет Петра 3
Это яркий пример парадного портрета, выполненного талантливым художником с соблюдением
Рокотов Портрет Петра 3
Это яркий пример парадного портрета, выполненного талантливым художником с соблюдением
Слайд 53Портрет графа И.Г. Орлова.
Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е
Портрет графа И.Г. Орлова.
Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е
Слайд 54Портрет неизвестного в треуголке. Начало 1770-х
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой.
Портрет неизвестного в треуголке. Начало 1770-х
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой.
Слайд 55Портрет Екатерины II. 1763
Этот портрет был наиболее любим российской императрицей Екатериной II среди
Портрет Екатерины II. 1763
Этот портрет был наиболее любим российской императрицей Екатериной II среди
Полотно впечатляет не только своей композицией, но и обилием сложных деталей. Для парадного одеяния императрицы использовались самые дорогие материалы — парча, тафта, шелк, муар, органза и кружево, золотое шитье — изображать которые чрезвычайно трудно.
Цветовая гамма парадного портрета радует своей свежестью и нарядностью. В платье императрицы преобладают нежные и светлые жемчужные оттенки, которые прекрасно гармонируют с ее белоснежной кожей и белокурыми волосами, уложенными в замысловатую модную в те времена прическу.
Портрет демонстрирует нам сильную волевую женщину, самим богом выбранную править своей огромной страной.
Слайд 56Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (1735—1822)
Русский художник-живописец украинского происхождения, крупнейший мастер парадного и камерного портрета,
Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (1735—1822)
Русский художник-живописец украинского происхождения, крупнейший мастер парадного и камерного портрета,
Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской Академии художеств.
В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), руководил портретным классом. Был избран членом Совета Академии художеств (1786). Вышел в отставку (1788), но через девять лет вновь занял место в Совете Академии (с 1807).
Автопортрет
Слайд 57Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова.
Выдающийся портретист XVIII столетия Левицкий служил художником при дворе
Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова.
Выдающийся портретист XVIII столетия Левицкий служил художником при дворе
Композиция портрета архитектора Александра Филипповича Кокоринова насыщена аллегорическими деталями, столь любимыми в упомянутом веке, полном условностей и манер великосветского этикета. Нет случайных предметов, все призвано подчеркнуть характер и достоинства личности героя. Кокоринов указывает на план построенного им по велению Екатерины Великой здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Позже он станет ректором этого первого и долгое время единственного в России учреждения, дававшего художественное образование. Архитектор представлен Левицким во всем своем великолепии. Виртуозное владение живописной техникой делает предметы в его работах удивительно материальными и осязательными - словно видны настоящие складки шелка, переливы атласа камзола и нарядность блестящего меха плаща. За этот портрет Левицкий был удостоен звания академика живописи - высшей награды для художника.
Слайд 58Так называемые «Смолянки»— цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц
Так называемые «Смолянки»— цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц
Портрет Нелидовой. 1773
Слайд 59Картины представляют зрителю жизнерадостных, преисполненных девичьего задора и красоты юных девушек. Задачей художника
Картины представляют зрителю жизнерадостных, преисполненных девичьего задора и красоты юных девушек. Задачей художника
Портрет Борщовой. 1776
Глафира Алымова
Слайд 60Смолянки Хрущова и Хованская разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали «Капризы любви, или Нинетта
Смолянки Хрущова и Хованская разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали «Капризы любви, или Нинетта
Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская.
Слайд 61Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова.
Александра Левшина
Екатерина Молчанова,
Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова.
Александра Левшина
Екатерина Молчанова,
Слайд 62Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника.
Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785
Агаша, одетая в русское
Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника.
Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785
Агаша, одетая в русское
Слайд 63Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783
Картина — это аллегория
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783
Картина — это аллегория
Слайд 64Портрет М.А. Дьяковой. 1778
Портрет М.А. Львовой. 1781
Портрет Урсулы Мнишек. 1782
Портрет М.А. Дьяковой. 1778
Портрет М.А. Львовой. 1781
Портрет Урсулы Мнишек. 1782
Слайд 65Портрет П. А. Демидова
Мастер парадного и камерного портрета Д. Г. Левицкий изобразил Прокофия
Портрет П. А. Демидова
Мастер парадного и камерного портрета Д. Г. Левицкий изобразил Прокофия
Слайд 66Боровиковский Владимир Лукич
Родился будущий художник в 1757 году на Полтавщине, в казачьей,
Боровиковский Владимир Лукич
Родился будущий художник в 1757 году на Полтавщине, в казачьей,
Слайд 67Портрет Екатерины II
Русский живописец Владимир Лукич Боровиковский знаменит своими многочисленными портретами, парадными и
Портрет Екатерины II
Русский живописец Владимир Лукич Боровиковский знаменит своими многочисленными портретами, парадными и
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке.
Слайд 68«Портрет Муртазы-Кули-хана»
Образцом парадного, монументального портрета того времени является «Портрет Муртазы-Кули-хана». Написана картина в
«Портрет Муртазы-Кули-хана»
Образцом парадного, монументального портрета того времени является «Портрет Муртазы-Кули-хана». Написана картина в
Поза восточного хана очень величавая, важная и даже торжественная. Левая рука касается сабли, на правой руке четки, показывающие принадлежность его к исламу. Одежда просто роскошна. Благодаря талантливой кисти Боровиковского мы видим, как меха живо переливаются на плечах и рукавах богатой накидки, как глубоким сапфиром мерцает бархат платья, как ткань на головном уборе отражает золотистыми бликами, как драгоценности на эфесе и на пальцах благородно блестят. Очень интересно лицо принца: белое, тонкое, с черной бородой и грустными, но по-восточному красивыми и загадочными глазами.
Слайд 69Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой.
Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой.
Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны
Портрет неизвестной в голубой шали.
Слайд 70Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. или Портрет Павла I
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. или Портрет Павла I
Перед нами портрет российского императора Павла I, правящего на троне недолго, меньше пяти лет, с 1796 года. Сын Екатерины Великой и Петра III, его считают одним из драматических и несчастных правителей Руси.
Портрет написан Боровиковским в 1800 году, а в 1801 Павел I погибнет в результате заговора.
На полотне Боровиковский изображает государя в парадном, самом торжественном одеянии. Павел важно возвышается перед троном, поза его горделива, чувствуется, что ему нравится вся эта репетиция перед коронованием.
При нем все атрибуты государственной власти – главная императорская корона, горностаевая мантия, скипетр, лента, цепь и звезда святого Андрея Первозванного. Но, в первую очередь, Павел I потребовал надеть на себя белый далматик. Почему же именно эта одежда так важна для Павла Петровича?Далматик - это богато украшенная, из дорогой ткани одежда византийских правителей, символизирующая в христианстве справедливость и спасение
Слайд 71Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797.
Эта картина - признанный шедевр Боровиковского - представляет
Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797.
Эта картина - признанный шедевр Боровиковского - представляет
Однако художника особенно привлекают нюансы в состоянии модели, ее ускользающая красота, глубокая грусть души, которые он передает благодаря почти незаметным элементам символики и тонкому колористическому решению портрета. По оценке знатоков искусства, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» является одним из шедевров автора. Именно его можно считать началом нового этапа в портретной живописи - когда художник обозначает не социальное положение и значимость героя картины, а его личностные характеристики – настроение, сокровенные переживания. Выражается это в изображении не атрибутов в интерьере, а окружающей природы.
Девушка изображена на фоне природы, размытой и как бы в дымке, через которую просматриваются русские мотивы – березы, цветы, облака. Мария в белом, простом платье с голубым поясом, охватывающем ее фигуру по «греческой» моде, в небрежно накинутой шали.
Слайд 72Лизынька и Дашинька
Портрет Елены Александровны Нарышкиной
Лизынька и Дашинька
Портрет Елены Александровны Нарышкиной