Слайд 2Степан Дмитриевич Нефедов (Эрьзя)
(1876—1959)
Родился 8 ноября 1876 года в селе Баево Алатырского
уезда Симбирской губернии.
Его родители — Дмитрий и Мария Нефёдовы — были крестьянами и принадлежали к марийской народности эрьзя.
Слайд 3Его отец первым заметил художественные способности сына и отправил его учиться сперва в
церковно-приходскую школу села Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля. Работы известного художника так вдохновили его, что он решил изучать живопись и получить высшее образование.
В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями на отделении живописи были Константин Коровин, Валентин Серов, Леонид Пастернак и другие известные художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры, где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой
Слайд 4
В 1906—1916 годах мастер уезжает в Европу, где продолжает обучение и находит собственный
стиль.
В это же время скульптор становится известен под псевдонимом Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он был.
В 1927 году уезжает в Аргентину, где обретает «своих детей». Так Эрьзя называл свои работы из экзотических пород дерева — кебрачо и альгарробо.
Слайд 7Из книги Григория Сутеева «Скульптор Эрьзя»
«Эрьзя… Это не имя, это даже не псевдоним.
Это прозвище… одной из старинных и далеких народностей – мордвы… Этот маленький народ, затерянный среди изумрудных лугов и безграничных болот Симбирской губернии, орошаемой великой рекой Волгой, имеет какое-то этническое родство с финнами.»
Слайд 8«Почти десять лет перед первой мировой войной он провел за границей, преимущественно в
Италии, а также во Франции. Там он выработал свою оригинальную, не лишенную внешней эффектности манеру и освоил различные материалы – не столько гипс и мрамор, но и цемент, чугун, железобетон.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.
Слайд 9В 1909 году его работа «Последняя ночь осужденного перед казнью» завоевала первое место
на VIII Венецианской биеннале.
Мастер создал ее под впечатлением от Бутырской тюрьмы в Москве: в годы учебы он подрабатывал тем, что фотографировал осужденных революционеров.
Материал: цемент
Работа не сохранилась
Слайд 10скульптура Иоанна Крестителя
1914 год.
была создана для церковного прихода в городке Феццано (Италия).
На
фото копия 2011 года, сделанная с оригинала хранящегося в Италии.
Слайд 11Эрьзянка, 1915
«Будучи мордвином по национальности, Эрьзя часто выбирао свои модели среди соотечественников, стремясь
выработать образ-тип мордовской женщины.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.
Слайд 12Голова мордовки (Эрьзянка), 1915
Слайд 15
«Свободная деформация натуры, намеренное преувеличение тех или иных черт , эффектно откинутые головы
и распростертые тела – вот черты иконографии и стилистики этого мастера.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.
Слайд 16Автопортрет (Тоска)
1908
Бронза
Русский Музей
Слайд 17В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Там его работы приобретали
и крупные музеи, и частные коллекционеры. В этот период мастер работал в основном над скульптурными портретами — «Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный священник». Благодаря цепкой памяти и умению работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Степан Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал санитаром в московском военном госпитале, времени на занятия скульптурой у него почти не оставалось. Самые известные из редких работ этого периода — «Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой».
Слайд 18 «портрет балерины Софьи Фёдоровой»
1915
музей Государственного академического Большого театра , Москва
Слайд 20После революции Степан Эрьзя работал над мифологическими и национальными образами — скульптурными портретами
эрзянских и мордовских женщин, библейской Евы и древнегреческой Леды. Занимался он и агитационным искусством, которое соответствовало советскому Плану монументальной пропаганды: создавал памятники Карлу Марксу и Владимиру Ленину, фигуры рабочих и крестьян, оформлял Дом союза горняков в Баку
Слайд 23« Уральские мастера приняли Эрьзу как своего. Европейская знаменитость, он прост в общении,
немногословен, всегда поглощён работой, не привередлив в еде и жилье.
В нем чувствуется творческая мощь, глубокий ум, целеустремленность. Как истинный самородок, он изобретателен во всем. Он сам сколачивал станки для своих работ, сваривал каркасы, сам отливал работы, прекрасно фотографировал. Он изобрел новый материал «железобетон», состоящий из цемента, соединенного с помощью кислоты с металлическими опилками»
Из статьи Е.П.Алексеева «Невидимый Эрьзя. О развитии монументальной скульптуры на Урале»
Слайд 24Памятник «Освобожденному труду»
1920
Екатеринбург
В 1920 году Степан Эрьзя создал в Екатеринбурге памятник «Освобожденному труду»,
прозванный в народе Ванькой Голым за то, что смущал комсомольцев своей откровенностью. Так что спустя пять лет его убрали с Площади 1905 года и, заколотив в деревянный ящик, оставили коротать дни на заднем дворе Краеведческого музея.
Слайд 25«Памятник уральским коммунарам»
1920, Екатеринбург
С.Д.Эрьзя, Е.В.Ваулина, Ф.Г.Самарин
« Голая женская фигура, изображающая Свободу простояла до
1923 года, а потом была демонтирована.»
Из статьи Е.П.Алексеева «Невидимый Эрьзя. О развитии монументальной скульптуры на Урале»
Слайд 26«Памятник Карлу Марксу»
1920, Екатеринбург
Не сохранился
«<…>Карла Маркса сначала «причесал» какой-то скульптор и в
таком виде бюст существовал до 1936 года, а потом бесследно исчез.»
Из статьи Е.П.Алексеева «Невидимый Эрьзя. О развитии монументальной скульптуры на Урале»
Слайд 27Бюст «В.И. Ленина»
1922-1923 год
Туф
Слайд 28Со временем взаимоотношения Эрьзи с советской властью обострились: культурной политикой страны управляли в
те годы представители авангардных направлений искусства.
Позже Эрьзя писал журналисту Луису Орсетти: «Повсюду господствовали футуристы... В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению... и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов... В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку...»
Слайд 30«С конца 20-х годов Эрьзя находился в Южной Америке (он вернулся на родину
в 1950 году), где материалом служили тропические деревья – квебрахо и альгарродо, позволявшие создавать фантастические контрасты необработанной и гладкой отполированной поверхности.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.
Слайд 31
В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине Буэнос-Айреса. Он участвовал в местных выставках,
на собственные деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские газеты печатали пространные статьи об известном русском скульпторе, «который раньше был пастухом».
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать скульптуры из экзотических пород дерева — квебрахо и альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала долгой обработки. Но это окупалось ее качествами: выразительной текстурой и красивыми оттенками — от почти белого до красновато-коричневого.
Слайд 32«Отрешенный»
Из этих материалов скульптор вырезал скульптуры «Автопортрет», «Отрешенный», «Портрет аргентинской девушки».
Всего за
годы жизни в Аргентине он создал более 180 скульптур из разных материалов.
Слайд 33«Портрет аргентинской девушки»
1935
дерево
Слайд 34Скульптура
«Лев Толстой»
1930
дерево
Слайд 37«Испанская танцовщица»
1937
Цемент тонированный
Слайд 38В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в СССР. Правительство выделило ему мастерскую в
Москве, где Эрьзя организовал постоянную выставку своих работ. В 1956 году скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года. Его похоронили в столице родной Мордовии — Саранске. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и Саранске.
Слайд 39Портрет Шакен Ахметджановой (Казашка)
1954
дерево
Слайд 42С.Т. Конёнков
«Портрет Степана Эрьзи»
1961