Япония. Обряд Могари презентация

Содержание

Слайд 2

Основные сведения

Обряд могари (иначе, араки) представляет собой японский вариант обряда временного захоронения (или

ритуального выставления тела усопшего).

Двустадийная погребальная обрядность – это погребально-поминальная обрядность, которая представляет собой не единовременное (первое и окончательное) захоронение, а два последовательных захоронения, разделенных некоторым, иногда весьма продолжительным, промежутком времени, – т. е. предварительное (временное) и постоянное (окончательное) захоронения .

Двустадийная погребальная обрядность является одним из основных типов погребально-поминальной обрядности населения Японии на протяжении всей их истории.

Слайд 3

В своей классической форме (придворный обряд VI–VII вв.) обряд могари как первая стадия

двустадийного погребального обряда предстает главным образом не как захоронение, а как ритуальное выставление тела в специальной постройке.

Классический обряд включал в себя: магические целительные обряды на предсмертном одре; временное (до нескольких лет) ритуальное выставление покойного в специальном деревянном сооружении; изоляция в этом помещении вместе с телом усопшего его ближайших родственников; проведение сложного комплекса обрядов внутри и вне сооружения. По мере сложения царских ритуалов значение обряда могари возрастало, и в VI-VII вв. он стал основным элементом царско-придворного погребального ритуала.

Слайд 4

Первичное захоронение

Первичное захоронение проводится сразу же после смерти: гроб с телом помещают в

погребальное сооружение.
Вторичное захоронение проводится через несколько лет после смерти: в то же погребальное сооружение ставят оссуарии с очищенными костными останками.

Усопший еще не стал «настоящим покойником». В то же время он уже и не «живой», что удостоверяется на 3-й день, когда проводится «обряд призывания души усопшего». До 49 дня (или до 1 года) после смерти усопшего называют «нынешний человек»: он еще не отделен от своей семьи и «ходит» от могилы к дому. У родственников также сильно чувство, что усопший «еще живет» с ними: три раза в день ему подносят угощение и у домашнего алтаря, и у склепа.

Слайд 5

49 день после смерти

После 49-го дня после смерти усопшего называют «родитель-человек»: он порвал

связи с «этим миром» и стал человеком «того мира». Считается, что отделение костей от плоти происходит на 49-й день. В это день у погребального сооружения проводится один из серии обрядов «отделения мертвых от живых».

На 49-й день поминальную табличку, а также обувь и другие предметы, оставленные у погребального сооружения, сжигают. Угощения теперь подносят не ежедневно, а только по особенным дням. Это значит, что усопший «прошел» длинный путь и достиг мира мертвых

Слайд 6

Омывание костей

Через нечетное количество лет (3-5-7-9 и т.д.) или когда в погребальное сооружение

вносят следующего усопшего, женщины-родственницы усопшего проводят экскарнацию (обряд «омывания костей» сэнкоцу): останки извлекают из склепа, очищают от плоти большими деревянными палочками, руками моют водой (иногда в море) или рисовой водкой, досуха обтирают тканью или бумагой, помещают в оссуарий и накрывают крышкой.

Для проведения обряда сэнкоцу лучше всего подходит время накануне «Праздника усопших» о-Бон, а именно т. н. праздник Танабата (7-е число 7-го месяца по лунному календарю), когда считается, что усопшие приходят с того света в мир людей. Обряд «омывания костей» - как похороны и другие «скорбные» обряды - обязательно начинают во время отлива («отлив осушает»), в то время как все «радостные» события (рождение, свадебные обряды) проводят во время прилива ; жители придают этому такой магический смысл, что «скорбь» должна «убывать», а «радость» - «прибывать».

Слайд 8

33 года после смерти

На Окинаве через 33 года после смерти кости индивида перекладывают

из оссуария в канавку («тот мир») и смешивают с останками других усопших; «душа поднимается на Небеса». Теперь он утрачивает свое имя и индивидуальность, становится анонимным родовым предком (33 года примерно соответствуют одному поколению) и называется «божеством» или «божеством-предком».

Таким образом, внутри погребального сооружения останки проходят четыре стадии: 1) покойник в переходном состоянии; 2) покойник, «окончательно ставший мертвым»; 3) покойник, утративший кровь и плоть и ставший костями; 4) покойник, кости которого смешались с костями других и который утратил свою индивидуальность.

Слайд 9

Современные стандартные похороны

В конце XX в. около 90% похорон в Японии проводилось по

буддийскому обряду (с кремацией).
Сразу после смерти тело обмывается горячей водой (юкан), и члены семьи одевают усопшего в специальные белые одеяния (кёкатабира - "одеяние смерти") или в его любимую одежду.

Обмытое и одетое тело укладывают без подушки головой на север (направление, которое ассоциируется со смертью) и накрывают простынею или белой тканью. Нож, который, по поверию, способен отпугнуть злых духов, кладут на грудь (в буддийских похоронах) или рядом с головой (в синтоистских похоронах).

Слайд 10

Священник из буддийского храма, к которому традиционно приписана данная семья, читает сутры у

смертного одра и нарекает покойного посмертным буддийским именем (каймё).
По окончании ритуального очищения тела и обрядов у смертного одра в тот же или на следующий день покойника помещают в некрашеный деревянный гроб из сосны, ели или японского кипариса (хиноки).

Заупокойное бдение у тела усопшего (цуя) раньше проводилось в течение всей ночи с тем, чтобы выразить скорбь по покойному и помолиться за упокой его души.
В настоящее время в практику вошла его усеченная форма (ханцуя - "полу-бдение") с 19 до 21 часа. Буддийский священник читает сутры, а скорбящие по очереди возжигают курения (сёко). В конце церемонии от семьи покойного предлагается поминальная трапеза (мясные блюда не включаются, но обычно подают сакэ, чай, сладости).

Слайд 11

На следующий день после церемонии бдения в доме усопшего, в приходском буддийском храме

или в траурном зале проводится панихида. Готовится алтарь, на который ставится поминальная табличка (ихаи) с посмертным именем, фотография покойного, свечи, курильницы, цветы и некоторая буддийская утварь.

После завершения всех заупокойных обрядов гроб уносят от алтаря и заколачивают крышку.
При похоронах по буддийскому обряду торжественная процессия доставляет гроб с телом покойника в крематорий.
Перед кремированием священник читает над покойником "очистительные" молитвы и заклинания, а родственники опять возжигают благовония.
После сожжения тела члены семьи собирают фрагменты костей (ног, рук, головы) и пепел в маленькую урну (коцубо) и уносят домой.

Слайд 12

Урну ставят перед буддийским алтарем (буцудан).
Урна с прахом покойного захоранивается на кладбище; как

правило, это делается по завершении поминальной службы на 49-й день смерти, но не позднее 100-го.

По истечении срока траура (от семи недель до одного года после смерти) на могиле ставят памятник с надписью или изображением будды. Подавляющее большинство могил в современной Японии отмечены надгробной каменной стелой, у которой на лицевой стороне выбита фамилия семьи, а с обратной стороны имеется ниша, куда по мере смерти членов данной семьи помещаются урны с их прахом. Личные имена усопших обычно высекаются на боковинах или на задней стенке стелы. В принципе, у каждого поколения семьи должно быть свое отдельное надгробие, но, поскольку места часто недостаточно, ограничиваются одним памятником для всех поколений.

Слайд 13

Источники

1. Бакшеев Е.С. Традиционный японский обряд могари: структурно-типологические аспекты // Вестник МГУ. Сер.

«Востоковедение», 2000, №3.
2. Бакшеев Е.С. Древнейшие истоки погребального обряда могари по археологическим данным периодов Дзёмон и Яёй. // История и культура Японии. М., 2001.
3. Бакшеев Е.С. Погребальная обрядность современной Японии // Япония: путь кисти и меча. 2002, №2; ХОРОНИТЬ ПО-ЯПОНСКИ - Погребальная обрядность Японии XX века – http://www.ru-jp.org/baksheev09.htm, http://www.ru-jp.org/baksheev10.htm.
4. Бакшеев Е.С.-а. Двустадийная погребальная обрядность Японии и Окинавы как культурная модель (Рукопись канд. дисс.). Т.1-2. Москва, Российский институт культурологии, 2005.
5. Бакшеев Е.С.-б. Двустадийная погребальная обрядность Японии и Окинавы как культурная модель (Автореферат канд. дисс.). М., 2005.
Имя файла: Япония.-Обряд-Могари.pptx
Количество просмотров: 67
Количество скачиваний: 1