- Главная
- Культурология
- Западный и Восточный типы культуры
Содержание
- 2. Восток и Запад как социокультурные миры Социокультурный мир - исторически возникший тип культуры, особенности которого обусловлены
- 3. «Запад есть запад, Восток есть восток, Не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья В
- 4. ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций, прежде всего: Ближний Восток, Индия, Китай
- 6. Отношение к природе
- 7. Отношение к религии
- 8. НАУКА и ФИЛОСОФИЯ
- 9. ВОСТОК ЗАПАД учитель оратор
- 10. Менталитет и жизненная позиция западной и восточной личности
- 11. Современная парадигма «Восток-Запад»
- 12. Развитие книгопечатания В Китае первые записи делали на твердых материалах; первые «книги» - это деревянные или
- 13. Различия. В западной культуре язык-это средство выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт
- 14. Существуют красивые и образные аллегории, которые помогают понять отличие востока и запада. Ситуация 1. Представьте детский
- 15. Культура Запада - это культура христианская, где Бог-Творец создает мир сам. Из ничего. Он не продолжает,
- 16. В философско- духовном плане, как отмечал В. Шубарт, уже в XIX веке многие философы Европы. Среди
- 17. Живопись. Восток и запад. Существует исторически сложившийся миф о том, что две цивилизации, долго развивавшиеся почти
- 18. Митрофанова Кристина На Западе художники учились рисовать, копируя природу по определённым правилам, на Востоке - учились
- 19. Митрофанова Кристина Живопись, совместившая в себе восточные традиции, глубину и созерцательность с западной выразительностью и психологизмом,
- 21. Скачать презентацию
Слайд 2Восток и Запад
как социокультурные миры
Социокультурный мир - исторически возникший тип культуры, особенности
Восток и Запад
как социокультурные миры
Социокультурный мир - исторически возникший тип культуры, особенности
- Исторические типы культуры
- Региональные культуры
Сарабарова Лера
Слайд 3«Запад есть запад,
Восток есть восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья
«Запад есть запад,
Восток есть восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья
В день страшного суда.»
Редьярд Киплинг
«Мысли мудрой быстрым током
Свяжем Запад мы с Востоком».
Иоганн Гёте
Слайд 4ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА
Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций, прежде всего:
Ближний Восток, Индия,
ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА
Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций, прежде всего:
Ближний Восток, Индия,
с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет.
«Восток» в широком смысле слова, стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
классическая эллинская культура;
эллинистически-римская ступень;
романо-германская культура христианского средневековья;
новоевропейская культура.
Слайд 6Отношение к природе
Отношение к природе
Слайд 7Отношение к религии
Отношение к религии
Слайд 8НАУКА и ФИЛОСОФИЯ
НАУКА и ФИЛОСОФИЯ
Слайд 9ВОСТОК
ЗАПАД
учитель
оратор
ВОСТОК
ЗАПАД
учитель
оратор
Слайд 10Менталитет и жизненная позиция западной и восточной личности
Менталитет и жизненная позиция западной и восточной личности
Слайд 11Современная парадигма
«Восток-Запад»
Современная парадигма
«Восток-Запад»
Слайд 12Развитие книгопечатания
В Китае первые записи делали на твердых материалах; первые «книги» - это
Развитие книгопечатания
В Китае первые записи делали на твердых материалах; первые «книги» - это
Центрами книжной культуры в средневековой Европе стали монастыри, где переписывались богословские труды, древние тексты, делалось множество ошибок. В скрипториях одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк, другие писали красивым почерком текст, третьи украшали рукописи орнаментами и миниатюрами. Книги были настоящими произведениями искусства. Бумага пришла в Европу от арабов, которые заимствовали способ ее изготовления у китайцев. Арабы заимствовали у китайцев и способ печатания с резных досок. В XIV-XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь книги делали ремесленники, а торговали ими купцы. Образование становилось более светским. Книги стали дешеветь.
И западные и восточные культуры стремились развить этот способ сохранения и переноса текста и их способы также схожи, но есть расхождения в концепции. Восточная культура стремится к созерцанию развития мира, отношение к книгопечатанию как к способу развития и гормонии. Западная культура же книгопечатание привела к более промышленному обороту и носило светский характер.
Мокроносова Варя
Слайд 13Различия.
В западной культуре язык-это средство выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не
Различия.
В западной культуре язык-это средство выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не
На Западе наука направлена на преобразование, улучшение чего-либо, но люди совсем забывают о природе, отсюда природа воспринимается как чужая, совсем не нужная человеку сила. «Методом науки нового времени называют - опыт, но чаше всего люди для получения нужных им знаний, раскрытия тайн пытают природу, относятся безразлично к окружающей нас среде». [3, с. 215]. В восточной культуре наука ищет единство, гармонию природы с человеком, культурой.
Характерной чертой западной культуры является антропоцентризм, а для восточной, характерен природоцентризм. Где ключевым аспектом является то что: Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы «природа -культура».
Что касается восприятия культуры, то на Западе оно безличностно, анонимно, восприятие происходит по принципу: «все - потребители». «Для культуры Востока характерен личностный характер формирования культуры: «культура - есть Учитель» [4, с. 115]. Это можно объяснить тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания.
Западная культура разделяет такие понятия как познание и нравственность. Главный вопрос науки: «истина - не истина». В культуре Востока познание является средством нравственного совершенствования. Основной вопрос - это соотношение добра и зла.
Куклинова Анна
Слайд 14Существуют красивые и образные аллегории, которые помогают понять отличие востока и запада.
Ситуация
Существуют красивые и образные аллегории, которые помогают понять отличие востока и запада.
Ситуация
Ситуация 2. Представьте ту же ситуацию с ребенком и качелями, которые качаются. Ребенок подходит к ним и ловко прыгает на качели таким образом, чтобы не прервать их движение. Он вписывается в движение качелей. Этот ребенок - восточный человек.
Рыбакова Екатерина
Слайд 15Культура Запада - это культура христианская, где Бог-Творец создает мир сам. Из ничего.
Культура Запада - это культура христианская, где Бог-Творец создает мир сам. Из ничего.
Западный человек поступает также, как Творец. Он создает мир из частей, собственной волей, он не поддается природе, он над ней владычествует, преображает под собственные нужды. Западный человек - это активность.
Культура Востока - это культура даосизма, конфуцианства, буддизма.
У китайцев есть миф о сотворении мира. Изначально был яйцеобразный Хуньдунь (хаос, "ни то ни сё"). Со всех сторон он был одинаков. После его смерти появляется Вселенная, но её природа - движение, ритм, колебание, звуковая волна.
Восточная мудрость - это мудрость пассивности. Восточный человек подстраивается под движение природы. Идеальная жизнь - это когда человек вписался в ритм жизни.
Запад - это субъективное понимание действительности, "от себя",
Восток - понимание со стороны, "забыв о себе".
Рыбакова Екатерина
Слайд 16В философско- духовном плане, как отмечал В. Шубарт,
уже в XIX веке многие философы
В философско- духовном плане, как отмечал В. Шубарт, уже в XIX веке многие философы
Слайд 17Живопись. Восток и запад.
Существует исторически сложившийся миф о том, что две цивилизации,
Живопись. Восток и запад.
Существует исторически сложившийся миф о том, что две цивилизации,
Основой классической западной живописи является внешняя форма. В классической восточной — о особенно в китайской — живописи фундаментальным является понятие Дао, а художник - проводник Дао. «Западная живопись – это живопись взгляда; китайская живопись – живопись идеи». ( Чэн Хэнло ).
Митрофанова Кристина
Слайд 18Митрофанова Кристина
На Западе художники учились рисовать, копируя природу по определённым правилам, на Востоке
Митрофанова Кристина
На Западе художники учились рисовать, копируя природу по определённым правилам, на Востоке
Европейцы традиционно опирались на разум. Они воспринимали действительность через призму доктрин - философских, религиозных, научных. Искусство здесь всегда играло второстепенную роль, его воспринимали как игру, развлечение, "украшательство" жизни.
На Востоке преобладало целостное восприятие мира. Действительность не столько анализировалась, сколько эстетизировалась, воспринималась через призму искусства, которое выполняло мировоззренческую функцию. Отсюда совершенный художник, постигнувший внутреннюю суть вещей, почитался как мудрец.
Слайд 19Митрофанова Кристина
Живопись, совместившая в себе восточные традиции, глубину и созерцательность с западной выразительностью
Митрофанова Кристина
Живопись, совместившая в себе восточные традиции, глубину и созерцательность с западной выразительностью
Взаимопроникновение культур - это реальность, которую мы наблюдаем в современном мире. Но сможет ли человечество преодолеть этап механического поверхностного использовний методов и традиций разных культур и выйти на новый уровень глубинной сущностной гармоничной интеграции, познав новые высоты и глубины законов мироздания?
Возможный вариант событий в дальнейшем - глубокое взаимопроникновение культур, взаимообогащение и развитие наилуших традиций, выработанных человечеством за многовековую историю. А что принесёт национальным культурам сближение и уход от сохранения в неизменности классических традиций, будет зависеть от мудрости и уровня развития коллективного сознания человечества.