Борис Леонидович Пастернак презентация

Содержание

Слайд 2

Борис Пастернак
Никого не будет в доме…

Борис Пастернак Никого не будет в доме…

Слайд 3

Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме Незадернутых гардин. Только

белых мокрых комьев Быстрый промельк маховой. Только крыши, снег и, кроме Крыш и снега, — никого.
И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной,
И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит вторженья дрожь. Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься у двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.

Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме

Слайд 4

Стихотворение «Никого не будет в доме…» поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.
Роман

Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Слайд 5

Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых

гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья.

Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых

Слайд 6

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.)

С первой же строки

звучит тема одиночества. Душевное состояние лирического героя подчеркивается изображением внешнего мира: сумерки, снег, иней

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.) С первой же строки звучит

Слайд 7

Третья и четвертая — центральные строфы стихотворения — вводят мотивы воспоминания и вины:

И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной.
Финальные строфы (5 и 6) противопоставлены первой и второй: если в начале стихотворения сквозным мотивом является мотив одиночества, то в конце появляется Она

Третья и четвертая — центральные строфы стихотворения — вводят мотивы воспоминания и вины:

Слайд 8

Сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как

будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

Сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как

Слайд 9

Средства выразительности

Метафоры:
завертит мной,
кольнут виной
Анафора
И опять…-3 раза
Метафорический образ
И

окно по крестовине
Сдавит голод дровяной

Средства выразительности Метафоры: завертит мной, кольнут виной Анафора И опять…-3 раза Метафорический образ

Слайд 10

Аллитерация
Но неЖданно По ПоРтьеРе
ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь
ТиШину Шагами меря,
Ты, как будуЩность, войдеШь

Аллитерация Но неЖданно По ПоРтьеРе ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь ТиШину Шагами меря, Ты, как будуЩность, войдеШь

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

ИЮЛЬ

Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник. На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.

По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка.

ИЮЛЬ Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец

Слайд 14

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха

в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Пастернаком в 1956 году во

Слайд 15

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц,

знаменующий середину лета. 
Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает

Слайд 16

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена,

по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре

Слайд 17

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим

средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики(таскающий, растрепа).
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает,«мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и

Слайд 18

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка»,«взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко

говорящий вслух») образами.
«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка»,«взвивается до потолка»),

Слайд 19

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой,

дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты(июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения

Слайд 20

Особенности лирики Пастернака:

1) Метафоричность поэзии
( метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных,

слишком субъективных)
2) Аллитерация ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)
3) Анафора (служат музыкальности, общей выразительности)

Особенности лирики Пастернака: 1) Метафоричность поэзии ( метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных,

Слайд 21

Персонификация –
развернутое олицетворение. Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет

свой характер

Персонификация – развернутое олицетворение. Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер

Имя файла: Борис-Леонидович-Пастернак.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0