Слайд 2
![«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-1.jpg)
«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся
понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.»
И.С. Тургенев
Слайд 3
![Чем интеллигентнее человек, тем больше он способен понять, усвоить, тем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-2.jpg)
Чем интеллигентнее человек, тем больше он способен понять, усвоить, тем
шире его кругозор и способность понимать и принимать культурные ценности – прошлого и настоящего. В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих проблем истории русской литературы ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы… Д.С.Лихачев
Слайд 4
![Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-3.jpg)
Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями,
признаками, закономерностями.
Жанры древнерусской литературы: поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись.
Слайд 5
![Жанры древнерусской литературы Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-4.jpg)
Жанры древнерусской литературы
Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.
Повесть как правило
повествует о важных исторических событиях.
Хождение – здесь даётся информация о далёких путешествиях.
Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.
Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Слово – образец торжественного красноречия.
Слайд 6
![Почему люди до сих пор о нем помнят?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-5.jpg)
Почему люди до сих пор о нем помнят?
Слайд 7
![Из «Нагорной проповеди» «Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-6.jpg)
Из «Нагорной проповеди»
«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же
убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»
«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...»
«Ещё слышали, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: «Не клянись вовсе... <...> Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Слайд 8
![Из «Нагорной проповеди» «Просящему у тебя дай и от хотящего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-7.jpg)
Из «Нагорной проповеди»
«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у
тебя не отвращайся».
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
Слайд 9
![Из «Нагорной проповеди» «Просящему у тебя дай и от хотящего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-8.jpg)
Из «Нагорной проповеди»
«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у
тебя не отвращайся».
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
Слайд 10
![Нестор](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-9.jpg)
Нестор
Слайд 11
![«Поучения» Владимира Мономаха Главные его наставления!](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-10.jpg)
«Поучения» Владимира Мономаха
Главные его наставления!
Слайд 12
![Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-11.jpg)
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125)
Слайд 13
![1113-1125 – 12 лет княжения. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-12.jpg)
1113-1125 – 12 лет княжения.
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава
Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 года — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах получил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.
Слайд 14
![1113-1125 – 12 лет княжения. В 1093 году умер последний](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-13.jpg)
1113-1125 – 12 лет княжения.
В 1093 году умер последний из
Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем.
Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты.
В 1094 году половцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу, а сам перешёл в Переяславль.
Слайд 15
![1113-1125 – 12 лет княжения. Олега Святославича прозвали Гориславичем за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-14.jpg)
1113-1125 – 12 лет княжения.
Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе
и беды, которые он принёс русским людям. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось. В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем.
Слайд 16
![1113-1125 – 12 лет княжения. Киевляне позвали на княжение Владимира](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-15.jpg)
1113-1125 – 12 лет княжения.
Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который
пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования.
Слайд 17
![1113 -1125 – 12 лет княжения. На киевском престоле он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-16.jpg)
1113 -1125 – 12 лет княжения.
На киевском престоле он позаботился о
том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство.
В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.
Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.
Слайд 18
![1113-1125 – 12 лет княжения. За 12 лет княжения: усмирил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/135336/slide-17.jpg)
1113-1125 – 12 лет княжения.
За 12 лет княжения:
усмирил печенегов, тюрков,
берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей.
строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые.
написал духовное завещание детям своим.
Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на степь (на половцев) (XI-XII века).