Слайд 2
![Местонахождение МОНАСТЫРЯ Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-1.jpg)
Местонахождение МОНАСТЫРЯ
Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от г. Козельска на правом берегу
р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров.
Оптина пустынь в древности не отличавшаяся ни строгостью устава, ни многочисленностию братии, в конце XIX в. приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии.
Слайд 3
![Основание МОНАСТЫРЯ Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-2.jpg)
Основание МОНАСТЫРЯ
Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана
монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.
Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.
Слайд 4
![Петровские реформы, упразднение и восстановление МОНАСТЫРЯ Вскоре наступило время реформ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-3.jpg)
Петровские реформы, упразднение и восстановление МОНАСТЫРЯ
Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г.
отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.
Слайд 5
![Восстановление обители Но ее полное восстановление началось лишь с 1795](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-4.jpg)
Восстановление обители
Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее
обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Платона, затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.
Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители дились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.
Слайд 6
![Храмы монастыря Сборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-5.jpg)
Храмы монастыря
Сборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм
Храм во имя
иконы Казанской Божией Матери
Слайд 7
![Храмы монастыря Храм во имя прп. Марии Египетской и св.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-6.jpg)
Храмы монастыря
Храм во имя прп. Марии Египетской и св. прав. Анны
Кладбищенская
церковь во имя Всех святых
Храм во имя св. Амвросия Медиоланского
Слайд 8
![Оптина Пустынь В обители находились две местночтимые иконы: прп. Пафнутия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-7.jpg)
Оптина Пустынь
В обители находились две местночтимые иконы: прп. Пафнутия Боровского и Казанская икона Божией
Матери. В обители в качестве святынь хранились киот и ряса, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Ежегодно 1 мая и 14 сентября из Оптиной пустыни совершались крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называвшемся Святым или Пафнутиевым.
В пустыни находилась книжная лавка, где продавалась различного рода духовная литература в славянских и русских переводах. В обители были гостиница, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы. При пустыни имелся Иоанно-Предтеченский скит
Слайд 9
![После революции Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/499904/slide-8.jpg)
После революции
Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была
на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).
Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей "Оптина пустынь", директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.
5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители - Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.