- Главная
- Литература
- Элеонора Дузе (1858–1924)
Содержание
- 2. Психологический реализм Элеоноры Дузе 1858 – 1924
- 3. Элеонора Джулия Амалия Дюзян ( Элеонора Дузе) - родилась 3 октября 1858 года в итальянском городе
- 4. Элеонора не знала, что в те же годы в ее жизнь властно вмешалась судьба. В 1860
- 5. Год спустя, когда они играли в Вероне, ей прямо на сцену принесли телеграмму — скончалась мать.
- 6. В 22 года Элеонора вместе с отцом вступила в труппу известного актера Чезаре Росси. Амплуа героя-любовника
- 7. В краткую пору замужества она увидела в Турине «Даму с камелиями» с участием великой Сары Бернар.
- 8. Маргариту Готье Дузе оценили выше, чем тот же образ в исполнении Сары Бернар. Сара создала идеальный
- 9. В Маргарите Дузе раскрывала безоглядную жертвенность простой и искренней любви, которой ее героиня жила только во
- 10. «В «Даме с камелиями» есть золотая нить, которая соединяет фальшивый жемчуг этой драмы, золотая нить страсти»,
- 11. Для Дузе было неважно, что героиня — куртизанка. В ее исполнении Маргарита Готье была просто любящей
- 12. И вот взбешенный возлюбленный осыпает ее оскорблениями. Дузе стоит лицом к зрителю, в широко раскрытых глазах
- 13. Маргарита – Дузе умирала в неутоленной бешеной жажде счастья, не примиренная с жизнью своим подвигом самопожертвования.
- 14. Первые зарубежные гастроли забросили ее в далекую Южную Америку. Непривычный климат обострил мучившую Дузе с детства
- 15. Весной 1891 года она появилась в далеком Санкт-Петербурге. Публика, не знавшая ее имени, встретила актрису настороженно,
- 16. Чехов увидел в игре Дузе то же, к чему стремился сам — правду жизни, преображенную искусством.
- 17. Дузе больше играла в современном репертуаре, чем в классическом. В новой драме даже не безупречного качества
- 18. Элеонора Дузе - Василиса. 'На дне' М. Горького. 1905
- 19. Искусство Дузе продолжало традиции Сальвини. Но если Сальвини создавал героические монументальные образы преимущественно на материале классики,
- 20. Очевидец выступлений актрисы пишет: «На сцене Элеонора Дузе всегда оставалась сама собой. Вопрос об одежде, о
- 21. Элеонора Дузе в молодости считалась «великой неврастеничкой» (по аналогии с амплуа трагика-неврастеника). Начиная с роли Сантуцци
- 22. Считалось, что ограниченность «неврастенички» закрыла для Дузе сферу трагедии, так как актриса была не в состоянии
- 23. В Дузе оценили «простоту», что значило: актриса достигла того уровня совершенства в мастерстве, когда технология исполнения,
- 24. В Дузе разглядели тогда актрису-личность. Под этим понятием подразумевался тип творческого служения искусству, миссия художницы с
- 25. Русские гастроли стали началом международного триумфа Дузе. В Берлине зрители после спектакля устроили ей получасовую овацию
- 26. Скоро у нее нашелся союзник — знаменитый писатель Габриеле Д’Аннунцио, призывавший «освободить искусство от гнета буржуазности».
- 27. Во время египетских гастролей Дузе посетила знаменитые пирамиды. 1890 год
- 28. В творчество Дузе периода 1897-1904 гг. вписываются театральные эксперименты Габриеля Д'Аннунцио. Верная страстному чувству, соединенному с
- 29. Д’Аннунцио действительно написал для нее пьесу «Мертвый город» и… отдал ее Саре Бернар, пообещавшей обеспечить автору
- 30. Испытание даннунцианским «поэтическим» (символистским) театром позволило Дузе глубже понять и найти адекватные средства выражения современной новой
- 31. ЭЛЕОНОРА ДУЗЕ В РОЛИ РЕБЕККИ ВЕСТ В ПЬЕСЕ ИБСЕНА «РОСМЕРСХОЛЬМ» Ребекка Вест была сыграна Дузе уже
- 32. Эту-то внутреннюю певучесть – то есть истинно поэтическую неисчерпаемость мысли стремилась передать Дузе в спектакле, именно
- 33. То же эхо вечности звучало и в игре Дузе: «Паузы и молчание, - вспоминал о ее
- 34. Нора Ибсена была у Дузе чувственно-земной очаровательной женщиной, которая переживала катастрофическую драму высвобождения личности из-под спуда
- 35. На глазах зрителя происходило чудесное превращение «жаворонка», «белочки» в волевого, сильного человека. В финале пьесы Дузе
- 36. Во внешнем облике Гедды – Дузе не было ничего манерно-изломанного, ничего – от ницшеанок-неврастеничек 1900-х годов
- 37. Итак, выделяют три периода в творчестве Дузе: -веристский, -эстетский (годы союза с Г.Д'Аннунцио) и -ибсеновский
- 38. Поняв, что в стране, охваченной националистическим психозом, ее планам не суждено сбыться, Дузе решилась уехать. После
- 39. Из Лондона она отплыла за океан. Она не была в Америке 10 лет, но за это
- 41. Скачать презентацию
Психологический реализм Элеоноры Дузе 1858 – 1924
Психологический реализм Элеоноры Дузе 1858 – 1924
Элеонора Джулия Амалия Дюзян ( Элеонора Дузе) - родилась 3 октября
Элеонора Джулия Амалия Дюзян ( Элеонора Дузе) - родилась 3 октября
Безусловно, искусство актеров вызывало восхищение, но сама их профессия в то время считалась позорной (сродни нищенству). Элеонора так и росла, в труппе нищих, но талантливых актеров, которые бесконечно скитались, и в жару и в холод. Впервые она вышла на сцену в 4 года, исполнив роль маленькой Козетты из романа Гюго «Отверженные».
«Чтобы заплакать на сцене, меня часто щипали за ноги. Я поняла, что искусство — это боль, что актер на сцене должен не притворяться, не играть, а испытывать подлинные чувства», - рассказывала актриса.
Элеонора не знала, что в те же годы в ее жизнь
Элеонора не знала, что в те же годы в ее жизнь
Год спустя, когда они играли в Вероне, ей прямо на сцену
Год спустя, когда они играли в Вероне, ей прямо на сцену
Когда ей исполнилось 15 лет, отцовская труппа распалась, и актриса с трудом нашла работу у венецианца Луиджи Педзана. Этот Карабас видел в актерах послушных кукол, и непокорность Дузе, ее стремление играть «как в жизни» бесило его. «Из тебя никогда не выйдет актрисы!» — кричал он ей.
По иронии судьбы его сестра Джачинта, тоже известная актриса, первой поверила в актерский талант Элеоноры и взяла ее в свою труппу. Скоро звезда Дузе засияла на итальянском театральном горизонте. В газетах одна за другой появлялись восторженные рецензии: никогда еще зрители не видели такой нежной Офелии, такой печальной Дездемоны, такой трагической Терезы Ракен…
В 22 года Элеонора вместе с отцом вступила в труппу известного
В 22 года Элеонора вместе с отцом вступила в труппу известного
Как ни странно, эти личные драмы не особенно впечатлили Дузе — она в ту пору была занята совершенствованием своего актерского мастерства.
В краткую пору замужества она увидела в Турине «Даму с камелиями»
В краткую пору замужества она увидела в Турине «Даму с камелиями»
Сара Бернар
Элеонора Дузе
Элеонора Дузе
Маргариту Готье Дузе оценили выше, чем тот же образ в исполнении
Маргариту Готье Дузе оценили выше, чем тот же образ в исполнении
Маргарита Готье у Дузе была простая, сохранившая следы своего деревенского происхождения девушка. Никакого шика в наряде. Никакого кокетства в манерах. Ничего вульгарного в облике. Бледное лицо, бледные, почти серые губы, гладко убранные волосы, угловатые жесты.
Дузе заставляла забыть, что Маргарита Готье куртизанка. Актриса не накладывала румян и не кокетничала туалетами. (Только однажды, в 1904 г., под влиянием парижских друзей, имевших отношение к высокой моде, Дузе одела Маргариту в изящное платье стилизованного покроя, воспроизводившего впечатление от цветка белой камелии.).
В Маргарите Дузе раскрывала безоглядную жертвенность простой и искренней любви, которой
В Маргарите Дузе раскрывала безоглядную жертвенность простой и искренней любви, которой
Дузе неинтересно показывать, как рождается в безнравственной грешнице самоотверженная любовь, ее преображающая: ее Маргарита не грешница, и злосчастная судьба не заслужена ею ни в коей мере. Поэтому удары судьбы она воспринимает как величайшую несправедливость, с которой пытается бороться в полном сознании своих прав. В сцене с отцом Армана Маргарита предстает отнюдь не кротким ангелом: «… следует отчаянная борьба и злобный поначалу протест…». В последней сцене в Маргарите – Дузе снова вспыхивала надежда на счастливую развязку; она встречает Армана «с таким порывом бешеного счастья, что ускоряет этим развязку… самые последние минуты она стихает, уходит в себя». Маргарита – Дузе умирала в неутоленной бешеной жажде счастья, не примиренная с жизнью своим подвигом самопожертвования. Это было не успение святой, а жестокая агония, как почти у всех ее героинь.
«В «Даме с камелиями» есть золотая нить, которая соединяет фальшивый жемчуг
«В «Даме с камелиями» есть золотая нить, которая соединяет фальшивый жемчуг
Потрясение, испытываемое зрителем от образа Маргариты Готье, достигалось тем, что актриса с удивительной глубиной, разнообразием и силой чувства на всем протяжении пьесы обнажала эту «золотую нить» и показывала неизбежность гибели этой страсти, трагическую обреченность любви своей героини.
Дузе снимала мелодраматизм и искусственность ситуаций пьесы и превращала ее в высокую трагедию. Для актрисы не существовало случайностей в судьбе Маргариты Готье. В мире, полном бесчеловечной жестокости, лицемерия, равнодушия, любовь не может не погибнуть.
Для Дузе было неважно, что героиня — куртизанка. В ее исполнении
Для Дузе было неважно, что героиня — куртизанка. В ее исполнении
Среди гостей Маргарита была одинока, безучастна к их веселью; она жила какой-то своей сокровенной и печальной жизнью. Полюбив, Дузе — Маргарита преображалась. Лицо ее розовело, движения приобретали легкость, голос становился звучнее и глубже, из него исчезали усталые интонации. И только глаза оставались печальными — они не верили в счастье.
И вот взбешенный возлюбленный осыпает ее оскорблениями. Дузе стоит лицом к
И вот взбешенный возлюбленный осыпает ее оскорблениями. Дузе стоит лицом к
Смерть Маргариты в исполнении Дузе потрясала своей беспощадной правдивостью. Сара Бернар разыгрывала здесь эффектную сцену, вызывая гром аплодисментов своим паданием на пол — навзничь, не сгибая спины. Дузе умирала незаметно - «Здесь жизнь угасала медленно, как будто нежно любящее сердце на глазах у зрителя... переставало биться. Так и умирала Маргарита — Дузе, без единого движения, сидя в кресле и положив голову на плечо Дюваля». И потрясенный зрительный зал молчал, забывая об аплодисментах.
Сара Бернар
Маргарита – Дузе умирала в неутоленной бешеной жажде счастья, не примиренная
Маргарита – Дузе умирала в неутоленной бешеной жажде счастья, не примиренная
Первые зарубежные гастроли забросили ее в далекую Южную Америку. Непривычный климат
Первые зарубежные гастроли забросили ее в далекую Южную Америку. Непривычный климат
Вскоре ее любовником и покровителем стал известный поэт Арриго Бойто, друг Верди и автор либретто к его операм. Для Дузе, окончившей всего три класса школы, он стал настоящим Пигмалионом, работая над ее вкусом, заставляя учить иностранные языки и читать классику. По его почину она взялась играть Клеопатру в пьесе Шекспира, поставленной в миланском театре «Мандзони» в 1888 году. С этой пьесой, сделавшей ее знаменитой, она посетила Испанию, Францию и даже Египет.
Весной 1891 года она появилась в далеком Санкт-Петербурге. Публика, не знавшая
Весной 1891 года она появилась в далеком Санкт-Петербурге. Публика, не знавшая
Один из спектаклей посетил молодой Чехов, написавший сестре: «Сейчас я видел итальянскую актрису Дузе в «Клеопатре». Я по-итальянски не понимаю, но она так хорошо играла, что мне казалось, что я понимаю каждое слово. Замечательная актриса! Никогда ранее не видал ничего подобного».
Кстати, этот феномен отмечали и другие — Дузе играла так выразительно, что зрители понимали каждое ее слово. В Париже, где на ее спектакле присутствовал президент Фор, она извинилась за то, что говорила на чужом для публики языке. «Как, мадам, — изумился Фор, — разве вы говорили не по-французски?»
Чехов увидел в игре Дузе то же, к чему стремился сам
Чехов увидел в игре Дузе то же, к чему стремился сам
Уже в конце года Дузе приехала в Россию снова, на сей раз она играла не классику, а современные пьесы — «Кукольный дом» Ибсена и «Родину» Зудермана. Норвежца Ибсена тогда узнала вся Европа, его драмы казались необычайно актуальными, его герои с сильными характерами бросали вызов обществу.
Дузе влюбилась в творчество Ибсена. Прибыв с гастролями в Осло, она целый час на морозе простояла у дома драматурга, но он был болен и никого не принимал. Через неделю он умер.
Дузе писала: «Я... так страдала, что думала только о смерти. Но вот я начала играть Ибсена, и он спас меня». Дузе создала в ибсеновском репертуаре образы фру Алвинг, Норы, Гедды Габлер, Ребекки Вест и др.
В пьесах Ибсена Дузе нашла материал, достойный ее гения, близкие ей конфликты, и воплотить их на сцене было для Дузе творческой потребностью и огромным удовлетворением.
Дузе больше играла в современном репертуаре, чем в классическом. В новой
Дузе больше играла в современном репертуаре, чем в классическом. В новой
Простота и эмоциональная сила, определившие мировую славу Дузе, особенно восторженно были восприняты русским зрителем и критикой во время гастролей актрисы в России (1891 — 1892, 1897, 1908 годы). Критик писал: «На итальянском языке Дузе играет по-русски». Близость своего искусства русской культуре почувствовала и сама актриса, говорившая о своей особой связи с русской публикой.
Дузе мечтала сыграть Катерину в «Грозе», Матрену во «Власти тьмы», Лизавету в «Горькой судьбине».
В 1905 году она исполнила роль Василисы в пьесе Горького «На дне» в постановке парижского театра «Творчество», осуществленной режиссером Люнье-По.
Элеонора Дузе - Василиса.
'На дне' М. Горького. 1905
Элеонора Дузе - Василиса.
'На дне' М. Горького. 1905
Искусство Дузе продолжало традиции Сальвини. Но если Сальвини создавал героические монументальные
Искусство Дузе продолжало традиции Сальвини. Но если Сальвини создавал героические монументальные
Театральный критик А. Кугель так определяет сущность стиля Дузе: «Этот стиль мы сами. Этот стиль — наша современность, наш напряженный, усталый, надорванный, мятущийся, беспокойный век».
Театр был для Дузе средством делать людей чище, лучше, приносить им радость. «В искусстве одни возвышают душу, другие очищают ее. Дузе принадлежит ко вторым: она очищает душу страданием, болью живого существа и тою необыкновенной близостью, которую в 'ней чувствует современность». В каждом характере актрисе было важно открыть то хорошее, светлое, что в нем заложено от природы и что было изуродовано жизнью, системой буржуазных общественных отношений, заставляющих людей лгать, приспосабливаться, быть жестокими. В каждом созданном ею образе приоткрывалась личность Дузе, ее внутренний мир. Но создания ее были настолько разнообразны, что о самоповторах не могло быть и речи. Исповедничество, отличавшее актрису и накладывавшее печать на все ее творчество, нисколько не обедняло содержание ее искусства.
Очевидец выступлений актрисы пишет: «На сцене Элеонора Дузе всегда оставалась сама
Очевидец выступлений актрисы пишет: «На сцене Элеонора Дузе всегда оставалась сама
Излюбленными выразительными средствами актрисы было интонационное богатство ее речи, выразительность мимики и в особенности пластики рук. В стремлении наиболее полно раскрыть жизнь человеческой души Дузе отказалась от грима.
Элеонора Дузе в молодости считалась «великой неврастеничкой» (по аналогии с амплуа
Элеонора Дузе в молодости считалась «великой неврастеничкой» (по аналогии с амплуа
«Дузе, – писал А. Кугель, – это экстракт самого типического и больного, что заключено в современности… Образец гениальной неврастении…Физическая неустойчивость организма – колеблющаяся фигура, мелькающие руки, которыми Дузе как будто пытается поддержать равновесие, – находится в соответствии с неустойчивыми желаниями, неудовлетворенными стремлениями, беспокойными порывами сердца… даже в манере чтения монологов… надорванность нервной системы… она начинает в несколько аффектированном тоне, которым как будто раздражает самое себя, доходит до бурного рокота и заканчивает совсем тихо, отдельными отрывистыми словами».
Считалось, что ограниченность «неврастенички» закрыла для Дузе сферу трагедии, так как
Считалось, что ограниченность «неврастенички» закрыла для Дузе сферу трагедии, так как
Но когда она должна выразить чувство яркое, величественное, значительное, сам ее облик, сам ее облик, ее жесты вступают с ними в неразрешимое противоречие, и она падает под непосильным для нее грузом».
В Дузе оценили «простоту», что значило: актриса достигла того уровня совершенства
В Дузе оценили «простоту», что значило: актриса достигла того уровня совершенства
В Дузе разглядели тогда актрису-личность. Под этим понятием подразумевался тип творческого
В Дузе разглядели тогда актрису-личность. Под этим понятием подразумевался тип творческого
Со страстной тоской ко всему, чего нет на земле, проходит она через жизнь, как жаждущая проходит по пустыне... и страшно ее окликнуть, она внушает бережность. И вот этот хрупкий сосуд своего существа... она выносит на сцену – и с какой смелостью, с какой расточительностью к себе и с какой щедростью к другим!».
Русские гастроли стали началом международного триумфа Дузе. В Берлине зрители после
Русские гастроли стали началом международного триумфа Дузе. В Берлине зрители после
С годами у нее накапливалось недовольство кочевой жизнью и товарищами-актерами: «Эти ничтожества подводят глаза, посыпают щеки мукой, строят рожи и думают, что показывают жизнь!»
Недовольна она была и репертуаром; мало-помалу ей надоел даже Ибсен с его реализмом. «Какая разница, — восклицала она, — сколько звеньев на цепи, которой я скована? Как мне надоели все эти стулья и гардины, эти Норы и Гедды Габлер! Мне нужны Колизей и Акрополь, красота и пламя жизни!» Она мечтала «вернуться в античность, играть под открытым небом, вдали от лож и вечерних платьев, от людей, которые пришли переваривать свой ужин!»
Скоро у нее нашелся союзник — знаменитый писатель Габриеле Д’Аннунцио, призывавший
Скоро у нее нашелся союзник — знаменитый писатель Габриеле Д’Аннунцио, призывавший
На сей раз публика принимала ее восторженно, особенно женщины — набравшись новых идей, актриса публично высказалась против «женского рабства», и местные суфражистки сделали ей громкую рекламу. В Вашингтоне ее принял президент Кливленд, а Томас Эдисон записал ее игру в «Даме с камелиями» на фонограф. Увы, валик оказался испорченным, и голос Дузе погиб для потомков. Не сложились и ее отношения с кино — немой фильм «Пепел» по роману Грации Деледды остался единственным в ее карьере. Это символично — ратуя за перемены, Элеонора осталась человеком XIX века, непривычным к новой технике и боявшимся ее.
Во время египетских гастролей Дузе посетила знаменитые пирамиды. 1890 год
Во время египетских гастролей Дузе посетила знаменитые пирамиды. 1890 год
В творчество Дузе периода 1897-1904 гг. вписываются театральные эксперименты Габриеля Д'Аннунцио.
Верная
В творчество Дузе периода 1897-1904 гг. вписываются театральные эксперименты Габриеля Д'Аннунцио.
Верная
Д’Аннунцио действительно написал для нее пьесу «Мертвый город» и… отдал ее
Д’Аннунцио действительно написал для нее пьесу «Мертвый город» и… отдал ее
Быстро раскусив своего любовника, Дузе осталась с ним — ее подкупило то, что в романе «Пламя» он изобразил ее как великую актрису, страдающую от черствости любимого мужчины, но великодушно прощающую его.
В 1897 году они с Д’Аннунцио открыли собственный театр, где ставились главным образом его пьесы.
Непривычные зрителям постановки не имели успеха. Элеонору обвиняли в том, что она утратила естественность, что ее монологи звучат деревянно — а она всего лишь прилежно воспроизводила на сцене ходульных героинь Габриеле. Вторя ему, она восклицала: «О невежественная Италия! Когда же ты научишься ценить настоящий талант?»
Испытание даннунцианским «поэтическим» (символистским) театром позволило Дузе глубже понять и найти
Испытание даннунцианским «поэтическим» (символистским) театром позволило Дузе глубже понять и найти
Именно у Ибсена Дузе нашла то, чем не обладал и в чем неизменно проигрывал театр Д'Аннунцио: органику взаимодействия идеального и натурального, взаимопреображение плотского и духовного.
Нора, Гедда Габлер и Ребекка Вест – ее главные ибсеновские достижения до 1909 г., когда она ушла со сцены. Позднее, в 1921 г. она сыграла, вернувшись, Эллиду («Женщина с моря») и фру Альвинг («Привидения»).
Дузе поражала простотой и безыскусственностью своей игры. Она никогда не играла только текст, а всегда искала сокровенный смысл, заложенный в тексте, – подтекст, который и стремилась донести до зрителя. Ее героиня – просто женщина, страдающая от окружающей ее пошлости и жестокости, обманутая, любящая, способная к самопожертвованию. Дузе всегда находила в облике своей героини черты, вызывающие сострадание.
ЭЛЕОНОРА ДУЗЕ В РОЛИ РЕБЕККИ ВЕСТ В ПЬЕСЕ ИБСЕНА «РОСМЕРСХОЛЬМ»
Ребекка Вест
ЭЛЕОНОРА ДУЗЕ В РОЛИ РЕБЕККИ ВЕСТ В ПЬЕСЕ ИБСЕНА «РОСМЕРСХОЛЬМ»
Ребекка Вест
Эту-то внутреннюю певучесть – то есть истинно поэтическую неисчерпаемость мысли стремилась
Эту-то внутреннюю певучесть – то есть истинно поэтическую неисчерпаемость мысли стремилась
Декорации ей делал Крэг – знаменитые декорации, где в доме комната норвежского пастора (пол, затянутый ковром, круглый стол, тахта) как бы парила в зелено-голубой мгле, охватывавшей ее со всех сторон и только в самой глубине сцены разрывавшейся отверстием тоннеля.
Словно сырой туман мироздания проникал сквозь стены пасторского дома – огромные занавеси, в которых зелень переходила в индиго и ультрамарин, – подчеркивая бренность и хрупкость этой жилой выгородки, как бы «взвешенной» в бесконечности.
Это было одно из лучших декорационных решений Ибсена, сценическая транспозиция его символизма.
То же эхо вечности звучало и в игре Дузе: «Паузы и
То же эхо вечности звучало и в игре Дузе: «Паузы и
Трепет занавески, за которой подслушивала Ребекка, был не случаен до самой последней складки, пробег света и тени по ее лицу, на котором не шевелился ни один мускул, как бы создавал мгновенные, но изваянные для вечности маски.. ее волновала проблема ритмики… как всякий подлинный поэт, она хотела растворить их в бесконечной мелодии прозы и поднять прозу до четкости стиха. Волна ее речи опадала и вздымалась, и обыденная речь звучала у нее без свойственных ей трещин и диссонансов».
Нора Ибсена была у Дузе чувственно-земной очаровательной женщиной, которая переживала катастрофическую
Нора Ибсена была у Дузе чувственно-земной очаровательной женщиной, которая переживала катастрофическую
Актрисы – современницы Дузе не упускали эффектов сцены с тарантеллой, предшествующей моменту разоблачения тайны Норы. Дузе не танцевала перед мужем, пытаясь оттянуть роковой момент. «Она, итальянка, не танцевала своего родного танца, – заметила одна русская актриса, поклонница Дузе. – Она стояла и глядела на мужа страшно расширившимися глазами».
«Нам еще не приходилось видеть такого поистине красноречивого, трагического молчания», – еще раз подтверждает и уточняет впечатление актрисы другой рецензент. В молчании был бунт и была сила, которая проснулась в Норе, заставила ее покинуть «кукольный дом» и отринуть все прежние иллюзии.
Природа ибсеновской драмы необычно точно соответствовала природе дарования Дузе, ее стремлению к сублимации духа при покоряющей правде физического существования на сцене.
На глазах зрителя происходило чудесное превращение «жаворонка», «белочки» в волевого, сильного
На глазах зрителя происходило чудесное превращение «жаворонка», «белочки» в волевого, сильного
В финале пьесы Дузе не произносила последнего монолога Норы, заменяя его немой игрой: «...когда муж, беснуясь в своем нарушенном благополучии и в своей уязвленной пошлости, маленький, дрянненький, бегает по комнате... она стоит в глубине сцены, прислонившись к роялю, и следит за ним движением глаз и головы. Она слегка вытянула шею, подалась вперед корпусом и, не отрыьзя от снующего мужа широко раскрытых глаз, машинально поворачивает голову вслед за ним. В бездне этих горящих глаз — откровение...
Эта Нора не помирится; у нее теперь есть одно дело жизни, самое важное для человека: осуществить себя».
Во внешнем облике Гедды – Дузе не было ничего манерно-изломанного, ничего
Во внешнем облике Гедды – Дузе не было ничего манерно-изломанного, ничего
Недаром при ее характеристике почти все критики употребляли слово «демонический». «Тяга к разрушению того, что тебе не дано, выступает на передний план. Гедда – Дузе не бросает понемногу тетради Левбарга в огонь, а душит их, как ребенка соперницы, и сама готова ворваться в камин, чтобы ускорить их сожжение…». Роль Гедды по-своему завершила целую серию женских образов Дузе, в которых зло оправдывалось страстью, активным отношением к жизни, тем, что Ницше называл волей к действию. Но тут еще и речи не было о «преображении плоти душой», а потому игралась психология, создавался характер, достоверный во всех своих внешних проявлениях – мимике, пластике, интонации.
Итак, выделяют три периода в творчестве Дузе:
-веристский,
-эстетский (годы союза с
Итак, выделяют три периода в творчестве Дузе:
-веристский,
-эстетский (годы союза с
-ибсеновский
Поняв, что в стране, охваченной националистическим психозом, ее планам не суждено
Поняв, что в стране, охваченной националистическим психозом, ее планам не суждено
Из своих странствий она послала письмо Д’Аннунцио, ставшему горячим сторонником фашизма. Она не упрекала его за это, как и за все, что было между ними, просто продолжала прерванный много лет назад диалог двух творческих людей о жизни и искусстве: «Сын мой, желаю здоровья и успехов. Жить стоит, во всяком случае жить лучше, чем умереть… Я здесь, потому что у меня нет ни сил, ни желания возвращаться. Вернуться в Италию и этой же зимой, как бродячая собака, слоняться по итальянским театрам — увы, больше я так не могу».
Из Лондона она отплыла за океан. Она не была в Америке
Из Лондона она отплыла за океан. Она не была в Америке
Города неслись сплошной чередой — Чикаго, Сан-Франциско, Гавана, снова Сан-Франциско. В Питтсбурге шофер по ошибке привез ее в театр задолго до начала представления, и она вымокла под дождем, стоя у запертой двери. Простуженная, она отыграла пьесу Марко Прага «Закрытая дверь» от первого до последнего акта. «Одна, одна!» — такими были последние слова пьесы и последние слова, сказанные Дузе на сцене. На следующий день она слегла с пневмонией и умерла 21 апреля 1924 года, пробормотав в бреду: «Пора ехать». По завещанию ее перевезли на родину и похоронили в Азоло между тосканских холмов, которые она так любила.