Слайд 2
Напоминание
Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г., умер 2 (15)июля 1904 г. в
г. Баденвейлер (Южная Германия). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 3
Начало литературной деятельности
В 1880 году в N10 журнала «Стрекоза» появляется первое печатное произведение
А.П.Чехова.
Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки».
Слайд 4
«Стрекоза́»
Еженедельный художественно-юмористический журнал с карикатурами либерального направления. Издавался в Петербурге с 1875
по 1908 год.
«Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху». Подпись: «…въ».
Слайд 5
Осколки
Юмористический литературно-художественный еженедельный журнал. Издавался в Петербурге с 1881 по 1916 год.
Слайд 6
«Буди́льник»
Сатирический еженедельный журнал с карикатурами, издававшийся в 1865—1871 в Петербурге, в 1873—1917
— в Москве.
Слайд 7
Фельетонные псевдонимы
Антоша Чехонте, Брат моего брата, Шампанский или Человек без селезенки.
Слайд 8
1880-е
В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».
1886 году получает
приглашение на работу от знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время».
Сборники произведений этого времени — «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887г.).
В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые - в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики.
С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.
Слайд 9
1890-е
В 1990 году едет на Сахалин. Очерки «Из Сибири», «Остров Сахалин».
В 1892 году
Чехов покупает имение в Мелихово. В мелиховский период (1992 — 1998 г.г.) созданы: «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.
В 1898 году "Чайка" была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.
Знакомиться с О.Л.Книппер-Чеховой. В 1901 году – венчаются.
Слайд 10
1900-е
Часто живет в Ялте, где у него собственный дом. Скучает по северу.
В 1904
году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии.
Слайд 11
Фельетонное творчество Чехова
Подлинный расцвет Чехова как «беллетриста-миниатюриста» приходится на середину 1880-х годов.
В
это время, по его воспоминаниям, он писал по одному произведению в день.
Слайд 12
Два основных типа фельетонов
Чеховские фельетоны середины 1880-х годов можно условно разделить на два
типа:
1. «Малые», не более 200 слов, – публиковались в «Будильнике» и являлись откликом на реальные случаи текущей жизни.
2. Юмористические рассказы с большим объемом и разработкой общих тем печатались в различных газетах или журналах с подзаголовками «случай», «сценка» и тому подобными.
Слайд 13
Малые фельетоны
Фельетоны первого типа – адресные, основаны на реальном событии, факте или высказывании
(как правило, темы для таких фельетонов Чехов брал в газетных новостях).
В этих фельетонах четко прослеживается авторская оценка, они – публицистические.
По типу комического конфликта «малые» фельетоны можно отнести к сатирическим, так как Чехов хлестко и беспощадно обличает человеческую глупость и социальную неустроенность. Чехов не скрывает своей иронической оценки описываемых им действий. Наибольшему осмеянию в его фельетонах подвергаются чиновники. Например, комиссия, рассматривавшая дело «депутатов-эпикурейцев», потративших на командировку баснословные деньги, «порешила от депутации отчета не требовать и признала их действия правильными. Конечно, правильные! Разве не правильно урвать там, где можно урвать?!»
Слайд 14
Приемы поэтики малого фельетона
Авторское присутствие - «активный комментатор».
Заголовки «малых» фельетонов коротки, состоят из
двух-трех слов и содержат в себе ироническую характеристику описываемого в фельетоне события («Новое топливо»).
Композиционно эти фельетоны ассоциативные. Автор выстраивает экспозицию, знакомя читателя с событиями (по объему эта часть может достигать половины текста), попутно иронически комментируя происходящее. Во второй половине текста Чехов явно или завуалировано дает свою оценку/заключительную мысль/«совет» героям фельетона, переводя внимание (опять же явно или завуалировано) на некую общественную проблему, которая явилась причиной возникновения конкретной ситуации (например, «Холодной воды!» или «Неунывающий город»).
Основными приемами сатирического заострения в этих фельетонах являются гротеск, гипербола и пародирование канцелярской речи.
Слайд 15
«Большие» фельетоны
«Большие» фельетоны зачастую безадресные, т.е. направлены не на реальный факт, а на
некую проблему в целом. Нередко объектом внимания становится частное событие, являющееся отражением какой-либо общественной тенденции.
По типу комического конфликта фельетоны встречаются как юмористические, так и сатирические.
«Большие» фельетоны Чехова являются беллетризированными фельетонами: они представляют собой короткую историю без ярко выраженного «поучения» или прямого авторского мнения.
По форме авторского присутствия: участник события («Чтение», «В почтовом отделении»): «Хоронили мы как-то на днях молоденькую жену нашего старого почтмейстера»; нейтральный повествователь («Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия»): «Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер».
Слайд 16
Темы больших фельетонов
Тематика фельетонов разнообразна:
Взяточничество («Беседа пьяного с трезвым чертом», «Оратор»): (Черт
чиновнику) «Спасибо людям, научили нас взятки брать, а то бы давно уже мы переколели...»,
Семейные отношения («В почтовом отделении»),
Женский вопрос («Женское счастье): «Ба-альшие, брат, привилегии у женского пола! <…> Ну, что, ей-богу, пустили дам вперед, разве они понимают что-нибудь в орденах?».
Преклонение перед высшими чинами («Смерть чиновника»): «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо»,
Слайд 17
Композиция
Заголовки, как правило, назывные, без игры слов или метафоризации.
В завязке фабульных фельетонов Чехова
четко называется событие, о котором будет идти речь («У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы»), иногда с ироничной окраской, что задает тон всему повествованию («В одно прекрасное утро хоронили коллежского асессора Кирилла Ивановича Вавилонова, умершего от двух болезней, столь распространенных в нашем отечестве: от злой жены и алкоголизма»).
Слайд 18
Приемы сатирического заострения
В отличие от «малых» фельетонов, в «больших» сатира несколько смягчается. На
первый план приходит гипербола – гипертрофированные, но совершенно реальные ситуации, как, например, в «Смерти чиновника».
Основным приемом речевой игры у Чехова остается ирония. Но Чехов при этом не саркастичен.
Слайд 19
«Главное: чем короче, тем лучше…» А.П.Чехов
Главные приемы создания образов:
Реплики и диалоги.
Описание действий героя.
Внимание
к деталям.