Иоганн Готлиб Фихте (1762 —1814) презентация

Слайд 2

Биография Философа Фихтеродился в Саксонии, в деревне Рамменау, 19 мая

Биография Философа

Фихтеродился в Саксонии, в деревне Рамменау, 19 мая 1762 г. Многое в

его дальнейшей биографии предопределил случай. Барон Мильтиц пропустил церковную проповедь и был чрезвычайно удивлен, когда мальчишка Иоганн Готлиб буквально слово в слово пересказал ему выступление священника. Барон стал покровителем юного Готлиба и помог ему получить образование в Йенском, позднее - в Лейпцигском университете. Окончив учебное заведение, с 1778 г. Фихте пытался поправить финансовое положение, работая в состоятельных семьях домашним учителем.
Еще одним знаменательным событием в его жизни стало знакомство с произведениями Иммануила Канта. Начав изучать их в 1790 г., он сразу почувствовал близость идей этого философа, искал встречи с кумиром, выслал ему рукопись работы «Опыт критики всякого откровения». Встреча действительно состоялась - в 1791 г. в Кенигсберге. Ее следствием стала опубликование сочинения Фихте. Поскольку оно вышло анонимно, все сочли, что его автором являлся Кант. Когда же выяснилось, кому действительно принадлежала эта заслуга, Фихте стал известным.
Слайд 3

В 1794 г. Фихте - профессор Йенского университета, где он

В 1794 г. Фихте - профессор Йенского университета, где он преподавал этику

и теорию права. Переехал в Берлин в 1799 г. В немецкой столице он читал публичные лекции, пользовавшиеся большой популярностью. В 1805 г. лекции Фихте слушали студенты Эрлагенского университета.
Лекции он читал и в Кенигсберге, куда вынужден был переехать в связи с наступлением французской наполеоновской армии. В этом городе он занимался подготовкой «Речей к немецкому народу», с которыми зимой 1807-1808 гг. выступал в Берлинской академии. Эти речи патриотического содержания призывали народ объединиться, а также реформировать систему образования.
Начиная с 1810 г. Фихте был профессором Берлинского университета, а в 1810 г. стал первым выборным его ректором. Этот пост он занимал вплоть до смерти. В 1814 г. философ вступил в антинаполеоновское народное ополчение, однако почти сразу заразился тифом от супруги, которая ухаживала за ранеными бойцами в лазаретах, и умер 29 января 1814 г. в Берлине.
Слайд 4

Философия Фихте Центром всего он, подобно Декарту, признаёт неопровержимый факт

Философия Фихте

 Центром всего он, подобно Декарту, признаёт неопровержимый факт самосознания. По

убеждению Фихте, уже в этом первичном ощущении нами собственного «Я» содержатся все кантовские категории. Отсюда и возникает категория тождества. Я реален, и в этом нельзя сомневаться – следовательно, в факте самосознания содержится и кантовская категория реальности.
Акт самосознания распадается на три неизбежных момента: 1) самоощущение Я, 2) представление о Не-Я, 3) осознание того, что без Не-Я нет Я. Введённое в философии Фихте понятие об этих трёх моментах проявления духа – тезисе, антитезисе и синтезе – получило затем широкое развитие в системах Шеллинга и Гегеля.
Слайд 5

Фихте вообще представляет сознание деятельным, тогда как Кант больше склонен

Фихте вообще представляет сознание деятельным, тогда как Кант больше склонен считать его пассивно-созерцательным.

В этом – корень различия между их системами, отсюда проистекают все главные их несходства.
Свобода человеческого Я наглядно выражается в деятельности произвольного внимания. Но, несмотря на постоянное стремление сделать человеческое Я полностью независимым от всего внешнего, Фихте всё же приходится признать, что сам первичный акт сознания, которым создаются Я и Не-Я, не зависит от свободной воли отдельной личности.
Высшая цель деятельности Я, по философии Фихте, состоит в том, чтобы одухотворить, интеллектуализировать противостоящее ему Не-Я, поднять его на высшую ступень сознания, подчинить его закону разума, тождественному закону совести.
Помимо гносеологии Фихте в своей философской системе затрагивает вопросы права, истории, этики, религии и общественного воспитания
Слайд 6

Труды Филососфа Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Основные черты современной эпохи Факты сознания Наукоучение

Труды Филососфа

Несколько лекций о назначении ученого.
Назначение человека.
Основные черты

современной эпохи
Факты сознания
Наукоучение
Имя файла: Иоганн-Готлиб-Фихте-(1762-—1814).pptx
Количество просмотров: 20
Количество скачиваний: 0