Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в литературе 19 века презентация

Содержание

Слайд 2

Классицизм Литературное направление XVII – начала XIX веков Термин «классицизм»

Классицизм

Литературное направление XVII – начала XIX веков
Термин «классицизм» в переводе с

латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.
Слайд 3

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих

норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцах.
Слайд 4

Автор должен был соблюсти три классических единства: Единство действия —

Автор должен был соблюсти три классических единства:
Единство действия — пьеса должна

иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Слайд 5

Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования.

Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования. Если

это была ода, то она должна была быть написана книжным языком по случаю торжественного или знаменательного события. В комедии допускалась разговорная и даже просторечная лексика.
Слайд 6

Классицизм подразумевает строгую иерархию жанров. Все жанры делились на высшие и низшие.

Классицизм подразумевает строгую иерархию жанров. Все жанры делились на высшие и

низшие.
Слайд 7

Высшие жанры: • эпопея; • эпическая поэма; • трагедия; •

Высшие жанры:
• эпопея;
• эпическая поэма;
• трагедия;
• ода.
Произведения высших жанров должны были

отражать государственные или исторические события, главными героями могли быть монархи, полководцы, аристократы, а также боги и герои античной эпохи.
Слайд 8

Низшие жанры: • комедия; • сатира; • басня. В этих произведениях показывалась повседневная жизнь обычных людей.

Низшие жанры:
• комедия;
• сатира;
• басня.
В этих произведениях показывалась повседневная жизнь обычных

людей.
Слайд 9

В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным

В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным высоким

жанром была ода, в которой поэты прославляли деяния Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, победы русских войск или обращались к славному будущему России, которое неизменно связывали с благами царствующих монархов. Основным низким жанром была басня. В русских баснях высмеивались пороки общества, но басни же носили поучительный характер.
Слайд 10

Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский,

Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский, А.

П. Сумароков, М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин.
Слайд 11

Сентиментализм Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века

Сентиментализм

Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века
Доминантой «человеческой природы»

сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.
Слайд 12

Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство,

Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание

простого человека, а не великие идеи.
Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Слайд 13

Основные жанры сентиментализма: • повесть • элегия • роман • письма • путешествия • мемуары

Основные жанры сентиментализма:
• повесть
• элегия
• роман
• письма
• путешествия
• мемуары

Слайд 14

В Россию сентиментализм проник в 1780-х — начале 1790-х благодаря

В Россию сентиментализм проник в 1780-х — начале 1790-х благодаря переводам

романов среди которых «Вертер» И. В. Гёте.
Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника»
Его повесть «Бедная Лиза» (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.
Слайд 15

Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия),

Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан

Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
Слайд 16

Романтизм Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в.

Романтизм

Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в.
Противовес господствовавшему ранее

классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам.
Слайд 17

Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его

Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам

и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Слайд 18

Эстетические и теоретические каноны романтизма Идея двоемирия – это борьба

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной

реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
• уход в мир фантазии;
• концепция путешествия, дороги.
Слайд 19

Концепция героя: • романтический герой всегда исключительная личность; • герой

Концепция героя:
• романтический герой всегда исключительная личность;
• герой всегда в конфликте

с окружающей действительностью;
• неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
• эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.
Слайд 20

Речевой стиль романтического произведения: • предельная экспрессия; • принцип контраста на уровне композиции; • изобилие символов.

Речевой стиль романтического произведения:
• предельная экспрессия;
• принцип контраста на уровне композиции;

изобилие символов.
Слайд 21

Основные жанры романтизма: • Элегия • Идиллия • Баллада • Новелла • Роман • Фантастическая повесть

Основные жанры романтизма:
• Элегия
• Идиллия
• Баллада
• Новелла
• Роман
• Фантастическая повесть

Слайд 22

Реализм Литературное направление XIX в. Реализм – литературное направление, которое

Реализм

Литературное направление XIX в.
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую

действительность доступными ему художественными средствами.
Слайд 23

Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н.

Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э.

Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
Слайд 24

Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким

Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом

эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами.
Слайд 25

В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают: •

В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
• критический (социальный)

реализм;
• реализм характеров;
• психологический реализм;
• гротескный реализм.
Слайд 26

Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе

Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая

драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)
М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)
Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)
И. А. Гончаров («Обломов»)
А. И. Герцен («Кто виноват?»)
Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)
Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)
Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).
Слайд 27

И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы

И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и

дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)
А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)
В. Г. Короленко («В дурном обществе», «Дети подземелья», «Парадокс», «Река играет»)
А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)
А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)
В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)
Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)
М. А. Шолохов («Тихий Дон», «Судьба человека»)
М. А. Булгаков ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце")
Имя файла: Классицизм,-сентиментализм,-романтизм,-реализм-в-литературе-19-века.pptx
Количество просмотров: 107
Количество скачиваний: 0