Слайд 2
Композиция
-организация последовательности повествования, построение литературного произведения.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Жанр – сходные черты создания художественного мира в ряде литературных произведений,
определяемые особенностями художественной условности данных произведений.
-эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
-лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
-драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
-лироэпические (баллада, поэма).
Слайд 6
ТРИЛОГИЯ (от греч. - три; слово, рассказ, повествование) — литературно-художественное произведение
одного автора, состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных общим замыслом, сюжетом и композицией.
Автобиографические произведения - в них главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. И все же эти книги – прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.
Слайд 7
Пейзаж – описание природы в литературном произведении; может использоваться для пояснения
действий персонажей, передачи их душевного состояния и создания эмоционального настроя произведения (эпизода); существует также «городской пейзаж» – описание улиц, домов и т. п.
Слайд 8
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в
том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.
Слайд 9
Литературный герой
Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения.
ОГЛАВНЫЕ
– находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения,
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ - также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев,
ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ - появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных).
Слайд 10
Конфликт художественный – столкновение, противоборство персонажей или каких-нибудь сил, лежащее в
основе развития действия литературного произведения.
Внутренний конфликт – конфликт, возникающий в душевном состоянии персонажа в результате противоборства его желаний, побуждений и пр.
Слайд 11
В художественной литературе наряду с реальным используется и потенциальный лексический
запас национального языка.
Язык: бытовой и литературный.
Бытовой - точное донесение смысла в речи.
Литературный - строгая организованность, упорядоченность, выразительность:
-диалектные слова;
-просторечие;
-профессиональные лексика;
-историзмы \архаизмы;
-неологизмы
Слайд 12
Диалог
Диалог – основной жанр разговорной речи двух говорящих. Каждое высказывание,
называемое репликой, обращено к собеседнику. Для диалога характерна частая смена ролей "говорящий – слушающий", так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли. Реплики могут также выражать добавление, пояснение, распространение, согласие, возражение, побуждение и т. д.
Слайд 13
Монолог
Монолог можно определить как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную
к самому себе или к другим. Монолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. внутренний монолог, цель которого — выразить, имитировать процесс эмоционально-мыслительной деятельности человека, "поток сознания". Для такого монолога типичны прерывистость речи, незаконченные фразы.
Слайд 14
Полилог - разговор между несколькими лицами.
Риторический вопрос — это стилистическая
фигура в виде вопроса, не требующая ответа, которая применяется в литературе для привлечения внимания читателя к обсуждаемой теме.
Слайд 15
Юмор – веселая добродушная насмешка над кем-либо или над чем-либо.
Ирония –
это употребление слов или фраз, которые характеризует явление, событие или свойство в совершенно противоположном значении. Вам говорят «черное», а понимать это нужно как «белое».
Слайд 16
Антитеза – художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее эффект резкого контраста.
«Война
и мир» Л. Н. Толстого; «Принц и нищий» М. Твена.
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
(М. Цветаева).
Слайд 17
Гипербола – один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в
том, чтобы вызвать у читателя сильное чувство (гнев, восхищение и пр.), преувеличив какие-то качества или результаты поступков.
Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
Миллион терзаний (Грибоедов)
Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
Слайд 18
Градация – художественный прием, заключающийся в постепенном усилении или ослаблении образов,
сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности.
Пример: «…При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!…
Пример:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть как тень тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали…