Слайд 2
![Что может изображать живописец, если он считает себя творцом? Только](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-1.jpg)
Что может изображать живописец, если он считает себя творцом? Только свой
мир, а не окружающий нас подлунный. Не копировать, не посредничать, а создавать свое, новое, оригинальное, чего еще не существовало – ни в реальном, ни в вымышленном мире.
Слайд 3
![Собственные миры живописцы авангарда творили самозабвенно и в больших количествах,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-2.jpg)
Собственные миры живописцы авангарда творили самозабвенно и в больших количествах,
давая волю своему воображению, более не скованному узами земной реальности. Андре Дерен писал: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Простой пример – творчество Сальвадора Дали. Его внешне загадочные картины часто легко расшифровываются при минимальном интеллектуальном усилии.
Слайд 4
![Вот буквально течет время. Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-3.jpg)
Вот буквально течет время.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931
Слайд 5
![Вот зверствует братоубийственная гражданская война Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны). 1936](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-4.jpg)
Вот зверствует братоубийственная гражданская война
Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с варёными бобами
(Предчувствие гражданской войны). 1936
Слайд 6
![Вот нестрашные кошмары по пустяковому внешнему поводу становятся поводом для изображения прекрасной обнаженной женщины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-5.jpg)
Вот нестрашные кошмары по пустяковому внешнему поводу становятся поводом для изображения
прекрасной обнаженной женщины
Слайд 7
![В работах Жоана (Хуана)Миро образы почти абстрактны, но за ними](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-6.jpg)
В работах Жоана (Хуана)Миро образы почти абстрактны, но за ними
кроется духовная или космическая энергия, они живут своей жизнью, вступают между собой в отношения, излучают мощную энергию.
Слайд 8
![Человек, бросающий камень в птицу. 1926 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-7.jpg)
Человек, бросающий камень в птицу. 1926 г.
Слайд 9
![Жоан Миро. Ноктюрн. 1940](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-8.jpg)
Слайд 10
![Активные поиски иной реальности вели сюрреалисты. Они пытались обратиться к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-9.jpg)
Активные поиски иной реальности вели сюрреалисты. Они пытались обратиться к глубинам
бессознательного, черпать вдохновение из свободного потока ассоциаций, сновидений и галлюцинаций. Основным средством живописцев оказалось соединение несоединимого, да еще и в неподходящем пространстве.
Слайд 11
![Макс Эрнст. Балансирующая женщина. 1923](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-10.jpg)
Макс Эрнст. Балансирующая женщина. 1923
Слайд 12
![Но не только сюрреалисты занимались созданием своих миров. На лучших](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-11.jpg)
Но не только сюрреалисты занимались созданием своих миров. На лучших абстрактных
полотнах Кандинского процесс мироздания как будто происходит у нас на глазах, силы порядка пытаются противостоять хаосу, с грохотом возникают целые вселенные.
Слайд 13
![В.Кандинский. Композиция VII. 1913](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-12.jpg)
В.Кандинский. Композиция VII. 1913
Слайд 14
![Художник писал: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-13.jpg)
Художник писал: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы
и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Создание произведения есть мироздание».
Слайд 15
![Каждый мастер изображал свою вселенную. Возникла множественность художественных миров, основополагающая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-14.jpg)
Каждый мастер изображал свою вселенную. Возникла множественность художественных миров, основополагающая тенденция
искусства ХХ века.
Вопрос: Что производит живописец?
Слайд 16
![Живописец творит картину. Неважно, что изображено на картине. Сама картина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-15.jpg)
Живописец творит картину. Неважно, что изображено на картине. Сама картина –
реальность. Она сама материальна, у нее есть форма, у нее есть создатель.
Чтобы чувствовать себя создателем и создавать новую реальность, что-либо изображать на картине вовсе не обязательно.
Слайд 17
![«Картина ничего не имитирует, она обретает право на свое существование](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-16.jpg)
«Картина ничего не имитирует, она обретает право на свое существование исключительно
в себе самой» – так сформулировал эту идею теоретик кубизма Альбер Глез.
На самом деле это очень простая мысль. Но мы настолько привыкли к картинам, изображающим реальность, что нам трудно оторвать изображение от самой картины.
Слайд 18
![И.Босх возвращение блудного сына](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-17.jpg)
И.Босх возвращение блудного сына
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Рене Магрипп. Предательство образов. 1928-1929](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-19.jpg)
Рене Магрипп. Предательство образов. 1928-1929
Слайд 21
![«Трубка? Вы можете ее набить табаком? То-то! Это всего лишь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-20.jpg)
«Трубка? Вы можете ее набить табаком? То-то! Это всего лишь изображение…
если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал».
Это изображение трубки. Истинная реальность в том, что перед нами картина, а не трубка.
Слайд 22
![Рене Магритт. Это не яблоко. 1964](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-21.jpg)
Рене Магритт. Это не яблоко. 1964
Слайд 23
![Картина в живописи начинает осмысливаться как реальная материальная вещь. И](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-22.jpg)
Картина в живописи начинает осмысливаться как реальная материальная вещь. И поэтому
в такой ситуации незачем стало вообще что-либо изображать из реального мира. Вот так живопись приходит к абстракции, изображению абстрактных форм – основное содержание живописи Малевича.
Слайд 24
![Каземир Малевич.Супремус № 56. 1916.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-23.jpg)
Каземир Малевич.Супремус № 56. 1916.
Слайд 25
![Так в живописи авангарда картина перестала изображать всякую реальность, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-24.jpg)
Так в живописи авангарда картина перестала изображать всякую реальность, а стала
реальностью сама. «Вы видите то, что вы видите» – формулировка американского художника Франка Стеллы. А что мы видим?
Слайд 26
![Пикассо. Гитара и бутылка пива. 1913](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-25.jpg)
Пикассо. Гитара и бутылка пива. 1913
Слайд 27
![Провокация… Важно понять: нужно смотреть не сквозь авангардную картину, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-26.jpg)
Провокация…
Важно понять: нужно смотреть не сквозь авангардную картину, а на нее.
В картине нужно увидеть не прозрачное стекло, за которым можно что-то разглядеть, а самоценную вещь, сотворенный предмет, холст, покрытый красками в определенном порядке.
Слайд 28
![Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна. 1822](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-27.jpg)
Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна. 1822
Слайд 29
![Мы видим, что долгое время живопись уподоблялась некоему окну в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462613/slide-28.jpg)
Мы видим, что долгое время живопись уподоблялась некоему окну в мир.
В авангарде эта метафора исчерпала себя. Сначала реальность за окном деформировалась, затем заменилась вольным представлением живописца, потом уступила место видам иных миров. Наконец, окно и вовсе захлопнулось, и на месте прозрачного стекла оказались изготовленные художником ставни.