М.Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри презентация

Содержание

Слайд 2

История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в

История создания

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831

году. 17-летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных , книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.     
Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.
Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
Слайд 3

В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как


В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли.

Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе.     В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит:     Которых надпись говорит О славе прошлой — и о том,     Как, удручен своим венцом,     Такой-то царь в такой-то год     Вручал России свой народ.
Слайд 4

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа,

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа,

знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.
Слайд 5

Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда

Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда

Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.
Слайд 6

Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на

Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край

могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре. Рассказ монаха произвел на поэта огромное впечатление, и он решил перенести действие своей поэмы в Грузию.
Слайд 7

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839

года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».
Слайд 8

Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им

Род, жанр, творческий метод

Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было

написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них.
Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности.
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением

Противоречие между идеалом и действительностью.

Исповедальное начало.

Символичные сюжет и образы.

Поэма написана в виде страстной исповеди героя.

Слайд 9

Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства

из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.
Слайд 10

Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только

Сюжет и композиция

В поэме 26 глав. Мцыри не только герой,

но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть.

Авторское вступление

Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.

Слайд 11

Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.

Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.

Слайд 12

Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором

Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел

свое воплощение основной мотив всего творчества поэта – мотив борьбы.
Слайд 13

Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в

Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в

монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.
Слайд 14

Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря,

Художественное своеобразие

Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного

к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.
Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы
Слайд 15

Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к

Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к

компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

Художественное своеобразие

Слайд 16

Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль


Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль

играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса».

Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.

Слайд 17

. Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор,

.

Сравнения

Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и

дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал).
Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом).
С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).
Слайд 18

Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и

Метафорические эпитеты

передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний

порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул).

Метафоры

передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств( бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).

Слайд 19

. Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное

.

Развернутые олицетворения

С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с

ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры)

Риторические вопросы, восклицания, обращения

являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность( дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).

Имя файла: М.Ю.-Лермонтов.-Поэма-Мцыри.pptx
Количество просмотров: 83
Количество скачиваний: 0