Слайд 2
![История создания Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Н.В.Гоголь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-1.jpg)
История создания
Какой огромный,
какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча!
Вся Русь явится в нем!
Н.В.Гоголь
Слайд 3
![История замысла поэмы Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-2.jpg)
История замысла поэмы
Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835
года. Сообщает Пушкину в письме: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!»
Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав.
Слайд 4
![История замысла поэмы Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-3.jpg)
История замысла поэмы
Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова:
за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги.
После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательные явления всероссийской значимости.
Слайд 5
![История замысла поэмы Писатель ориентировал произведение на эпос Гомера и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-4.jpg)
История замысла поэмы
Писатель ориентировал произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию»
Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (1 том) – «ад», вторая (2 том) – «чистилище» и третья (3 том) – «рай».
Законченным оказался только 1-й том.
Слайд 6
![№1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-5.jpg)
№1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины
сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”.
Слайд 7
![№1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-6.jpg)
№1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины
сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”.
Слайд 8
![“Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-7.jpg)
“Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор,
отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор”
Слайд 9
![“Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-8.jpg)
“Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор,
отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор”
Слайд 10
![“Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха”](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-9.jpg)
“Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина,
пыль, навоз, гниль, прореха”
Слайд 11
![“Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха”](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-10.jpg)
“Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина,
пыль, навоз, гниль, прореха”
Слайд 12
![“Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-11.jpg)
“Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой,
святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.”
Слайд 13
![“Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-12.jpg)
“Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой,
святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.”
Слайд 14
![“Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-13.jpg)
“Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом
с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило”
Слайд 15
![“Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-14.jpg)
“Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом
с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило”
Слайд 16
![«Мертвые души» ― умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков, «мертвые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-15.jpg)
«Мертвые души» ― умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков,
«мертвые души»
― живые персонажи поэмы, «умершие» духовно, нравственно ― помещики и чиновники.
Слайд 17
![Построение поэмы. Система образов. 1 глава «Вступление в поэму» Приезд](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-16.jpg)
Построение поэмы.
Система образов.
1 глава
«Вступление в поэму»
Приезд Чичикова в губернский город NN.
Встреча с чиновниками.
Подготовка почвы
для авантюры.
Слайд 18
![Композиционные звенья поэмы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-17.jpg)
Композиционные звенья поэмы
Слайд 19
![Первое звено композиции 2-6 главы Изображение жизни российских помещиков: Манилова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-18.jpg)
Первое звено композиции
2-6 главы
Изображение жизни российских помещиков:
Манилова – 2 глава,
Коробочки – 3 глава,
Ноздрева – 4 глава,
Собакевича – 5 глава,
Плюшкина – 6 глава.
Слайд 20
![Второе звено композиции 7-10 главы Изображение губернского города. Завершение характеристики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-19.jpg)
Второе звено композиции
7-10 главы
Изображение губернского города.
Завершение характеристики владельцев усадеб.
Изображение мира чиновников.
«Повесть
о капитане Копейкине»
Слайд 21
![Третье звено композиции 11 глава Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-20.jpg)
Третье звено композиции
11 глава
Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы -
Чичикова
Слайд 22
![Чтобы подчеркнуть общность героев, Гоголь пять глав строит по одинаковому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-21.jpg)
Чтобы подчеркнуть общность героев, Гоголь пять глав строит по одинаковому
плану:
Внешний вид деревни и дома-усадьбы помещика;
Описание внутреннего убранства комнат;
Описание самого помещика;
Сцена купли-продажи.
Сцена покупки мертвых душ ― кульминация, с наибольшей полнотой раскрываются в этих эпизодах характеры героев.
Слайд 23
![Помещик Манилов «...Он был человек видный; черты лица его были](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-22.jpg)
Помещик Манилов
«...Он был человек видный; черты лица его были не лишены
приятности, но в эту приятность, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее... Он улыбался заманчиво,
был белокур, с голубыми глазами...»
Слайд 24
![Помещица Настасья Петровна Коробочка «Одна из тех матушек, небольших помещиц,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-23.jpg)
Помещица
Настасья Петровна Коробочка
«Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся
на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки.. Баба, кажется, крепколобая,... дубинноголовая...»
Слайд 25
![Помещик Ноздрев «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-24.jpg)
Помещик Ноздрев
«Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными,
румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...» Умел «начать гладью, а кончить гадью...»
Слайд 26
![Помещик Михаил Семенович Собакевич Кажется Чичикову «весьма похожим на средней](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-25.jpg)
Помещик
Михаил Семенович Собакевич
Кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя.
Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... Ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке...»
Слайд 27
![Помещик Плюшкин Трудно распознать, «какого пола была фигура: баба или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-26.jpg)
Помещик Плюшкин
Трудно распознать, «какого пола была фигура: баба или мужик. Платье
совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак... Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...»
Слайд 28
![ВЫВОД: Все гоголевские помещики ― характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-27.jpg)
ВЫВОД: Все гоголевские помещики ― характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при
всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.
Слайд 29
![Не уходя от оксюморона, заключенного в названии – “Мертвые души”,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-28.jpg)
Не уходя от оксюморона, заключенного в названии – “Мертвые души”, –
скажите, кто же УМЕР в каждом из них?
Манилов – миротворец, дипломат;
Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло;
Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества;
Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи
Слайд 30
![Сочинение – миниатюра. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-29.jpg)
Сочинение – миниатюра. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?
Слайд 31
![Павел Иванович Чичиков «Не красавец, но и не дурной наружности,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-30.jpg)
Павел Иванович Чичиков
«Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком
толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод...»
Слайд 32
![Особенности сюжета и композиции Поэма написана в форме путешествия, разрозненные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/262621/slide-31.jpg)
Особенности сюжета и композиции
Поэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни
России объединены в единое целое.
Композиция построена по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» : город, усадьбы помещиков, вся Россия.
Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, образ Чичикова играет связующую роль.