Обучение анализу лирического произведения презентация

Содержание

Слайд 2

В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией

В основу технологии положены:

Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства
Современные

литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
Слайд 3

Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»

Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»

Слайд 4

М.Ю.Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в

М.Ю.Лермонтов Утёс

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури

весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 5

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Утёс Тучка

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)

Утёс

Тучка

Слайд 6

Для наглядности представим «шаги» анализа в виде таблицы

Для наглядности
представим «шаги» анализа
в виде таблицы

Слайд 7

Таблица

Таблица

Слайд 8

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки,
связанные с каждым


из ключевых образов (полюсов)
– и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению
тех или иных ассоциаций,
того или иного эмоционального восприятия текста
Слайд 9

утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня

утес-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина
старый (эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.) пустыня

Слайд 10

Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)

Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)

Слайд 11

Молодость, радость бытия

Молодость, радость бытия

Слайд 12

Старость, одиночество

Старость, одиночество

Слайд 13

Таблица

Таблица

Слайд 14

Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта,

Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и

определяем их функцию в стихотворении:

Тропы
Синтаксические фигуры и приемы
Особенности строфики, звукописи и т.д.

Слайд 15

Антитеза (основа всей художественной системы) тучКа (уменьш.) – утес-великан умчалась

Антитеза (основа всей художественной системы)
тучКа (уменьш.) – утес-великан
умчалась – стоит
весело –

одиноко
играя – плачет
Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Слайд 16

Эпитеты (делают образы более яркими) тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко

Эпитеты (делают образы более яркими)
тучка золотая
весело
утес-великан
влажный след
старый
одиноко

Слайд 17

Олицетворения (переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на

Олицетворения (переводят действие в символический план)

Ночевала тучка … на груди утеса
Умчалась… весело

играя
…в морщине старого утеса
Одиноко он стоит … плачет
Слайд 18

Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо значимые слова)

Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо значимые слова)

Но

остался влажный след в морщине//
Старого утеса. Одиноко//
Он стоит…
Слайд 19

О чем же это стихотворение? (интерпретация) Об одиночестве. О весне

О чем же это стихотворение? (интерпретация)

Об одиночестве.
О весне и осени человеческой жизни.
А

может быть,
о свободе и ее пределах?
Слайд 20

Алгоритм анализа

Алгоритм анализа

Слайд 21

Имя файла: Обучение-анализу-лирического-произведения.pptx
Количество просмотров: 82
Количество скачиваний: 0