Слайд 2
![Учебные предметы: русский язык и литература Тип проекта: практико ориентированный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-1.jpg)
Учебные предметы:
русский язык и литература
Тип проекта:
практико ориентированный
Слайд 3
![Цель проекта: педагогическая, практическая Задачи проекта: изучить материалы о педагогических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-2.jpg)
Цель проекта:
педагогическая, практическая
Задачи проекта:
изучить материалы о педагогических мастерских,
использовать элементы
педагогической мастерской на уроках, факультативах и курсах по выбору
Слайд 4
![Вопросы проекта: В чем суть педагогических мастерских? Как строится мастерская?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-3.jpg)
Вопросы проекта:
В чем суть педагогических мастерских?
Как строится мастерская?
Какие правила необходимо
соблюдать при построении мастерской?
Слайд 5
![Гипотеза Мастерская – интегративная технология, позволяющая создавать творческую атмосферу, помогающая сформировать сознательную активную жизненную установку.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-4.jpg)
Гипотеза
Мастерская – интегративная технология, позволяющая создавать творческую атмосферу, помогающая сформировать
сознательную активную жизненную установку.
Слайд 6
![Классификационная характеристика мастерских (по Селевко) По видам образовательных технологий принадлежит к альтернативным технологиям.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-5.jpg)
Классификационная характеристика мастерских
(по Селевко)
По видам образовательных технологий принадлежит к
альтернативным технологиям.
Слайд 7
![Классификационная характеристика По подходу к ребенку: технология свободного воспитания. Используются](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-6.jpg)
Классификационная характеристика
По подходу к ребенку: технология свободного воспитания.
Используются методы: развивающие, поисковые,
творческие.
По направлению модернизации учебного процесса направлена на активизацию мыслительной деятельности; интенсификацию восприятия учебного материала.
Слайд 8
![Типы петербургской педагогической мастерской В зависимости от состава участников. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-7.jpg)
Типы петербургской педагогической мастерской
В зависимости от состава участников.
В зависимости от целей
и способов деятельности.
В зависимости от временной продолжительности.
Слайд 9
![Типы мастерских по составу участников: для учащихся; для педагогов; со взрослыми и детьми.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-8.jpg)
Типы мастерских по составу участников:
для учащихся;
для педагогов;
со взрослыми и детьми.
Слайд 10
![Типы мастерских по целям и способам деятельности. Педагогическая мастерская построения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-9.jpg)
Типы мастерских по целям и способам деятельности.
Педагогическая мастерская построения знаний.
Педагогическая
мастерская письма.
Мастерская самопознания.
Мастерская отношений и ценностных ориентаций.
Слайд 11
![Целевые ориентации Дидактические: познавательная деятельность; Воспитывающие: сотрудничество, коммуникативность, общительность; Развивающие:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-10.jpg)
Целевые ориентации
Дидактические: познавательная деятельность;
Воспитывающие: сотрудничество, коммуникативность, общительность;
Развивающие: воображение, фантазия;
Социализирующие: приобщение к
нормам и ценностям общества, обучение общению
Слайд 12
![Принципы проведения мастерских (И.А. Мухина) равенство всех участников, включая педагога;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-11.jpg)
Принципы проведения мастерских (И.А. Мухина)
равенство всех участников, включая педагога;
ненасильственное вовлечение в
процесс деятельности;
отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная);
отсутствие соперничества, соревнования;
чередование индивидуальной и групповой работы;
важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
разнообразие используемого материала;
ответственность каждого за свой выбор.
Слайд 13
![Основные этапы мастерской Индуктор. Деконструкция. Реконструкция. Социализация. Афиширование. Разрыв. Рефлексия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-12.jpg)
Основные этапы мастерской
Индуктор.
Деконструкция.
Реконструкция.
Социализация.
Афиширование.
Разрыв.
Рефлексия.
Слайд 14
![Индуктор Индукция – «наведение» - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-13.jpg)
Индуктор
Индукция – «наведение» - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого,
включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Основные требования к индуктору:
должен актуализировать личный опыт участника мастерской;
должен быть связан с содержанием мастерской;
должен предоставлять участнику возможность выбора.
Индуктором может быть слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и др.
Слайд 15
![Деконструкция Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) и превращение его в хаос.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-14.jpg)
Деконструкция
Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) и превращение
его в хаос.
Слайд 16
![Реконструкция Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-15.jpg)
Реконструкция
Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.
Слайд 17
![Социализация Соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-16.jpg)
Социализация
Соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в
малых группах, представление всем участникам мастерской.
Задача этого этапа состоит в том, чтобы не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
Слайд 18
![Афиширование Вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и т. д.) и ознакомление с ними всех участников мастерской.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-17.jpg)
Афиширование
Вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и т. д.) и ознакомление
с ними всех участников мастерской.
Слайд 19
![Разрыв Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-18.jpg)
Разрыв
Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание
неполноты или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой.
Разрушение старого знания и строительство нового в ходе мастерской приводит к разрыву. Разрыв - это одно из возможных эмоциональных и (или) интеллектуальных состояний участника мастерской:
осознание собственной состоятельности или несостоятельности в данном материале;
неожиданное собственное открытие в предложенном материале;
открытие в себе неожиданных качеств характера, способностей, чувств;
осознание значимости своего «Я» в этом мире;
переоценка чего-либо;
осознание необходимости поиска информации.
Слайд 20
![Рефлексия Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-19.jpg)
Рефлексия
Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной
мысли, чувства, знания, мироощущения.
В психологии различают рефлексию как осознание собственных мыслей, чувств и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек.
На этапе рефлексии участники мастерской учатся осознавать свои чувства и высказывать их, а также соотносить их с чувствами других людей. Это тренировка способности самопознания и самокоррекции.
Слайд 21
![Особенности методики Педагогическая мастерская - это не стандартная форма организации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-20.jpg)
Особенности методики
Педагогическая мастерская - это не стандартная форма организации учебно-воспитательного
процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества, «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия»
(И. А. Мухина)
Слайд 22
![Особенности методики Мастерская - это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-21.jpg)
Особенности методики
Мастерская - это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные
виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пyти познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.
Слайд 23
![Что дает мастерская ученику и учителю? Рост личности ученика; Снятие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-22.jpg)
Что дает мастерская ученику и учителю?
Рост личности ученика;
Снятие стереотипа;
Нивелирование страха;
Интерес рабочего
состояния;
Ненасильственность деятельности;
Реализация мысли как деятельность;
Рождение творчества;
Ориентация на процесс и его результат;
Личностная актуализация;
Самовыражение;
Полифония взглядов и смыслов;
Коммуникативная культура;
Рост самого учителя;
Умение каждого слышать и слушать.
Слайд 24
![Разработка мастерской Работа над сценарием; Содержание инструктажа; Подготовка материального обеспечения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-23.jpg)
Разработка мастерской
Работа над сценарием;
Содержание инструктажа;
Подготовка материального обеспечения
Слайд 25
![Ввод в мастерскую Постановка цели, проблемы; Условия, инструктаж; Регламент, правила; Распределение ролей; Формирование групп; Консультации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-24.jpg)
Ввод в мастерскую
Постановка цели, проблемы;
Условия, инструктаж;
Регламент, правила;
Распределение ролей;
Формирование групп;
Консультации
Слайд 26
![Групповая работа над заданием Работа с источниками; Тренинг; Мозговой штурм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-25.jpg)
Групповая работа над заданием
Работа с источниками;
Тренинг;
Мозговой штурм
Слайд 27
![Межгрупповая дискуссия Выступление групп; Анализ, рефлексия; Оценка и самооценка работы Выводы и обобщения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-26.jpg)
Межгрупповая дискуссия
Выступление групп;
Анализ, рефлексия;
Оценка и самооценка работы
Выводы и обобщения
Слайд 28
![Список литературы: Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/459283/slide-27.jpg)
Список литературы:
Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи
на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – (Библиотека учителя).
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2008.
Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Метод. пособие. СПб.: «Паритет», 2003. – (Педагогическая мастерская).
Пустошкина А.А., Филатова Е.А. Современные открытые уроки литературы. 8 – 9-е классы – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – (Учение с увлечением).
Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка: метод. пособие. (Из опыта работы методистов ЛОИРО и учителей Ленинградской области) / под ред. Л.К. Ивановой. – СПб. : ЛОИРО, 2009.