Петр Ильич Чайковский презентация

Содержание

Слайд 2

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью,

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью

и необычайным мелодическим богатством. Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии Российской империи (ныне Воткинский район Удмуртской Республики Российской Федерации) и умер 6 ноября(по старому стилю 25 октября) 1893 в городе Санкт-Петербург. Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог.
Слайд 3

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х гг.

он был уже автором многих выдающихся сочинений , в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний.
Слайд 4

В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения.

В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения. В

1852 году Чайковский начал серьезно заниматься музыкой, которую в училище преподавали факультативно. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер. Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.
Слайд 5

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО),

а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка).По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы - увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».
Слайд 6

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву,

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где

получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории. В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов - членов «Могучей кучки». 1870-е годы в творчестве Чайковского - период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.
Слайд 7

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за

границу. В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского. С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и зарубежом.
Слайд 8

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В

качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром. В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины - 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония. Скончался 6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года от холеры в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской.
Слайд 9

И в России и за ее рубежами Чайковского принято считать

И в России и за ее рубежами Чайковского принято считать «величайшим»

русским композитором. Подобные определения всегда спорны. Наследие Чайковского очень велико и неровно по качеству, и даже лучшие из его произведений имеют особенности, не вызывающие симпатий у музыкантов. Однако богатство лирической мелодики Чайковского, его мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества (которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора) – все это действительно делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского

Слайд 10

Симфоническое творчество. «Кузнец-Вакула», опера в последующем изменении получившая название «Черевички»;

Симфоническое творчество.

«Кузнец-Вакула», опера в последующем изменении получившая название «Черевички»; 3 оперы

на исторический сюжет - «Опричник», «Мазепа». «Орлеанская Дева»; опера «Чародейка»; светлая, жизнеутверждающая лирическая «Иоланта». Вершиной оперного творчества Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Выдающиеся произведения - четвертая и пятая симфонии. В жанре симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора - о смысле человеческого существования. Важнейшая черта симфонической музыки Чайковского - взаимодействие ёе с оперным жанром. Симфоническое действие имеет приметы сюжетного развития, конфликтность образов в нем подчеркнута. Выдающийся вклад внесен Чайковским в развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, вариации для виолончели с оркестром на тему рококо принадлежат к лучшим образцам этого жанра в мировой музыкальной литературе.
Слайд 11

Оперное творчество. Опера в его творчестве занимает большое место. Композитором

Оперное творчество.

Опера в его творчестве занимает большое место. Композитором написано 10

опер: «Воевода». «Ундина» (впоследствии уничтоженные, как не соответствующие его требованиям), «Кузнец-Вакула», опера в последующем изменении получившая название «Черевички»; 3 оперы на исторический сюжет - «Опричник», «Мазепа». «Орлеанская Дева»; опера «Чародейка»; светлая, жизнеутверждающая лирическая «Иоланта». Вершиной оперного творчества Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»(1890). Большинство опер - это лирико-психологические драмы, в основе которых жизнь человека, мысли, чувства. Чайковского привлекали «сюжеты в коих действует настоящие, живые люди, чувствуют также, как и я».

«Опера, именно только опера, сближает Вас с людьми, роднит Вашу музыку с настоящей публикой, делает Вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях - всего народа» - писал Чайковский.

Слайд 12

Балет. Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению.

Балет.

Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Принципы

симфонизации балета - в этом заключается реформа Чайковского. «Ведь балет - та же симфония» - писал композитор. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет - сквозное музыкальное развитие, яркие индивидуальные характеристики, лейтмотивное развитие, единство целого. Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. Первый балет «Лебединое озеро» сочинен в 1876 году театральным деятелем Бегичевым и хореографом Гельцером. Второй балет «Спящая красавица» (1889) - монументальная хореографическая симфония, написанная по сказке Перро. Третий балет Чайковского «Щелкунчик» (1892) - написан на сюжет сказки Гофмана. Все балеты объединяет основная идея - торжество добра над злом.

Лебединое озеро - Финал(Чайковский Петр Ильич)

Слайд 13

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма

Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности. В это трудно поверить, но, оказывается, до сих пор в наследии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского есть сочинения, малоизвестные широкой публике. К их числу принадлежит редко исполняемая опера «Чародейки» (1887).
Слайд 14

Видеофрагмент из мультфильма «Щелкунчик» – «Вальс цветов» (Чайковский Петр Ильич)

Видеофрагмент из мультфильма «Щелкунчик» – «Вальс цветов» (Чайковский Петр Ильич)

Имя файла: Петр-Ильич-Чайковский.pptx
Количество просмотров: 62
Количество скачиваний: 0