Повесть о любви и верности? Л. Андреев Иуда Искариот презентация

Содержание

Слайд 2

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич
(1871-1919)

Русский писатель; прозаик и драматург, один из самых знаменитых писателей

России начала 20 в., разрабатывал, главным образом, в пьесах экспрессионистскую поэтику. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам ("Рассказ о семи повешенных", 1908), изображал революцию как стихийный бунт ("Савва", 1906); кризис религиозного сознания - в повести "Жизнь Василия Фивейского" (1904); безумие и ужас войны - в рассказе "Красный смех" (1905). Наряду с бытовой драмой "Дни нашей жизни" (1908) - философско-аллегорические трагедии ("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

Слайд 3

Контрастность натуры

Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончил гимназию в Орле (1891).

Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е. Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают крайнюю нервность и переменчивую "контрастность" натуры Андреева, его пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (особенно его сочинение "Мир как воля и представление"), "он был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И. Чулков), им владело "чувство мировой пустоты" (К. И. Чуковский). Текст слайда

Слайд 4

Проблематика творчества

В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести "Жизнь Василия Фивейского"

(1903) усиливается накал духовных коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г. Короленко) писательской манеры Андреева. Работая исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва, Андреев доводит повествование до беспрецедентного напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают "кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех", 1904) и первой русской революции. Центральными темами лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная реальность, раскрывающая противоречия природы человека.

Слайд 5

«Иуда Искариот»
Психология предательства.

Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их

неразрывно. В.Л.Андреев.

Слайд 6

… и как нет конца у времени,
так не будет конца рассказам
о

предательстве Иуды
и страшной смерти его.
Леонид Андреев

Слайд 7

«Иуда Искариот»

Повесть написана по мотивам библейского сюжета, в котором рассказано о предательстве Иисуса

Иудой.
Получила неоднозначную оценку, так как Андреев по-своему истолковал сюжет.
Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы много пишет о Богочеловеке («Христиане», «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

Слайд 8

«Иуда Искариот»

Иисус Христос – воплощение истины,
добра и красоты , а предавший
его

Иуда – олицетворение лжи,
подлости, коварства.
Традиционное противопоставление
Иуды одиннадцати верным апостолам
Вызвало у Андреева сомнение

Слайд 9

Андреева волнует вопросы:

Только ли подлость вела Иуду к предательству?
Только ли нравственную чистоту проявили

другие апостолы во время кульминационных событий христианской истории?

Слайд 10

Происхождение Иуды Искариота

Иуда – “Бог да будет восславлен”; Искариот – “человек из

Кериота”, где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу.
Заласканный и избалованный Иуда, единственный ребенок в семье, был испорчен своими недальновидными родителями. Когда он вырос, у него сложилось преувеличенное представление о собственной значимости. Надо всегда уметь проигрывать, а он этого не умел. Его представления о справедливости были расплывчатыми. Он лелеял в себе чувства ненависти и подозрительности. Мастерски превратно толкуя слова и поступки своих друзей, он всю свою жизнь культивировал в себе привычку сводить счеты с теми, кто, как ему казалось, плохо обходится с ним. Он обладал извращенным представлением о ценностях и преданности. (Книга Урантии, с. 1566.)

Слайд 11

Иуда Искариот в повести Л.Андреева

Своему Иуде Л.Андреев дает не только богатый внутренний мир,

но и необычную внешность. Он обладает большой физической силой, но его тело уродливо…

Слайд 12

Иуда Искариот

«Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
«Никто из

учеников не заметил, когда впервые оказался около Христа этот рыжий и безобразный иудей…»

Слайд 13

«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный

с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв.»
«…свою безобразную бугроватую голову…»(1)
«И на опрокинутый, обрубленный череп похож был этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем был как застывшая мысль, и их было много, и все они думали — тяжело, безгранично, упорно.» (2)

Голова

Слайд 14

Цвет волос

автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий цвет волос. В мифологии

это часто означает избранность богом, близость к Солнцу, право на власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем коне. Многие вожди, известные личности имели этот огненный цвет волос. «Рыжий» является эпитетом божеств.

Слайд 15

Цвет волос

Андреев недаром присваивает герою именно этот цвет волос, ведь по рассказам Предателя

всегда оказывалось так, что именно ОН будет первый возле Иисуса. Иуда искренне  верил в свою правоту и избранность, а главное он стремился к своей цели любыми средствами – предательство и стало способом приближения к Мессии.

Слайд 16

Цвет волос

Кроме того, Иуда несколько раз «спасал» Христа от расправы толпы, проявляя воинственность.

Но рыжий цвет волос приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери Иисуса (например, на картине Рембрандта  «Симеон в храме» - в знак его происхождения от рыжего же, по преданию, Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном случае еще раз подчеркивается противоречивую природу персонажа.

Слайд 17

Лицо

«Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим

глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями головы и молчаливо смотрел.»

Слайд 18

Руки и пальцы

«Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в необъятном мраке

ее, молча, начал строить что-то огромное.»
«-Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в грудь костлявым пальцем, Искариот повторил торжественно и строго:
— Я! Я буду возле Иисуса!»
«Потирал грудь широкою ладонью и даже кашлял притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании и потупленных взорах.»
«- Я иду к нему! – сказал Иуда, простирая вверх властную руку.- Кто за Искариотом к Иисусу?»
«Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще больший обломок, ласково впивался в него длинными пальцами, облипал его, качался вместе с ним и, бледнея, посылал его в пропасть.» (3)

Слайд 19

Начинается повесть словами:

«»Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек

очень дурной славы и его нужно остерегаться»
Далее идет изложение слухов
То есть с первых строк дается отрицательная характеристика Иуды.
О не нет ни одного доброго слова: он корыстолюбив, коварен, наклонен к предательству и лжи (это авторская характеристика)
Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

Слайд 20

Отрицательное

Бросил жену,
ссорит людей,
Любопытный, лукавый, злой.
У него нет детей
Но Иисус Никого

не
слушает, он принял
Иуду, включил в круг
избранных.

Слайд 21

«Иуда Искариот»

9 глав. 3 глава – предательство; остальные – ожидание гибели Иисуса.
С начала

повести ощущается мотив тревоги, он звучит и в описании природы.
Новый абзац из одного предложения: «И вот пришел Иуда»
Дается детальный портрет.
Зачитайте! Что особенного в портрете?
Ученики Иисуса отнеслись к нему с брезгливостью, не доверяют ему.

Слайд 22

И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как

Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным… Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза…

Слайд 23

«Иуда Искариот»

Андреев идет вслед за евангельской историей: Иисус знал о предательстве, обо всем,

что произойдет, но все-таки принял Иуду.
Природа в ожидании. Безветренная погода сохранилась до конца истории: все происходит в атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых тонах. Как перед грозой.
Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня предательства, Иуда живет надеждой, что , когда иудеи увидят страдания Христа, освободят учителя и пойдут за ним.

Слайд 24

Иуда вдруг становится

хорошим

Добросовестно исполняет свои
Обязанности
Гете: «Поведение – это зеркало,
в котором

каждый показывает
свой лик»
И все-таки поведение его
противоречиво: берет на себя
обязанности и тут же крадет 3
динария; рассказывает истории,
а потом признается, что лгал

Слайд 25

Ученики Христа

Обладают земными, человеческими качествами
Они не идеальны, но разнообразны
Петр громогласен
Иоан наивен, честолюбив, хочет

одного – быть любимым учеником
Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают за ложь и притворство, но с удовольствием слушают его лживые истории

Слайд 26

Отличие Иуды от апостолов

Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда

старается быть нужным
И Христос ласково смотрит на него.

Слайд 27

Иисус изменяет отношение к Иуде

Иуда доказывает Иисусу, что селяне были неискренни по отношению

к нему, объявили его вором, обманщиком ( козленка после нашли)
Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к нему спиной, смотрел, но не видел.
Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь, опять же ценой лжи, благодарности не получил: «ложь во спасение» сурово принята Христом
Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он погибнет , и вместе с ним погибнет Иуда»

Слайд 28

Путь к преступлению

Встреча с первосвященником Анной и договаривается о предании Иисуса в руки

закона (за 30 серебряников)
Теперь молчалив. Перестал говорить о людях дурное.
Окружает Иисуса заботой, нежностью.
Угадывает малейшее его желание.
Приносит цветы, передает их через Марию Магдалину.
Но Учитель как будто ничего не замечает.

Слайд 29

Путь к преступлению

Иуда вызывает чувство жалости, он искренне страдает
Говорит, что Иисуса Христа нужно

беречь, нужно уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти Иисуса.
Двойственность: сам предал и пытается спасти.
Верит, что восторжествует любовь и верность учеников.
Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

Слайд 30

Кульминационный момент – сцена предательста

Слайд 31

Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что руководило Иудой

в его поступке5? Писатель наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются следующие:
мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева. Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
одиночество, отверженность Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда — когда победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми.
Ч резвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:
Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе… Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал первый скачок — и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую, круглую тушу. Вот край, — плавным последним движением камень взмывал кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно невидимой пропасти.

Слайд 32

Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время самый умный из

всех учеников, причем умный надчеловеческим, сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него — "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность повести Андреева.
В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека) потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его трагического испытания, значительность его личности. Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:
И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое, неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью страданий, — тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба, преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые и нечистые уста9.

Слайд 33

Как ведут себя ученики?

Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
Пытается воздействовать на Анну, но

то прогоняет его.
Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в крови праведника, а Иуда целует ему руки и называет мудрым.

Слайд 34

Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы.

Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи. Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и строго
   -- Нужно беречь Иисуса!
Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время.   Но безграничная ли вера учеников в чудесную силу их учителя, сознание ли правоты своей или просто ослепление -- пугливые слова Иуды встречались улыбкою, а беско-   нечные советы вызывали даже ропот. Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же недовольно сказали:   -- Разве мы воины, что должны опоясываться мечами?
И разве Иисус не пророк, а военачальник?  
-- Но если они захотят умертвить его?   -- Они не посмеют, когда увидят, что весь народ идет за ним.  
-- А если посмеют? Тогда что?
Иоанн говорил пренебрежительно: 
  -- Можно подумать, что только один ты, Иуда, любишь учителя.  
И, жадно вцепившись в эти слова, совсем не обижаясь, Иуда начинал допрашивать торопливо, горячо, с суровой настойчивостью:  
-- Но вы его любите, да?   И не было ни одного из верующих, приходивших к Иисусу, кого он не спросил бы неоднократно:   -- А ты его любишь? Крепко любишь? 
  И все отвечали, что любят.

Слайд 35

Сцена распятия Христа

На протяжении казни Иуду мучит мысль: А вдруг они поймут?

Еще не поздно!
«Осуществился ужас и мечты»
Иуду считают предателем, а он идет к ученикам и обвиняет их в бездействии, называет предателями.
И в чем-то он прав. В чем?

Слайд 36

Иуда давно наметил место, где после смерти Иисуса убьет себя»
Идет на смерть, как

на встречу с Иисусом. «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
Зачитать. Портрет Иуды.

Слайд 37

Работа с текстом

Зачитать последний абзац
Какие чувства вызывает написанное?
Каково авторское отношение к Иуде?
Деньги брошены

Иудой – не из-за них убил.
Какова истинная причина убийства Иисуса, по мнению Андреева?
Победитель или проигравший Иуда в повести?

Слайд 38

Выводы:

1.Нравственная ценность заключается не в словах, а в поступках.
2.Любовь должна быть деятельной.
3.Для того

чтобы Иисус смог совершить свой подвиг – принести жертву во имя человечества, его нужно предать. И позор предательства Иуда взял на себя, тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
Андреев считает предательство тоже жертвой, так как Иуда обрек себя на вечный позор

Слайд 39

 Предательство - основная идея. Впервые мотив предательства вводится в текст заглавием (Иуда в

нашем понимании – уже предатель). Символическое значение идеи предательства выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство – нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е. становится самоубийцей, как Иуда. Тема самоубийства звучит в самом начале повести при помощи сравнения: "Он ссорит нас постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом…". Идея предательства, определяющая главный смысл всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной уровень интерпретации заголовка: всякое предательство превращается в предательство самого себя. 
Имя файла: Повесть-о-любви-и-верности?-Л.-Андреев-Иуда-Искариот.pptx
Количество просмотров: 72
Количество скачиваний: 0