Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова презентация

Содержание

Слайд 2

Я лиру посвятил
народу своему…
Быть может, я умру,
неведомый ему,
Но я

ему служил –
и сердцем я спокоен…

Слайд 3

Тема родины и народа в лирике Некрасова

«Как много зависит от поэта, от
того духовного

«вклада», который
он вносит в жизненный материал,
положенный в основу произведе-
ния (М.Исаковский)
Сегодня мы прочитаем стихотворения
«В дороге», «Тройка», «Родине»,
«Огородник», «В полном разгаре…»,
«Колыбельная песня».
В чём их своеобразие? Новаторство поэта? Определим главную тему.
Дадим определение: народность лирики-это…

Слайд 4

«Некрасов поставил поэзию на службу народу»»

В лирике Некрасова очень силь-
ны гражданские мотивы.
Задание

классу:
прочитайте стихотворения
«Вчерашний день часу в шестом»
«Элегия» «Замолкни, муза мести и
печали».
С кем соотносит свою музу поэт?
Как можно охарактеризовать музу
Некрасова?
Сформулируйте поэтическое и гражданское кредо поэта.

Слайд 5

ЭЛЕГИЯ
А. Н. Е⟨рако⟩ву
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия

забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?.. Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье...

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, — Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы — Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..» Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся... Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

Слайд 6

Какова взаимосвязь между духовным пространством
лирического героя и физическим пространством окружающего

мира в стихотворении Некрасова "Надрывается сердце от
муки…"?
1) Чтение стихотворения.
2) Аналитическая беседа.
- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
- Меняется ли оно у лирического героя на протяжении всего
стихотворения? Как?
- Отчего это зависит?
- Композиционно стихотворение делится на сколько частей?
(На три)
Почему?
- На каком приёме построено это стихотворение?
(На антитезе)
- Какова же главная тема этого стихотворения?
(Противопоставление социальной жизни людей красоте природы).
3)Работа по заполнению таблицы.

1 часть
- Какие ассоциации вызывают у вас слова: звуки барабанов, цепей,
топора?
- Какое устаревшее слово вносит скорбную интонацию в 1 части
стихотворения?
Внемля
Вывод: лирический герой страдает от всего происходящего в стране.
2 часть
1 ряд – выписывает эпитеты.
2 ряд – метафоры, сравнения.
3 ряд – синтаксические средства выражения
(инверсия, умолчание, малосоюзие, перифраз)
- Какое слово обобщает всё сказанное выше? (Гармония).
Вывод: Мир природы вносит гармонию в душу героя.
3 часть
- Чем является эта часть по отношению к 2-м предыдущим?
(Обобщающей)
Вывод: В этой части выражена главная идея стихотворения, главное чувство
поэта: преодолеть злобу в душе, обрести покой, ощутить гармонию с
миром, благодаря красоте природы, общению с ней.

Слайд 9

Выводы по проблемному вопросу.

Чувства, зарождающиеся в душе лирического героя, зависят, конечно, от

мира физического пространства. Если это мир, где страдает народ от социальной несправедливости, тогда и душа героя страдает, болит, даже ненавидит. А если это естественный мир природы, то душа героя ликует от радости, наслаждения при виде божественной красоты природы.
Таков и сам Некрасов, для которого чувства любви и ненависти к Родине настолько неотделимы друг от друга, что образуют единое парадоксальное понятие "любовь-ненависть". Диалектика этого чувства - ненависть к безобразному во имя торжества любви к прекрасному.

Слайд 10

Утро
Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю - здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь

природа сама заодно.
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;
Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо... Хоть плачь!
Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам - железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.
Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли - там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут за город: будет дуэль.
Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит...
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.
Дворник вора колотит - попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел - кто-то покончил собой...
( 1872 или 1873 )

Слайд 11

Чтение и анализ стихотворения
«Замолкни, Муза мести и печали!»
Выписать из стихотворения образы,
эпитеты, метафоры;
определить форму,

жанр, особеннос-
ти лексики и синтаксиса, эмоциональный настрой;
пояснить финальные строки:
«То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть»

Слайд 12

Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,
Довольно мы

с тобою проклинали.
Один я умираю – и молчу.
К чему хандрить, оплакивать потери?
Когда б хоть легче было от того!
Мне самому, как скрип тюремной двери,
Противны стоны сердца моего.
Всему конец. Ненастьем и грозою
Мой темный путь недаром омрача,
Не просветлеет небо надо мною,
Не бросит в душу теплого луча...

Волшебный луч любви и возрожденья!
Я звал тебя – во сне и наяву,
В труде, в борьбе, на рубеже паденья
Я звал тебя, – теперь уж не зову!
Той бездны сам я не хотел бы видеть,
Которую ты можешь осветить...
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
3 декабря 1855

Слайд 13

Музу Некрасова критики зачастую объявляли
грубой, вульгарной, лишённой всяческих поэ-
тических красот.
Чем вызваны были

подобные высказывания и
согласны ли вы с подобной оценкой?

Слайд 14

«Родина» (1846г.)
«Родина» — новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт

образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

Слайд 15

Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины.

Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Слайд 16

Тройка
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу


Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Бьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть,
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...
1846

Слайд 17

Анализ стихотворения «Тройка»

Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают

автору нарисовать яркий образ девушки.
Эпитеты:
бьется игриво;
из-под брови полукруглой;
смотрит бойко;
лукавый глазок;
взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

Слайд 18

олицетворение:
бьется лента
метафора:
лицо вспыхнуло;
зажигающих кровь
сравнение:
черных как ночь
метонимия

:
лукавый глазок(вместо взгляд)

Слайд 19

На сколько частей можно разделить стихотворение?
Можно разделить на две части.
Как оно

построено?
Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

Слайд 20

Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?
Эпитеты:
перетянешь

уродливо;
выражение тупого терпения;
бессмысленный, вечный испуг;
сон непробудный (длительный, непрерывный);
муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)
Метафора:
отцветешь, не успев расцвести

Слайд 21

Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?
Первая строфа: Что ты

жадно глядишь на дорогу…
Предпоследняя строфа: не гляди же с тоской на дорогу…
Какую роль играет этот прием повтора?
Образует кольцевую композицию.

Слайд 22

Каким размером написано стихотворение?
Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-
И за тройкой

во след не спеши,--!/--!/--!/
И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-
Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/
Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

Слайд 23

Как они рифмованы?
Женская рифма чередуется с мужской.
…огу
…ши Перекрестная рифма
…огу
…ши

Слайд 24

Какова тема стихотворения?
Тема тяжелой судьбы русской крестьянки
В чем заключается
его основная мысль?
Вызывает сочувствие


к несчастью других

Слайд 25

Какие композиционные особенности стихотворения «Размышления у парадного подъезда» вы можете выделить?
Композиция этого стихотворения,

как любого произведения, представляет особый интерес

Слайд 26

Я лиру посвятил
народу своему…
Быть может, я умру,
неведомый ему,
Но я ему служил


и сердцем я спокоен…

Слайд 27

Домашнее задание
Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.
Подготовить сообщение на

тему : «Любовная лирика Некрасова»
Имя файла: Тема-Родины-и-народа-в-творчестве-Н.А.-Некрасова.pptx
Количество просмотров: 71
Количество скачиваний: 0