Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина, Я. Полонского, И. Анненского и С. Маршака презентация

Содержание

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 - 1837)
Портрет А.С. Пушкина.
1827. Тропинин В. А.

ТЕЛЕГА ЖИЗНИ
Хоть

тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.

Слайд 3

Задание 1.
Прочитайте стихотворение Пушкина «Телега жизни». Какой подтекст приобретает тема дороги в

этом стихотворении? Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении?
Какое значение имеют символические образы: утро, полдень и вечер? Каковы особенности композиции стихотворения?

Слайд 4

Задание 1.
Каковы особенности лексики? Сравните центральные образы данного стихотворения с образами

в стихотворении В.А. Жуковского:
И быстро жизни колесница
Стезею младости текла;
Ее воздушная станица
Веселых призраков влекла…
Каким видится лирическому герою Пушкина жизненный путь? Какую роль в его создании играют композиция, нарочито сниженная лексика? Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, не подвластного воле человека?

Слайд 5

переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству

или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Метафора

Эпитет

Сравнение

изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения и выражаемый с помощью союзов «как», «будто», «словно», «точно»…

образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления.

Можно ли сказать, что в основе стихотворения Пушкина «Телега жизни» лежит развернутая метафора?
Какова её роль?

Слайд 6

Яков Петрович Полонский
1819 - 1898

Портрет Я.П.Полонского.
1875 И.И. Крамской

В ТЕЛЕГЕ ЖИЗНИ
С

утра садимся мы в телегу...
Пушкин
К моей телеге я привык,
Мне и ухабы нипочем...
Я только дрогну, как старик,
В холодном воздухе ночном...
Порой задумчиво молчу,
Порой отчаянно кричу:
Пошел!.. Валяй по всем по трем.
Но хоть кричи, бранись иль плачь -
Молчит, упрям ямщик седой:
Слегка подстегивая кляч,
Он ровной гонит их рысцой;
И шлепает под ними грязь,
И, незаметно шевелясь,
Они бегут во тьме ночной.
1876

Слайд 7

Задание 2.
Прочитайте стихотворение Я.Полонского «В телеге жизни». Есть ли основания для сравнения

этого стихотворения со стихотворением Пушкина? Что объединяет данные произведения? Сопоставьте основные образы: образ времени, образ дороги; лексику.
Чем различны эти стихотворения? Присутствуют ли и в стихотворении Полонского символические образы утра (юности), полдня (зрелости), вечера (старости)? Чем различаются композиции (количество строф и строк в них) и как это связано с содержанием стихотворений? Как вы думаете, какому возрасту могут соответствовать размышления лирического героя о жизни в стихотворении Полонского? Почему? Можно ли это утверждать однозначно?
Сравните рифмы в стихотворениях (мужская/женская). Как эти рифмы влияют на характер стихотворной речи?
Сопоставьте образы лирического героя в стихотворениях: почему, с вашей точки зрения, в пушкинском тексте употребляется местоимение «мы», а в стихотворении Полонского – «я»?

Слайд 8

Александр Пушкин
«Телега жизни»

Яков Полонский
«В телеге жизни»

Общее

Различное

Слайд 9

Запишите последовательность проведенного нами сравнительного анализа стихотворений А. Пушкина и Я. Полонского. (Работу

можно выполнить в виде плана, схемы, таблицы.)

Основные образы
Образ лирического героя
Композиция стихотворения
Лексика
Рифма

общее

различное

Слайд 10

Иннокентий Федорович Анненский
1855 - 1909

ОПЯТЬ В ДОРОГЕ
Когда высоко под дугою
Звенело солнце

для меня,
Я жил унылою мечтою,
Минуты светлые гоня...
Они пугливо отлетали,
Но вот прибился мой звонок:
И где же вы, златые дали?
В тумане - юг, погас восток...
А там стена, к закату ближе,
Такая страшная на взгляд...
Она всё выше... Мы всё ниже...
"Постой-ка, дядя!"- "Не велят".
19??

Слайд 11

Самуил Яковлевич Маршак
1887 - 1964


* * *
С. М.
Сколько раз пытался я

ускорить
Время, что несло меня вперед,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.
А теперь неторопливо еду,
Но зато я слышу каждый шаг,
Слышу, как дубы ведут беседу,
Как лесной ручей бежит в овраг.
Жизнь идет не медленней, но тише,
Потому что лес вечерний тих,
И прощальный шум ветвей я слышу
Без тебя — один за нас двоих.
1955

Слайд 12

Задания 3.

Слайд 13

Не кажется ли вам, что в стихотворениях Полонского, Анненского, Маршака есть нечто общее,

что объединяет эти стихотворения и отличает их от стихотворения Пушкина?

Слайд 14

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Имя файла: Тернистый-путь.-Сравнительный-анализ-стихотворений-А.-Пушкина,-Я.-Полонского,-И.-Анненского-и-С.-Маршака.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0