Творчество Франсуа Рабле презентация

Содержание

Слайд 2

Франсуа Рабле
1494? - 1553

Франсуа Рабле 1494? - 1553

Слайд 3

Франсуа Рабле

Род. ок. 1494 в г. Шиноне – умер в 1553 (Париж)
Монастырское воспитание
1520

– принял постриг
Переписка с гуманистами (Гильом Бюде, Эразм Роттердамский), греческие стихи
Конфликт с монастырскими властями, переходит из францисканского ордена в бенедиктинский
1530 – обучение на медицинском факультете в Монпелье. После – врач в городской больнице в Лионе. 1 и 2 книги «Гаргантюа и Пантагрюэля»

Франсуа Рабле Род. ок. 1494 в г. Шиноне – умер в 1553 (Париж)

Слайд 4

Биография

1534 и 1535 – путешествия в Италию в свите кардинала дю Белле (индульгенция

у папы, разрешение заниматься медициной)
1537 – докторская степень
Близость ко двору в последние годы, неослабевающие нападки богословов Сорбонны (Парижский университет)
1553 умирает, не успев закончить последнюю - 5-ю книгу романа

Биография 1534 и 1535 – путешествия в Италию в свите кардинала дю Белле

Слайд 5

Рабле - гуманист

Знаток древних языков, обладал глубокими познаниями в самых разных областях: от

медицины до фортификации
Сторонник гуманистических методов воспитания
В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» осуществил синтез традиций ученой гуманистической и народной «смеховой» культуры. В народном смехе ищет выход из духовного кризиса (и отчасти из кризиса самого гуманизма)

Рабле - гуманист Знаток древних языков, обладал глубокими познаниями в самых разных областях:

Слайд 6

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Главная книга Рабле
Источник: народная (лубочная) книга «Великие и неоценимые хроники о

великом и огромном великане Гаргантюа» (вышла в Лионе в 1532)
Книга дала имена героев, фантастику, гротеск, некоторые сюжетные мотивы (герой увозит колокола собора Парижской богоматери, чтобы сделать из них бубенчики для своей любимой кобылы, пастух прячется во рту спящего великана и т.п.)

«Гаргантюа и Пантагрюэль» Главная книга Рабле Источник: народная (лубочная) книга «Великие и неоценимые

Слайд 7

Другие источники

Итальянская рыцарская поэма эпохи Возрождения (особенно комическая поэма Пульчи «Моргант», макароническая поэма

Теофило Фоленго «Бальдус»)
Гуманистические трактаты, книги по разным специальностям
Культура народного карнавала

Другие источники Итальянская рыцарская поэма эпохи Возрождения (особенно комическая поэма Пульчи «Моргант», макароническая

Слайд 8

Карнавальные мотивы в романе

Уникальный стиль романа во многом связан с традициями площадной народной

культуры, в том числе – культуры карнавала

Карнавальные мотивы в романе Уникальный стиль романа во многом связан с традициями площадной

Слайд 9

Карнавал

Исследователь «карнавальной» культуры в нашей стране – Михаил Михайлович Бахтин, автор книги «Творчество

Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (написана в 1940-е гг., опубликована в конце 1960-х)
Карнавал – часть культуры средневекового города. Породил особые «смеховые» формы поведения

Карнавал Исследователь «карнавальной» культуры в нашей стране – Михаил Михайлович Бахтин, автор книги

Слайд 10

Бахтин Михаил Михайлович
(1895 – 1975)

Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975)

Слайд 11

Карнавальные формы поведения

Переворачивание верха и низа, перемена социальных верхов и низов местами
Сюжет карнавала:

«веселая» смерть и воскресение (увенчание – развенчание)
Обильная еда, питье, совокупление (символы плодородия)
Ритуальное сквернословие, в том числе богохульство

Карнавальные формы поведения Переворачивание верха и низа, перемена социальных верхов и низов местами

Слайд 12

Карнавальный смех

Карнавальный смех, по Бахтину, это смех:
Универсальный (направлен на всех и вся, нет

ни одного авторитета, который не может быть осмеян)
Всенародный
Амбивалентный («увенчивающий» и «развенчивающий» одновременно)
Среди карнавальных образов и масок важную роль играет образ гротескного народного тела, составленного из множества тел

Карнавальный смех Карнавальный смех, по Бахтину, это смех: Универсальный (направлен на всех и

Слайд 13

1-я и 2-я книги романа

Близки по времени создания, поэтике, стилю, сюжетам
1532 – опубликована

первая часть романа, посвященная приключениям Пантагрюэля – сына героя народной книги (Гаргантюа). Впоследствии она займет место второй
В 1533 или 1534 выпускает новую книгу, в сюжетном отношении «возвращаясь назад» - к отцу Пантагрюэля – Гаргантюа. В дальнейших изданиях эта часть романа заняла первое место, книга о Пантагрюэле стала второй.

1-я и 2-я книги романа Близки по времени создания, поэтике, стилю, сюжетам 1532

Слайд 14

Сюжетная схема

У первых двух книг общая сюжетная схема: это юмористическое переворачивание (пародирование) эпического

повествования:
родословная и необыкновенное рождение героя – его воспитание, учеба – военные подвиги и победа – пир и раздача наград

Сюжетная схема У первых двух книг общая сюжетная схема: это юмористическое переворачивание (пародирование)

Слайд 15

Сюжет книги I (в новом порядке)

Гаргантюа рождается у короля Утопии великана Грангузье и

его жены великанши Гаргамеллы после того, как та объелась потрохами
Необыкновенное рождение (младенец выходит на свет через ухо матери, та умирает – пародирование чудес Библии, пародийное псевдонаучное описание процесса)

Сюжет книги I (в новом порядке) Гаргантюа рождается у короля Утопии великана Грангузье

Слайд 16

Воспитание Гаргантюа

Гаргантюа учится у богословов-схоластов, которые заставляют его учить наизусть алфавит и календарь

в прямом и обратном порядке, отчего он тупеет и становится вялым. Отец дает ему нового учителя Понократа («власть труда»), который развивает его духовно и физически, соединяя учебу с трудом и игрой
Гаргантюа едет в Париж и забирает колокола собора Парижской богоматери, привешивая их вместо бубенцов своей кобыле

Воспитание Гаргантюа Гаргантюа учится у богословов-схоластов, которые заставляют его учить наизусть алфавит и

Слайд 17

Военные подвиги

На Утопию нападает войско соседнего короля Пикрохола (Пикрошоля), чьи подданные поссорились с

утопийцами из-за лепешек
В войне отличается бравый монах Жан, который, защищая монастырские виноградники, крушит врагов направо и налево (пародия на эпические битвы). Гаргантюа также приходит на помощь отцу

Военные подвиги На Утопию нападает войско соседнего короля Пикрохола (Пикрошоля), чьи подданные поссорились

Слайд 18

Финал

Награды победителям:
брату Жану (Жану-зубодробителю) позволяют организовать новый монастырь с уставом по его

вкусу. Он создает монастырь, непохожий на все остальные, где живут мужчины и женщины, где могут жениться, есть, пить, развлекаться и т.п. – Телемское аббатство
Конец книги – «пир на весь мир»

Финал Награды победителям: брату Жану (Жану-зубодробителю) позволяют организовать новый монастырь с уставом по

Слайд 19

Пародия на рыцарский эпос

«Необыкновенное» рождение
Имя Тристана – имя Гаргантюа (от слов, произнесенных матерью

или отцом):
Здесь: «Ну и здоровенная же она у тебя» (глотка)
Война с королем Пикрохолом – ссора жителей соседних местностей из-за лепешек (несоответствие причины и следствия, завоевательные планы советников Пикрохола)
Сходный противник будет у Пантагрюэля во 2-й части – король дипсодов Анарх
Главный «эпический» герой – монах из Сейи Жан-Зубодробитель: сражается, как Роланд или Оливье, защищая монастырские виноградники (любитель выпить!)

Пародия на рыцарский эпос «Необыкновенное» рождение Имя Тристана – имя Гаргантюа (от слов,

Слайд 20

Сюжет второй книги (о Пантагрюэле)

Пародийная родословная героя (ср. с Евангелием от Матфея) и

необыкновенные природные явления, предшествовавшие его рождению
Обучение в Париже, комическое состязание в учености с магистрами Сорбонны, которых он всех «посадил в лужу». Отец (Гаргантюа) пишет ему письмо в Париж, в котором рассуждает о прогрессе наук и дает советы

Сюжет второй книги (о Пантагрюэле) Пародийная родословная героя (ср. с Евангелием от Матфея)

Слайд 21

Военные подвиги Пантагрюэля

Пантагрюэль и его друзья присоединяются к войску утопийцев, защищая Утопию от

нападения дипсодов – подданных короля Анарха
Пантагрюэль побеждает сражающееся на стороне Анарха великанье войско и его предводителя великана Вурдалака
Анарх попадает в плен. Друг Пантагрюэля Панург женит его и делает продавцом зеленого соуса

Военные подвиги Пантагрюэля Пантагрюэль и его друзья присоединяются к войску утопийцев, защищая Утопию

Слайд 22

Гуманистические мотивы

Тема воспитания трактуется в гуманистическом духе.
Рабле противопоставляет гуманистические методы воспитания методам

средневековых схоластов (1 книга). Вместо зубрежки – понимание, гармоничное развитие. Правда, и в описании методов Понократа есть юмористическое преувеличение.
Схоласты высмеиваются на протяжении всего романа. Эпизод со студентом-лимузинцем: тот коверкает французские слова «под латынь». После основательной взбучки начинает говорить на нормальном французском языке. Пантагрюэль «отделывает» своих противников –схоластов на диспуте

Гуманистические мотивы Тема воспитания трактуется в гуманистическом духе. Рабле противопоставляет гуманистические методы воспитания

Слайд 23

Письмо Гаргантюа

С темой гуманистического образования связано также письмо Гаргантюа сыну (Пантагрюэлю) в

Париж (2 книга)
Тема – прогресс наук, освобождение от средневекового варварства
Гаргантюа считался одним из образованнейших людей своего времени, но, по сравнению с молодежью, «едва ли годился бы в первый класс» (по его собственному признанию)

Письмо Гаргантюа С темой гуманистического образования связано также письмо Гаргантюа сыну (Пантагрюэлю) в

Слайд 24

Телемское аббатство (1 кн.)

Образ Телемского аббатства, основанного братом Жаном – также часть гуманистических

мотивов. Противоположность обычного монастыря – гуманистическая утопия
Устав: «Делай, что хочешь»
В основе - гуманистическая идея: освобождение от принуждения воспитывает здоровых и свободных людей
Рабле слегка посмеивается над «легкостью» торжества гуманистической доктрины в Телемском аббатстве. Это самоирония гуманизма

Телемское аббатство (1 кн.) Образ Телемского аббатства, основанного братом Жаном – также часть

Слайд 25

Карнавальные мотивы в романе

Перемена мест: падение Пикрохола и Анарха (один становится поденщиком, другой

– продавцом зеленого соуса)
Один из друзей Пантагрюэля (Эпистемон) погибает в сражении, но его воскрешают, и он рассказывает, что видел в аду: нищие и философы на том свете ходят в порфире, а цари и полководцы чинят им штаны
Смерть в романе вообще не страшна, а смешна

Карнавальные мотивы в романе Перемена мест: падение Пикрохола и Анарха (один становится поденщиком,

Слайд 26

Карнавальные мотивы в романе (2)

Еда, питье, «разбухание» плоти
Огромные количества (обыгрываются невероятные числа, неровные

цифры и т.п.)
Нет запретных тем: родословная великанов во 2-й части пародирует родословную Иисуса в Евангелии от Матфея (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.п.)
Площадное остроумие, ругательства
Герои-великаны – воплощения гротескного тела (автор во рту Пантагрюэля обнаруживает целый город)

Карнавальные мотивы в романе (2) Еда, питье, «разбухание» плоти Огромные количества (обыгрываются невероятные

Слайд 27

3-я книга - переломная

Написана в 1546 году – после 14-летнего перерыва
1-2 книги –

под псевдонимом Алькофрибас Назье (анаграмма имени Рабле)
3-я – под собственным именем автора
На первый план выдвигается один из друзей Пантагрюэля – Панург (появился во второй книге)

3-я книга - переломная Написана в 1546 году – после 14-летнего перерыва 1-2

Слайд 28

Панург

Тип вечного школяра, неунывающего мошенника, «разностороннего» в своем озорстве, неспособного к честной жизни

(за неделю проматывает доходы с подаренного ему Пантагрюэлем поместья на несколько лет вперед)
Умеет на всех языках мира просить о подаянии
Труслив, мстителен (эпизод с купцом Индюшонком – «Панургово стадо»)
Но по-человечески дорог идеальному королю-гуманисту Пантагрюэлю

Панург Тип вечного школяра, неунывающего мошенника, «разностороннего» в своем озорстве, неспособного к честной

Слайд 29

Панург в 3-й книге

Панург в ситуации выбора: жениться или не жениться (боится остаться

холостым, но боится также быть рогатым и битым женой)
Пародия на философско-богословские споры о «свободе воли» и «предопределени»
Панург обращается к судье, гадалке, к друзьям и наконец получает совет совершить паломничество к оракулу Божественной Бутылки на краю света (сам разрешить свои сомнения не может)

Панург в 3-й книге Панург в ситуации выбора: жениться или не жениться (боится

Слайд 30

4-5 книги романа

4-5 книги – описание путешествия друзей к упомянутому оракулу
Гротескная картина разных

сторон современной действительности в фантастических образах
Настроение менее оптимистическое, чем в первых книгах, иногда достигает мрачного сарказма

4-5 книги романа 4-5 книги – описание путешествия друзей к упомянутому оракулу Гротескная

Слайд 31

Острова

Посещают разные острова, например:
Остров Квинтэссенции (пародия на схоластическую науку, Квинтэссенция – ее олицетворение)
Остров

эрцгерцога Пушистых Котов Цап-царапа – пародия на судебные вымогательства
Острова Папоманов и папефигов (католики и гугеноты). То же – острова Постника и жирных Колбас
Остров Гастера – поклонники желудка
Остров Звонкий. Пародия на церковные чины (клирцы, инокцы, епископцы, кардинцы и папец)

Острова Посещают разные острова, например: Остров Квинтэссенции (пародия на схоластическую науку, Квинтэссенция –

Слайд 32

Цель путешествия

Жрица оракула Бадбук встречает их
Получают изречение оракула – «Тринк!» («пей»)
Смысл многозначен: истинное

познание неотделимо от жизни, от погружения в нее

Цель путешествия Жрица оракула Бадбук встречает их Получают изречение оракула – «Тринк!» («пей»)

Слайд 33

Гротеск

Гротеск – ведущий художественный прием в романе
Фантастика и реальность, великаны и обычные люди,

французская провинция и сказочная утопия – соединяются неразличимо
Гротескные пропорции: рост великанов – иногда кажется астрономическим (город во рту Пантагрюэля), иногда – просто очень большим (когда Пантагрюэль путешествует с приятелями на одном корабле, беседует и пирует с ними)
Иначе будет у Свифта в его «Путешествиях Гулливера» (соотношение роста Гулливера с ростом лилипутов и великанов будет строго выверено): эпоха Просвещения

Гротеск Гротеск – ведущий художественный прием в романе Фантастика и реальность, великаны и

Имя файла: Творчество-Франсуа-Рабле.pptx
Количество просмотров: 70
Количество скачиваний: 0