Слайд 2
![Иванов Александр Андреевич Этот художник с ранних лет носил в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-1.jpg)
Иванов
Александр Андреевич
Этот художник с ранних лет носил
в
себе страсть к искусству,
оторвался от друзей, от родных и
помчался в тот чудный Рим, при
имени которого так сильно бьется пламенное сердце. Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней
степени высокого".
Н. В. Гоголь.
Слайд 3
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-2.jpg)
Слайд 4
![Карл Иванович Брюллов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-3.jpg)
Слайд 5
![Карл Иванович Брюллов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-4.jpg)
Слайд 6
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-5.jpg)
Слайд 7
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-6.jpg)
Слайд 8
![«Явление Христа народу» Огромное историческое значение творчества Иванова не было](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-7.jpg)
«Явление Христа народу»
Огромное историческое значение творчества Иванова не было понято
современниками.
Картина "Явление Христа народу", с которой Иванов связывал восторженные надежды на возрождение мирового и в первую очередь национального русского искусства, была принята холодно, с недоверчивым, а подчас и насмешливым равнодушием.
Грандиозный труд, поглотивший почти половину жизни художника, остался, в сущности, почти никем не оцененным. На долю Иванова не выпало ни почестей, ни шумных восторгов, какие двадцатью пятью годами ранее достались Карлу Брюллову в награду за "Последний день Помпеи".
Слайд 9
![История создания картины Критика встретила картину Иванова сдержанными похвалами, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-8.jpg)
История создания картины
Критика встретила картину Иванова сдержанными похвалами, в которых
сквозило разочарование. Даже самые чуткие зрители признавались, что "Явление Христа народу", особенно с первого взгляда, не оправдало их ожиданий и лишь постепенно, с вниманием всматриваясь в картину, они открывали в ней такие достоинства, каких не было в эффектном и блестящем создании Брюллова. Правда, уже Гоголь назвал картину Иванова "явлением небывалым", равного которому "еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи"
Слайд 10
![История создания картины Картину окружает грандиозная галерея подготовительных этюдов, эскизов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-9.jpg)
История создания картины
Картину окружает грандиозная галерея подготовительных этюдов, эскизов и
рисунков. Их насчитывается более шестисот, а время их исполнения падает на 1830-е, 1840-е и даже 1850-е годы, когда основные элементы картины, казалось бы, уже определились. Центр тяжести всей работы Иванова переместился из картины в этюды и именно здесь, в этюдах, с наибольшей отчетливостью и силой проявились его огромный живописный дар, его гениальное новаторство и его реализм.
Слайд 11
![История создания картины Иванову не было и тридцати лет, когда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-10.jpg)
История создания картины
Иванову не было и тридцати лет, когда он
приступил к работе над "Явлением Христа народу". В это время он был не только вполне сложившимся, зрелым художником. Творческая зрелость Иванова наступила необычайно рано.
Иванов долго колебался, выбирая сюжет для большого произведения, в котором он мог бы в полной мере выразить свое отношение к миру. Академическая эстетика требовала от него исторической или библейской темы. Он не мог удовлетвориться простым воспроизведением сцены прошлого, а требовал от сюжета всеобъемлющей значительности и глубокой идейности.
Слайд 12
![История создания картины В поисках темы, Иванов остановился на евангельской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-11.jpg)
История создания картины
В поисках темы, Иванов остановился на евангельской легенде
о явлении Мессии (Учителя). Ему казалось, что здесь, на первых страницах Евангелия, он увидел чуть
ли не сущность всего христианства.
По мнению Иванова, нельзя было
найти более возвышенный и
всеобъемлющий сюжет, ибо
"откровением Мессии начался день
человечества нравственного
совершенства". А. Иванова интересовал
не просто церковный рассказ, а великий
нравственный переворот, духовное
перерождение людей при появлении
Христа.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-12.jpg)
Слайд 14
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-13.jpg)
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-14.jpg)
Слайд 16
![История создания повести Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-15.jpg)
История создания повести
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в
1835 г. В сборнике «Арабески», где были собраны статьи писателя об искусстве.
Побудил написать эту повесть выход в свет пушкинских «Пиковой дамы» и вариации на тему «Маленьких трагедий». Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Эта рама повести «Портрет» очень важна для того, чтобы понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.
Слайд 17
![В. Г Белинский о повести Н.В. Гоголя «Портрет» Один из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-16.jpg)
В. Г Белинский о повести
Н.В. Гоголя «Портрет»
Один из самых
значительных критиков того времени В.Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: «Портрет» есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Первую часть этой повести нельзя читать без увлечения; даже в самом деле есть что – то ужасное , роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая – то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам и страшно.
Но вторая часть решительно ничего не стоит, в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»
Слайд 18
![Из истории создания повести Уехав из России после скандала, связанного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-17.jpg)
Из истории создания повести
Уехав из России после скандала, связанного с
постановкой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства, современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали деньги на совершенствование своего искусства в Италии.
Слайд 19
![Из истории создания повести В кругу русских художников Гоголя особенно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-18.jpg)
Из истории создания повести
В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал
Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры. Один из этюдов был нарисован с Гоголя. Беспрестанно рисуя писателя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу.
Как вы думаете, случайно ли такое местоположение писателя?
Что оно символизирует?
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-19.jpg)
Слайд 21
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-20.jpg)
Слайд 22
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-21.jpg)
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-22.jpg)
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-23.jpg)
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-24.jpg)
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-25.jpg)
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-26.jpg)
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-27.jpg)
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-28.jpg)
Слайд 30
![Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-29.jpg)
Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию
библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, «приземлённость людей, писатель негодует и поучает».
Слайд 31
![Однако местоположение не определяет духовной силы фигуры. Напротив, явление подлинного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-30.jpg)
Однако местоположение не определяет духовной силы фигуры. Напротив, явление подлинного
добра превращает «ближайшего» (к Христу) в тень, которая смущённо укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.
Справедлив ли он?
И в чём он состоит?
Слайд 32
![Из истории создания повести Критика В.Г. Белинского и неустанная работа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466853/slide-31.jpg)
Из истории создания повести
Критика В.Г. Белинского и неустанная работа А.
Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 году эта работа была закончена.
Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой.
Гоголь исключил из повести сцены мистических появлений портрета и заказчиков. Были добавлены и расширены образы второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам – заказчиц.