Возрождение. Нидерландская литература презентация

Слайд 2

Нидерландская литература сложилась в XII в. на основе фольклорной эпической традиции.
В XIV-XVI вв.

течение «новое благочестие»:
-выражает интересы третьего сословия;
-требование земного благочестия и деловитости (забота о теле, не забывая о духе);
-человек приобщается к вечности через природу и мир конкретных вещей (во всем есть частица божества).
Происходит новое открытие мира.
Огромное значение для нидерландской культуры имели:
-живопись (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Иероним Босх);
-музыка (Палестрина, Жоскен Депре, Орландо Лассо);
-камеры риторов, которые усовершенствовали до виртуозности технику стихосложения и ввели новые жанры: оду, сонет, эпиграмму.
Распространение получила и нидерландская драматургия.
Клухт – нидерландский фарс, популярный среди горожан. Его истоки – масленичные действа (Питер Брейгель Старший «Битва Карнавала с Постом»).
Традиционные сюжеты – о дураках.

Слайд 4

ЭРАЗМ Роттердамский (1469-1535)
(псевдоним Герта Гертсена).
Выдающийся представитель Нидерландской литературы, знаток древних классических языков, античной

культуры, блестящий филолог, властителб дум всей образованной Европы.
Писал на латыни.
Дружеские связи со многими гуманистами Европы, переписывается с Томасом Мором.
Огромное влияние оказал на развитие немецкой литературы.
Не принял Реформацию и полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение).
Эразм придал богословию характер светской науки, внеся в него гуманистическое начало.
Эразм шел от идеи свободы веры к свободе мысли и воли, враждебной авторитарному духу Средневековья.
«Похвальное слово глупости» (1511) – самое известное сочинение Эразма, эмблема нидерландского Возрождения; посвящена Томасу Мору, «столь далекому от ее существа».
Особенности жанра:
-философский трактат;
-психологическое зерцало (нравоучительный жанр);
-богословская диатриба (букв. беседа; гневная обличительная речь).
Особенности композиции:
-строгий образец ораторского искусства;
-компоненты классической схемы вместе с пародийно «перевернутыми» приемами схоластики;
-непринужденная беседа;
-монолог «по наитию».

Слайд 5

А. Дюрер
Эразм Роттердамский.
1526

Основное художественное средство – ирония.
Похвала глупости самой себе воспринимается

как насмешка над глупостью, т.е. это – защита мудрости. Но если мудрость защищается глупостью, это - дискредитация мудрости.
Глупость рассказывает о своем происхождении, всемогуществе и благодеяниях.
Но тотальность глупости не только причиняет зло.
Глупость – родоначальница жизненных благ, свершений наук и искусства, главная пружина человеческой активности.
Особенно смелым является заключительный раздел:
-трактуются вопросы самой веры, которая тоже оказывается в чем-то сродни Глупости.
Эразм осуждает крайности:
презрение к миру «видимому» ради «невидимого», реальному ради потустороннего - и наоборот;
Человек – существо амбивалентное, посредник между природой и духом, зверем и ангелом.
Земные аффекты и возвышенная духовность должны слиться воедино.
Просветленная душа человека «пользуется по своему усмотрению телесными органами».
Симбиоз глупости и мудрости противопоставляется Эразмом
безмыслию мирянина;
псевдомудрости схоласта;
блаженности праведника.
Эразм хотел бы видеть в христианстве «религию радости, а не скорби», превращавшую «наслаждение в добродетель, а не в грех».
Имя файла: Возрождение.-Нидерландская-литература.pptx
Количество просмотров: 65
Количество скачиваний: 0