Слайд 2
![Жанр – особая форма отражения различных событий, явлений, различных сторон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-1.jpg)
Жанр – особая форма отражения различных событий, явлений, различных сторон реальной
жизни.
Жанр - род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками (С.И.Ожегов).
Жанр – исторически определившийся тип отображения реальной действительности, который обладает сложившейся системой устойчивых признаков (содержательных и формальных)
Слайд 3
![точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Набор сущностных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-2.jpg)
точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов.
Набор сущностных характеристик, позволяющих
относить текст к тому или иному жанру предопределен своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор.
Слайд 4
![В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-3.jpg)
В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления,
процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.
Слайд 5
![Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-4.jpg)
Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих
их жанровую принадлежность, намного значительнее роли предмета журналистских выступлений.
Слайд 6
![В журналистике существует три главных способа отображения — фактографический, аналитический](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-5.jpg)
В журналистике существует три главных способа отображения — фактографический, аналитический и
наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).
Слайд 7
![Фактографический и аналитический способы отражения действительности отличаются степенью глубины проникновения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-6.jpg)
Фактографический и аналитический способы отражения действительности отличаются степенью глубины проникновения в
суть предмета отображения.
ФАКТОГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях.
Слайд 8
![АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-7.jpg)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых
взаимосвязей предмета отображения (набор вопросов расширяется). главным становится обращение к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.
Слайд 9
![Способ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО отображения действительности нацелен не только и не столько](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-8.jpg)
Способ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО отображения действительности нацелен не только и не столько на
фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже — художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой
Слайд 10
![Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается в том,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-9.jpg)
Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается в том, что
он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач. Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными – коммерческие, пропагандистские, политические ипр.
Слайд 11
![Названным предопределяющим функциям (целям) журналистики подчинены свойственные ей определенные задачи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-10.jpg)
Названным предопределяющим функциям (целям) журналистики подчинены свойственные ей определенные задачи (цели)
«второго ряда» (или собственно творческие функции), связанные с познанием действительности журналистом. К таким функциям относятся:
Слайд 12
![- создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-11.jpg)
- создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели»
отображаемого явления (его описание);
— установление причинно-следственных отношений;
— выявление значимости явления (его оценка);
— определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);
— формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.
Слайд 13
![Эти творческие цели (цели «второго ряда») необходимо осуществлять (в каждом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-12.jpg)
Эти творческие цели (цели «второго ряда») необходимо осуществлять (в каждом конкретном
случае — в своем объеме) при создании любых журналистских текстов и в любых изданиях, поскольку именно это их осуществление открывает путь к реализации журналистикой названных выше общественных функций.
Слайд 14
![Осуществляя творческие функции, журналист применяет различные методы познания действительности -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-13.jpg)
Осуществляя творческие функции, журналист применяет различные методы познания действительности - эмпирические
(документальные), теоретические и художественные методы.
В первую группу входят прежде всего методы сбора материала (наблюдение, беседа, интервью, проработка документов и пр.).
Слайд 15
![Вторую группу представляют общетеоретические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-14.jpg)
Вторую группу представляют общетеоретические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия,
исторический, логический, гипотетический методы и т.д.) и специализированные (комплексные) методы осмысления собранного материала, опирающиеся на различные общетеоретические методы (описание, причинно-следственный анализ, оценка, прогнозирование, программирование)
Слайд 16
![Третью группу составляют методы наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-15.jpg)
Третью группу составляют методы наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой
фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внутреннего противопоставления), литоты (преуменьшения), гиперболизации (преувеличения), генерализации (подмены частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода частным) и т.д
Слайд 17
![Таким образом, журналистские материалы в подавляющем большинстве случаев имеют диалогическое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-16.jpg)
Таким образом, журналистские материалы в подавляющем большинстве случаев имеют диалогическое начало,
независимо от того, имеют ли они диалогическую форму изложения (как в интервью, беседе) или не имеют. Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю, или аргументирует для него нечто в своем сознании как для партнера по разговору.
Слайд 18
![Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-17.jpg)
Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы на
них, приводятся доводы в пользу какой-то точки зрения и выдвигаются контрдоводы и т.д., что создает иллюзию обмена мнениями, происходящего между партнерами по «живому» общению.
Слайд 19
![Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-18.jpg)
Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.
Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров периодической печати.
Слайд 20
![Жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/343154/slide-19.jpg)
Жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения.
Предмет отображения
- феномены из разных сфер деятельности: экономики, политики, права, религии, морали и т.д