В основе опоры композиторами «новой фольклорной волны» на народное творчество лежат
два подхода к фольклору – традиционный, идущий от русской национальной классики и новый, развивающий открытые И.Ф. Стравинским и Б. Бартоком методы работы с фольклорными образцами. Г.В. Григорьева определила такие подходы как «свиридовское» и «бартоко-стравинское» течения.
Представители «свиридовского» течения опирались на опыт «кучкистов». Характерные для Свиридова и его последователей музыкальные средства выразительности: простейшая ладовая структура на вариативной основе, квартовые созвучия и эффект колокольности.
Представители «бартоко-стравинского» течения в работе с
фольклорным материалом опирались на принципы техники
И. Ф. Стравинского и Б. Бартока.
Характерные для этого течения приёмы - малообъемный звукоряд, попевочное строение мелодии – микротематизм, расширение диатоники, появление 12-ти тоновой системы, диссонансные созвучия (тритоны, ноны, септимы, сцепление секунд), совмещение фольклорных элементов с сонористикой.