Слайд 2
![Заметный подъем клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-1.jpg)
Заметный подъем клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века; он
связан с деятельностью выдающихся мастеров: Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха и других. Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует особенно выделить значение Баха как величайшего новатора в области клавирного творчества.
Так же как и другие знаменитые музыканты XVIII века, Бах опирался на богатый, веками накопленный опыт.
Слайд 3
![В Германии складывалась своя национальная школа клавнрной музыки. Правда, господство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-2.jpg)
В Германии складывалась своя национальная школа клавнрной музыки. Правда, господство органа
замедлило этот процесс, и клавир долгое время занимал подчиненное положение. Тем не менее большинство крупных немецких композиторов трудилось над созданием репертуара и для этого инструмента. Фробергер, Керль, Муффат, так же как Пахельбель или Букстехуде, сочиняли множество пьес для клавира, но в них значительно сильнее сказывалось влияние итальянских и французских композиторов.
Слайд 4
![Более самостоятельным и новым было творчество Иоганна Кунау — непосредственного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-3.jpg)
Более самостоятельным и новым было творчество Иоганна Кунау — непосредственного предшественника
Баха на посту кантора школы св. Фомы. Кунау принадлежит много клавирных сочинений, и при жизни его они пользовались большой известностью.
Слайд 5
![Особенно популярны были так называемые «Библейские сонаты» — программные произведения;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-4.jpg)
Особенно популярны были так называемые «Библейские сонаты» — программные произведения; их
поэтическое содержание навеяно некоторыми эпизодами из Библии.
Слайд 6
![Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-5.jpg)
Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические и
технические приемы, особенности формы, жанров и делает их достоянием клавирного искусства. Он безгранично расширяет художественные средства инструмента, обогащает его новой виртуозной техникой, преображает самое содержание музыкальных образов.
Слайд 7
![Благодаря Баху сделалось очевидным, что клавиру, так же как органу,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-6.jpg)
Благодаря Баху сделалось очевидным, что клавиру, так же как органу, доступна
сфера высокой лирики и патетики, что к клавиру применимы новые принципы итальянской скрипичной школы — виртуозный, концертный стиль, кантиленносгь мелодики.
Слайд 8
![Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется огромным количеством всевозможных вариаций и педагогических пьес.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-7.jpg)
Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется огромным количеством всевозможных вариаций и
педагогических пьес.
Слайд 9
![Бах писал для клавира на протяжении всей своей творческой жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-8.jpg)
Бах писал для клавира на протяжении всей своей творческой жизни —
в Арнштадте и Веймаре, в Кётене и Лейпциге. Но только в Кётене композитор достиг в этой области того совершенства, которым обладал уже в органной музыке.
Слайд 10
![В Кётене были созданы Французские и Английские сюиты, двухголосные и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-9.jpg)
В Кётене были созданы Французские и Английские сюиты, двухголосные и трехголосные
инвенции, первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга» и многие другие клавирные произведения.
Слайд 11
![клавирный стиль Баха отличается некоторыми общими чертами: по преимуществу энергичным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-10.jpg)
клавирный стиль Баха отличается некоторыми общими чертами: по преимуществу энергичным и
величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем, богатством и разнообразием фактуры
Слайд 12
![Контур клавирной мелодии выразительно певуч. Как известно, инвенции и симфонии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-11.jpg)
Контур клавирной мелодии выразительно певуч. Как известно, инвенции и симфонии были
предназначены специально для выработки кантабильной манеры игры.
Слайд 13
![С этим принципом связана была в большой мере баховская аппликатура](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-12.jpg)
С этим принципом связана была в большой мере баховская аппликатура и
постановка руки. В отличие от виртуозов французской школы, он играл закругленными пальцами (при свободной кисти) и с чрезвычайной плавностью соскальзывал с клавиши. Сохраняя старый прием перекрещивания пальцев, он широко и систематически ввел новый — подкладывание первого пальца и тем самым продвигался в направлении к современной аппликатуре. Рисунок линии тонко детализирован, а мелизматика, в применении которой Бах был весьма умерен, особенно в лейпцигский период, интонационно наполнена и требует спокойно-неторопливой, ровной и отчетливой манеры исполнения.
Слайд 14
![в скрипичных сонатах, партитах, некоторых кантатах и Бранденбургских концертах. Все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-13.jpg)
в скрипичных сонатах, партитах, некоторых кантатах и Бранденбургских концертах. Все это
позволяет подтвердить давно оправданный концертной практикой вывод, что в клавирных сочинениях Баха фразировка очень гибка, детальна, подчинена не только общему контуру мелодии, но и отдельным извивам его рисунка (фразки, фазы движения) и планировке местных кульминационных вершин.
Слайд 15
![Коротко о клавирных штрихах. Колкая острота, «жемчужная» россыпь пассажной фактуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-14.jpg)
Коротко о клавирных штрихах. Колкая острота, «жемчужная» россыпь пассажной фактуры в
такой же степени не в стиле Баха, как и сладкозвучная тягучесть кантилены. Его staccato тяжелое, весомое. Его legato полнозвучно, певуче, но в нем почти всегда заложен импульс активного развертывания мелодического голоса.
Слайд 16
![динамические нюансы проставлены композитором лишь в трех произведениях для клавира:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-15.jpg)
динамические нюансы проставлены композитором лишь в трех произведениях для клавира: Хроматической
фантазии, Итальянском концерте и Седьмой партите h-moll.
Слайд 17
![Чрезмерная детализация динамических нюансов, частые нарастания и затухания звучности (особенно в малых построениях) .](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-16.jpg)
Чрезмерная детализация динамических нюансов, частые нарастания и затухания звучности (особенно в
малых построениях) .
Слайд 18
![Если восходить постепенно от произведений более простых к более сложным,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-17.jpg)
Если восходить постепенно от произведений более простых к более сложным, то
мы прежде всего встречаемся с восемнадцатью Маленькими прелюдиями, с фугеттами и другими пьесами, предназначенными для начинающих. Часть таких сочинений вошла в так называемую «Клавирную тетрадь» Вильгельма Фридемана Баха.
Слайд 19
![Сочинения для клавесина: Маленькие прелюдии (части I, II) и фуги](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-18.jpg)
Сочинения для клавесина:
Маленькие прелюдии (части I, II) и фуги
15 двухголосных инвенций
и 15 трехголосных симфоний
«Das Wohltemperierte Klavier» («Хорошо темперированный клавир»):
I часть. 24 прелюдии и фуги
II часть. 24 прелюдии и фуги
Фантазии и фуги (фугетты): a-moll, d-moll, c-moll, B-dur, D-dur
Слайд 20
![Хроматическая фантазия и фуга d-moll Искусство фуги (Die Kunst der](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-19.jpg)
Хроматическая фантазия и фуга d-moll
Искусство фуги (Die Kunst der Fuge)
Отдельные прелюдии
и фуги
Токкаты: fis-moll, c-moll, D-dur, d-moll, e-moll, g-moll, G-dur
Фантазии: g-moll, c-moll, g-moll
Фантазия-рондо c-moll
Прелюдии (фантазии): c-moll, a-moll
Слайд 21
![Сюиты: 6 Французских сюит: d-moll, c-moll, h-moll, Es-dur, G-dur, E-dur](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-20.jpg)
Сюиты:
6 Французских сюит: d-moll, c-moll, h-moll, Es-dur, G-dur, E-dur
6 Английских сюит:
A-dur, a-moll, g-moll, F-dur, e-moll, d-moll
Слайд 22
![Klavierübung (Клавирная школа): I часть. Партиты: B-dur, c-moll, a-moll, D-dur,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-21.jpg)
Klavierübung (Клавирная школа):
I часть. Партиты: B-dur, c-moll, a-moll, D-dur, G-dur,
e-moll
II часть. Итальянский концерт и Партита (французская увертюра) h-moll
III часть. 21 Хоральная прелюдия (также и для органа). Прелюдия и тройная фуга Es-dur. 4 дуэта: e-moll, F-dur, G-dur, a-moll
IV часть. Ария с 30 вариациями («Гольдберговские вариации»)
Каприччо на отъезд возлюбленного брата B-dur
Каприччо E-dur (в честь И. К. Баха)
Aria Variata alia maniera italiana (Ария, варьированная в итальянской манере) a-moll
Слайд 23
![Менуэты: G-dur, g-moll, G-dur (из клавирной книжки Вильгельма Фридемана Баха)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-22.jpg)
Менуэты: G-dur, g-moll, G-dur (из клавирной книжки Вильгельма Фридемана Баха)
Сонаты
Скерцо d-moll
(вариант e-moll)
Клавесинные обработки собственных произведений:
Соната d-moll (аранжировка 2-й скрипичной сонаты a-moll)
Сюита E-dur (аранжировка 3-й скрипичной партиты)
Adagio G-dur (из 3-й скрипичной сонаты)
Слайд 24
![Обработки для клавира произведений других авторов: Соната a-moll (из «Hortus](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-23.jpg)
Обработки для клавира произведений других авторов:
Соната a-moll (из «Hortus musicus» —
«Музыкального сада» И. А. Рейнкена)
Соната C-dur (оттуда же)
Фуга B-dur (оттуда же)
Фуга B-dur (аранжировка фуги Эрзелиуса)
16 концертов Вивальди, Марчелло, Телемана, Иоганна Эрнеста Веймарского
Слайд 25
![Концерты: Концерты для клавесина с сопровождением оркестра: № 1, d-moll;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-24.jpg)
Концерты:
Концерты для клавесина с сопровождением оркестра:
№ 1, d-moll; № 2, E-dur;
№ 3, D-dur; № 4, A-dur; № 5, f-moll; № 6, F-dur; № 7, g-moll
Концерты для двух клавесинов с сопровождением оркестра:
№ 1, c-moll; № 2, C-dur; № 3, c-moll
Концерты для трех клавесинов с сопровождением оркестра:
№ 1, d-moll; № 2, C-dur
Тройной концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением оркестра a-moll
Слайд 26
![ИНВЕНЦИИ И.С. БАХА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-25.jpg)
Слайд 27
![«22 января 1720 года Бах начал записывать в нотную тетрадь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-26.jpg)
«22 января 1720 года Бах начал записывать в нотную тетрадь
пьесы для обучения музыке своего старшего сына Вильгельма Фридемана, которому тогда исполнилось 9 лет.
Слайд 28
![В этой тетради наряду с «музыкальной азбукой», примерами аппликатуры, таблицей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-27.jpg)
В этой тетради наряду с «музыкальной азбукой», примерами аппликатуры, таблицей украшений,
несложными произведениями различного характера — прелюдиями, хоралами и др. — были помещены 15 двухголосных пьес совершенно нового жанра, каждая из которых носила название «Praeambulum», и 14 трехголосных пьес под названием «Fantasien». Это — первый, во многом еще неразвитый, неразработанный вариант двухголосных и трехголосных инвенций.
Слайд 29
![вскоре появляется их новая версия, где многие пьесы уже значительно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-28.jpg)
вскоре появляется их новая версия, где многие пьесы уже значительно расширены,
более совершенным становится голосоведение, более богата мелизматика. Об этом свидетельствует рукопись, на которой, к сожалению, не имеется даты, но которая, как это было установлено, написана не позже 1723 года. В этой рукописи трехголосных пьес тоже пятнадцать; своеобразен порядок пьес: за каждой двухголосной следует написанная в той же тональности трехголосная, образуя цикл, несколько напоминающий цикл прелюдии и фуги.
Слайд 30
![трехголосные инвенции №№ 4, 5, 7, 9, 11, в этой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-29.jpg)
трехголосные инвенции №№ 4, 5, 7, 9, 11, в этой рукописи
одетые в богатейший орнаментальный наряд, предстают перед нами в совершенно новом освещении (в дальнейшем при ссылках мы будем называть ее «Мнимый автограф»).
Слайд 31
![самая поздняя рукопись, являющаяся бесспорным автографом, датирована 1723 годом. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-30.jpg)
самая поздняя рукопись, являющаяся бесспорным автографом, датирована 1723 годом. В ней
пьесы расположены в том порядке, в каком они известны по всем изданиям; двухголосные называются инвенциями, трехголосные — синфониями.
Слайд 32
![слово «синфония» (созвучие, совместное звучание — греч.) слово «инвенция» (изобретение, выдумка — лат.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-31.jpg)
слово «синфония» (созвучие, совместное звучание — греч.)
слово «инвенция» (изобретение, выдумка —
лат.)
Слайд 33
![«Подлинное руководство, в котором любителям клавира и, в особенности, жаждущим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-32.jpg)
«Подлинное руководство, в котором любителям клавира и, в особенности, жаждущим учения
предлагается ясный способ, как можно не только научиться играть на два голоса, но при дальнейшем прогрессе правильно и красиво обращаться и с тремя облигатными голосами, при сем же не только знакомиться с хорошими инвенциями, но и прилично их разрабатывать; а главным образом — добиться певучей манеры в игре и вместе с этим получить сильное предрасположение к сочинительству.
(Облигатный (obbligato — обязательный, непременный — ит.) — голос, имеющий ведущее, самостоятельное значение (в отличие от аккомпанирующих голосов))
Слайд 34
![Это обилие дошедших до нас рукописей (а ведь во времена](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-33.jpg)
Это обилие дошедших до нас рукописей (а ведь во времена Баха
их существовало гораздо больше!) свидетельствует о большой педагогической популярности инвенций.
Слайд 35
![В этих пьесах Бах соединяет обучение на инструменте (выработка певучего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-34.jpg)
В этих пьесах Бах соединяет обучение на инструменте (выработка певучего звукоизвлечения,
приобретение навыков одновременного исполнения нескольких самостоятельных голосов) с наставлением в композиции (естественное развитие, не связанное рамками общепринятых схем, интересные поиски новых форм).
Слайд 36
![Одно из основных требований Баха-педагога — «добиться певучей манеры в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-35.jpg)
Одно из основных требований Баха-педагога — «добиться певучей манеры в игре».
Здесь ясно видно, что для Баха основой музыки является мелодия— вокальное начало, и из этого начала (имеется в виду не только мелодия кантиленного типа, но и разнообразные виды выразительной речевой декламации, которыми так богаты сочинения Баха) проистекает все его творчество.
Слайд 37
![Примечательно, что Бах даже не указывает, для какого инструмента предназначены](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-36.jpg)
Примечательно, что Бах даже не указывает, для какого инструмента предназначены эти
произведения, ведь клавир — понятие родовое и во времена Баха включал два совершенно различных струнных клавишных инструмента — клавесин и клавикорд, не говоря уже о духовом клавишном инструменте — органе (вспомним, что почти всю третью часть своего капитального сочинения «К1аvieriibung» Бах написал для органа).
Слайд 38
![Первой педагогической редакцией инвенций И. С. Баха является редакция К.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-37.jpg)
Первой педагогической редакцией инвенций И. С. Баха является редакция К. Черни,
увидевшая свет в 1840 году. Ученик Бетховена, блестящий фортепианный педагог, воспитавший бесчисленное множество пианистов
Слайд 39
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-38.jpg)
Слайд 40
![В основу нотного текста Черни положил публикацию известного исследователя музыки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-39.jpg)
В основу нотного текста Черни положил публикацию известного исследователя музыки Баха
и его страстного почитателя И. Н. Форкеля (1749— 1818), автора первой книги о композиторе—«О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха» (1802).
Слайд 41
![Проблема интерпретации баховских произведений занимала одно из центральных мест в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-40.jpg)
Проблема интерпретации баховских произведений занимала одно из центральных мест в творчестве
Бузони. Ему принадлежит целый ряд транскрипций баховских сочинений: хоральные прелюдии, органные прелюдии и фуги, токкаты, скрипичная чакона и др.
Слайд 42
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-41.jpg)
Слайд 43
![С наибольшей полнотой взгляды Бузони на исполнение Баха выражены в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-42.jpg)
С наибольшей полнотой взгляды Бузони на исполнение Баха выражены в его
редакциях инвенций (два выпуска: «15 двухголосных инвенций» и «15 трехголосных инвенций», 1891, переиздание —1914) , которые он рассматривал в качестве «подготовительной школы», и — следующего этапа полифонической трудности — «Хорошо темперированного клавира» (I часть— 1894—1897, II часть —1915).
Слайд 44
![ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В КЛАВИРНОМ ИЗЛОЖЕНИИ БАХА: 1. Точное воспроизведение нотного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-43.jpg)
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В КЛАВИРНОМ ИЗЛОЖЕНИИ БАХА:
1. Точное воспроизведение нотного текста.
2. Выбор подходящей аппликатуры.
3. Обозначения темпа.
4. Обозначения стиля исполнения.
5. Комментарий (подстрочные примечания к нотному тексту).
Слайд 45
![Первая дошедшая до нас запись 15 двухголосных инвенций содержится в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-44.jpg)
Первая дошедшая до нас запись 15 двухголосных инвенций содержится в клавирной
книжечке, которая предназначалась для обучения старшего сына И. С. Баха – Вильгельма Фридемана 1723 г.
Слайд 46
![В заголовке можно усмотреть три главные задачи, которые Бах связывал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-45.jpg)
В заголовке можно усмотреть три главные задачи, которые Бах связывал с
изучением этих пьес. Перечислим эти задачи от более обобщённой – к частной:
1) обучение игре и одновременно начаткам композиции;
2) привитие навыков полифонической игры;
3) стремление выработать певучую, кантабильную манеру игры на инструменте.
Слайд 47
![Двухголосие наиболее широко было представлено в простеньких пьесах из «Нотной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-46.jpg)
Двухголосие наиболее широко было представлено в простеньких пьесах из «Нотной тетради
Анны Магдалены Бах». Но там мы встречаемся с элементарным типом изложения. Достижение самостоятельности голосоведения облегчалось для ученика контрастом голосов как в отношении выполняемой им функции (мелодия и сопровождающий бас), так и просто по высоте, что позволяло ясно их слышать.
Слайд 48
![Двухголосные инвенции предъявляют ученику уже специфичные требования – здесь полифония](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-47.jpg)
Двухголосные инвенции предъявляют ученику уже специфичные требования – здесь полифония имитационная,
то есть оба голоса равноправны по своей роли, тема имитируется в другом голосе в определённый интервал
Слайд 49
![А) ИНВЕНЦИИ НА ОДНУ ТЕМУ: 1. c, F – по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-48.jpg)
А) ИНВЕНЦИИ НА ОДНУ ТЕМУ:
1. c, F – по типу канона
в октаву;
2. h, G – по типу квинтового ответа в фуге;
3. d, D – ответ в октаву, далее развитие на фоне басовых шагов;
4. a, C — октавные имитации тонического и доминантного проведения темы;
5. a, B — тематизм, основанный на звуках аккордов.
Слайд 50
![Б) ИНВЕНЦИИ НА ДВЕ ТЕМЫ (ТЕМА С УДЕРЖАННЫМ ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕМ): 6.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/167120/slide-49.jpg)
Б) ИНВЕНЦИИ НА ДВЕ ТЕМЫ (ТЕМА С УДЕРЖАННЫМ ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕМ):
6. E, f
— по типу двойного контрапункта октавы;
7. Es, A – двойной контрапункт октавы и его обращение к тональности доминанты (иногда и двойной контрапункт дуодецимы).
8. … — ответ противосложения даётся в обращении.