Содержание
- 3. “Картинки с выставки” 1874 г.
- 4. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор, гениальный мастер музыкальных характеристик.
- 5. В.А. Гартман (1834—1873) Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства
- 6. В. В. Стасов (1824-1906) В. В. Стасов, портрет работы И. Е. Репина (1873) “Музыка так же,
- 7. История создания Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась
- 8. Выставка и сюита В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при
- 9. История публикации Мусоргский поставил на рукописи слова «К печати», однако при его жизни «Картинки» не издавались
- 10. Сюита Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. — яркий образец
- 11. Картинки с выставки Гном Старый замок Тюльерийский сад (Ссора детей после игры) Быдло Балет невылупившихся птенцов
- 12. Прогулка Тема из этой пьесы повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает русские народные распевы.В
- 13. Гном На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик»)
- 14. Прогулка
- 15. Старый замок Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям
- 16. Прогулка
- 17. Тюльерийский сад ( Ссора детей после игры) Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада
- 18. Быдло Быдло (польск). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый
- 19. Прогулка
- 20. Балет невылупившихся птенцов Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был
- 21. Два еврея Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей.
- 22. Прогулка
- 23. Лиможский рынок (Большая новость). В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни
- 24. Катакомбы (Римская гробница). На картине Гартман изобразил себя и проводника с фонарём в руке в римских
- 25. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на
- 26. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его
- 27. Морис Равель Внимание Мориса Равеля к «Картинкам с выставки» привлёк его друг. В 1922 году Равель
- 31. Викторина
- 32. Назовите первоначальное название произведения М.П. Мусоргского “Картинки с выставки” “Гартман”
- 33. В каком году были написаны “Картинки с выставки”? в 1874 г.
- 34. Что такое “Сюита”? Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
- 35. Как называли М.П. Мусоргского? Мастером музыкально-художественных характеристик.
- 36. Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”? М.П. Мусоргский посетил посмертную
- 37. Кто был инициатором посмертной выставки В. Гартмана? В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств по
- 38. Кто из зарубежных композиторов написал переложение “Картинок” для симфонического оркестра? Французский композитор Морис Равель
- 39. Кого изображает М.П. Мусоргский в теме “Прогулка”? В теме “Прогулка” Мусоргский одновременно изобразил самого себя, переходящего
- 40. Какое звание получил художник и архитектор В. Гартман? По возвращении в Россию за работу по оформлению
- 41. Через сколько лет, после смерти М.П. Мусоргского, было опубликовано его произведение “Картинки с выставки” ? Опубликовано
- 42. Литература: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википеди Я “Свободная энциклопедия; Квадро-диск 2003 г. Запись из Большого зала Московской консерватории (27
- 43. Спасибо за внимание любителям классической музыки
- 45. Скачать презентацию
“Картинки с выставки”
1874 г.
“Картинки с выставки”
1874 г.
Модест Петрович
Мусоргский
(1839-1881) - русский
композитор,
гениальный мастер
музыкальных
характеристик.
Модест Петрович
Мусоргский
(1839-1881) - русский
композитор,
гениальный мастер
музыкальных
характеристик.
В.А. Гартман (1834—1873)
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман
В.А. Гартман (1834—1873)
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман
В. Гартман
В. В. Стасов (1824-1906)
В. В. Стасов, портрет работы
И.
В. В. Стасов (1824-1906)
В. В. Стасов, портрет работы
И.
“Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием”.
История создания
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки»
История создания
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки»
Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но окончательно замысел сложился летом, и Мусоргский, оторвавшись от написания песен «Без солнца», принялся за новое сочинение. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман». Мусоргский писал Стасову: «Гартман кипит как кипел „Борис“, — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге … Хочу скорее и надёжнее сделать … До сих пор считаю удачным». Стасову, помощь которого для Мусоргского значила очень много, он и посвятил сюиту.
Письмо М. Мусоргского
В. Стасову. Июнь 1874 г.
Выставка и сюита
В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств
Выставка и сюита
В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств
…бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него — на улицах и в церквах, в парижских …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…
“Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца… мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите какой бы сюжет вы ни избирали для беседы…”
(из письма М.П. Мусоргского В.В. Стасову 1875 г.)
История публикации
Мусоргский поставил на рукописи слова «К печати», однако при
История публикации
Мусоргский поставил на рукописи слова «К печати», однако при
Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись. И только в 1931 Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись. И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании, и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов. В 1975 году увидело свет факсимильное издание рукописи Мусоргского.
Обложка первого издания «Картинок с выставки» (1886) Под редакцией
Н. А. Римского-Корсакова
Сюита
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное
Сюита
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное
— яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». С помощью одного лишь фортепиано автор применяет наработанные им приёмы интонационной драматургии, динамизирует образное развитие музыки смелыми противопоставлениями, внезапными контрастами, неожиданными тематическими трансформациями. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.
Картинки с выставки
Гном
Старый замок
Тюльерийский сад (Ссора детей после игры)
Быдло
Балет
Картинки с выставки
Гном
Старый замок
Тюльерийский сад (Ссора детей после игры)
Быдло
Балет
Два еврея (Богатый и бедный)
Лиможский рынок (Большая новость)
Катакомбы (Римская гробница)
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)
Прогулка
Тема из этой пьесы повторяется на протяжении сюиты несколько раз.
Прогулка
Тема из этой пьесы повторяется на протяжении сюиты несколько раз.
В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.
Тема «Прогулки» в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.
Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, считая, по-видимому, «Прогулку» ведущей темой и трактуя всю форму как рондо. Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой.
Гном
На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая
Гном
На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая
В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец — гном так и не нашёл покоя — средняя часть переходит в громкую кульминацию — хроматически нисходящую линию, трагически звучащую и передающую страдание и отчаяние.
Затем возвращается (в некотором отдалении) тема первой части, и в конце она «сдувается» быстрым пассажем, уносящим с собой впечатления от гнома.
(Рисунок Кузьминой Инны)
Прогулка
Прогулка
Старый замок
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал
Старый замок
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал
Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
Прогулка
Прогулка
Тюльерийский сад
( Ссора детей после игры) Стасов вспоминал, что на
Тюльерийский сад
( Ссора детей после игры) Стасов вспоминал, что на
Поскольку сам Мусоргский за границей не был, исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду.
Быдло
Быдло (польск). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на
Быдло
Быдло (польск). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на
В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо — по выражению автора, «прямо в лоб» (резкий контраст после «Тюильри»), — а Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближающейся повозки, и лишь на кульминации достигают максимальной громкости. В обоих вариантах музыка к концу затихает, изображая удаляющуюся телегу.
(Рисунок Москаленко Игоря)
Прогулка
Прогулка
Балет невылупившихся птенцов
Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам
Балет невылупившихся птенцов
Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам
Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцо, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части, достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.
Кадр из мультфильма «Картинки с выставки», к/с «Союзмультфильм», 1984 г.
В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»
Два еврея
Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в
Два еврея
Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в
В русских изданиях название «Два еврея, богатый и бедный» сейчас наиболее распространено.
Рисунки Гартмана, будучи всего лишь зарисовками, не претендовали на ту выразительность, которой добился Мусоргский в своей пьесе. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву. Ритмический рисунок напоминает речь, мелодии придано «еврейское» звучание с помощью характерного звукоряда Рисунки Гартмана, будучи всего лишь зарисовками, не претендовали на ту выразительность, которой добился Мусоргский в своей пьесе. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву. Ритмический рисунок напоминает речь, мелодии придано «еврейское» звучание с помощью характерного звукоряда с двумя увеличенными секундами, из-за чего тема одновременно напоминает и еврейскую молитву. Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами, его голосу приданы жалобные и просительные интонации. Затем обе темы звучат в одновременном «разговоре», с сохранением контраста между ними, одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву — очевидно, последнее слово сказал богатый.
(Рисунок Штоды Насти)
Прогулка
Прогулка
Лиможский рынок
(Большая новость). В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные
Лиможский рынок
(Большая новость). В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные
Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится. В пьесе “Лиможский рынок” рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная суета южного приморского базара.
Шумная суета этой пьесы резко сменяется звуками следующей пьесой.
(Рисунок Шихова Саши)
Катакомбы
(Римская гробница). На картине Гартман изобразил себя и проводника с
Катакомбы
(Римская гробница). На картине Гартман изобразил себя и проводника с
Мрачное подземелье с гробницей. Среди этих аккордов, как тени прошлого, выплывает медленная мелодия. «Катакомбы» повисают на неустойчивом аккорде, переходя к следующей сцене. С мёртвыми на мёртвом языке). Из «Катакомб», на фоне тихого тремоло в верхнем регистре, появляется минорная вариация «Прогулки», в которой автор разговаривает с духом Гартмана: «Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня, взывает к черепам, черепа тихо засветились».
Слово Стасову в его письме Римскому-Корсакову:
В этой же второй части [«Картинок с выставки»] есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусорянина сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами В этой же второй части [«Картинок с выставки»] есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусорянина сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Потом на тремоландо идёт в миноре тема первой променады — это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздаётся волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому…
Диалог, начавшись в горестном миноре, постепенно переходит в мажорную тональность, выводя слушателя из безысходности и обозначая примирение с необратимым.
Словно возвращаясь домой вместе с Гартманом, автор завершает цикл двумя пьесами на русские темы.
В. Гартман.
Парижские катакомбы
Избушка на курьих ножках
(Баба-Яга) У Гартмана был эскиз изящных бронзовых
Избушка на курьих ножках
(Баба-Яга) У Гартмана был эскиз изящных бронзовых
В. Гартман.
“Избушка Бабы-Яги на курьих ножках”.
Часы в русском стиле.
Богатырские ворота
(В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты основана
Богатырские ворота
(В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты основана
Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Вторая часть пьесы — начинает раздаваться созданный на фортепиано настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Вторая часть пьесы — начинает раздаваться созданный на фортепиано настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре, затем нарастая и переходя в мажор Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Вторая часть пьесы — начинает раздаваться созданный на фортепиано настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре, затем нарастая и переходя в мажор. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Вторая часть пьесы — начинает раздаваться созданный на фортепиано настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре, затем нарастая и переходя в мажор. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем — на еще более мелких восьмых и в самом верхнем регистре — маленькие колокольцы, и в разгар перезвона Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Вторая часть пьесы — начинает раздаваться созданный на фортепиано настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре, затем нарастая и переходя в мажор. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем — на еще более мелких восьмых и в самом верхнем регистре — маленькие колокольцы, и в разгар перезвона в их мелодию вплетается тема «Прогулки» — тема автора, с которой начинался цикл — обнаруживая своё единство с основной темой этой пьесы. Затем, в третьей части, звучит развёрнутая вариация на тему первой части, и сюита завершается грандиозной кодой.
В. Гартман
Проект городских ворот в Киеве.
Главный фасад.
Морис Равель
Внимание Мориса Равеля к «Картинкам с выставки»
Морис Равель
Внимание Мориса Равеля к «Картинкам с выставки»
Несмотря на то, что Равель был не первым и не последним оркестровщиком «Картинок», его работа многими считается непревзойдённой. Она удачно сочетает техническое мастерство, творческое вдохновение и заботу о передаче идей оригинала.
Морис Равель
Викторина
Викторина
Назовите первоначальное название произведения М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”
“Гартман”
Назовите первоначальное название произведения М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”
“Гартман”
В каком году были написаны “Картинки с выставки”?
в 1874 г.
В каком году были написаны “Картинки с выставки”?
в 1874 г.
Что такое “Сюита”?
Сюита - музыкальное произведение, состоящее
из нескольких
Что такое “Сюита”?
Сюита - музыкальное произведение, состоящее
из нескольких
объединенных общим замыслом.
Как называли М.П. Мусоргского?
Мастером музыкально-художественных
характеристик.
Как называли М.П. Мусоргского?
Мастером музыкально-художественных
характеристик.
Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского “Картинки с
Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского “Картинки с
М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку
В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания
произведения “Картинки с выставки”
Кто был инициатором посмертной выставки В. Гартмана?
В феврале—марте 1874
Кто был инициатором посмертной выставки В. Гартмана?
В феврале—марте 1874
художеств по инициативе Стасова и при содействии
Петербургского общества архитекторов была
проведена посмертная выставка работ В. Гартмана
Кто из зарубежных композиторов написал переложение “Картинок” для симфонического оркестра?
Кто из зарубежных композиторов написал переложение “Картинок” для симфонического оркестра?
Кого изображает М.П. Мусоргский в теме “Прогулка”?
В теме “Прогулка”
Кого изображает М.П. Мусоргский в теме “Прогулка”?
В теме “Прогулка”
изобразил самого себя, переходящего от
одной картины к другой.
Какое звание получил художник и архитектор В. Гартман?
По
Какое звание получил художник и архитектор В. Гартман?
По
Всероссийской мануфактурной выставки в
Петербурге в 1870 году В. Гартман получил звание
академика.
Через сколько лет, после смерти М.П. Мусоргского, было опубликовано его произведение
Через сколько лет, после смерти М.П. Мусоргского, было опубликовано его произведение
Опубликовано оно было лишь через пять лет после
смерти композитора, в 1886 году, в редакции
Н. А. Римского-Корсаков .
Литература:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википеди Я
“Свободная энциклопедия;
Квадро-диск 2003 г. Запись из Большого
Литература:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википеди Я
“Свободная энциклопедия;
Квадро-диск 2003 г. Запись из Большого
“Краткий музыкальный словарь”
Ю.Булучевский, В. Фомин (1989 г.)
Большая энциклопедия “Кирилла и Мефодия”
/ www.KM. ru/ 2002 г.
Спасибо за внимание
любителям классической музыки
Спасибо за внимание
любителям классической музыки