Образы русской народной и духовной музыки презентация

Содержание

Слайд 2

Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: НАРОДНАЯ МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях:

НАРОДНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 3

БОЯН ? ?

БОЯН

?

?

Слайд 4

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ

Слайд 5

СОСТАВ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТРУННЫЕ: Гусли клавишные и звончатые

СОСТАВ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
СТРУННЫЕ:
Гусли клавишные и звончатые
Балалайки: примы, секунды, альтовые, басовые

и контрабасовые
Трёхструнные домры: пикколо, малые, альтовые и басовые
ДУХОВЫЕ:
Русского происхождения — свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра)
Европейские — флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но большим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
Оркестровые гармоники — в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные — басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д.
УДАРНЫЕ:
Русского происхождения — бубенцы, ложки, колокольчики, трещотки, бубен и т. п.
Европейские — литавры, оркестровые колокола и другие (аналогично симфоническому оркестру)
Слайд 6

домры балалайки баяны гусли Духовые инструменты Ударные инструменты

домры

балалайки

баяны

гусли

Духовые инструменты

Ударные инструменты

Слайд 7

домра

домра

Слайд 8

балалайка

балалайка

Слайд 9

гусли гудок

гусли

гудок

Слайд 10

гусли

гусли

Слайд 11

лира колесная лира

лира

колесная лира

Слайд 12

рожок

рожок

Слайд 13

дудочки свирели

дудочки
свирели

Слайд 14

жалейка

жалейка

Слайд 15

Кугиклы (кувиклы)

Кугиклы (кувиклы)

Слайд 16

баян

баян

Слайд 17

волынка

волынка

Слайд 18

варган

варган

Слайд 19

трещотки ложки

трещотки

ложки

Слайд 20

рубель

рубель

Слайд 21

Слайд 22

колокольчики бубен бубенец

колокольчики

бубен

бубенец

Слайд 23

Духовная музыка Это вокальная (в православной традиции) музыка, содержащая текст

Духовная музыка

Это вокальная (в православной традиции) музыка, содержащая текст религиозного характера

и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту.
Слайд 24

Для человека Древней Руси церковная музыка воплощала идеал красоты –

Для человека Древней Руси церковная музыка воплощала идеал красоты – духовной

и эстетической.
Она дарила людям ощущение благодати, очищения, утешения, воспитывала любовь к Богу, ближним.
Духовная музыка – это не только часть обряда, но и общечеловеческая культура, несущая свой свет через века.
Во все времена она духовно укрепляла людей.
Слайд 25

На Руси духовная музыка получила распространение вместе с принятием христианства

На Руси духовная музыка получила распространение вместе с принятием христианства в

конце X века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.

988 год – Крещение Руси

Слайд 26

Церковное пение было одноголосным (унисон) мужским a`capella (без сопровождения) строгим и молитвенным по звучанию

Церковное пение было одноголосным (унисон)
мужским
a`capella
(без сопровождения)
строгим и молитвенным

по звучанию
Слайд 27

Знаменный распев Основной вид древнерусского церковного пения, напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками.

Знаменный распев

Основной вид древнерусского церковного пения, напевы записывались особыми знаками -

знаменами, или крюками.
Слайд 28

Осьмогласие (восьмигласие) Существовал определенный порядок чередования песнопений в течение годовых

Осьмогласие (восьмигласие)

Существовал определенный порядок чередования песнопений в течение годовых церковных служб.


Он определялся системой осьмогласия (восьмигласия). Глас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формулГлас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формул (попевок).
Слайд 29

Система возникла на основе христианского календаря. Чередование песнопений начиналось от

Система возникла на основе христианского календаря.
Чередование песнопений начиналось от переходящей

даты Пасхи.
Основой счета было число восемь.
Каждой неделе были приписаны свои песнопения.
Слайд 30

Партесное пение В XV веке из Киева в Москву пришло

Партесное пение

В XV веке из Киева в Москву пришло многоголосное партесное

пение, вытеснившее одноголосное исполнение молитв.
Новый вид храмового пения получил название от латинского слова partes – партия.
Основу партесного пения составляло четырехголосие.
Слайд 31

Жанры духовной музыки

Жанры духовной музыки

Слайд 32

Жанры русской духовной музыки ПСАЛОМ (от греческого «псалмос» - натягивание

Жанры русской духовной музыки

ПСАЛОМ (от греческого «псалмос» - натягивание лука или

игра на кифаре – древний вид гуслей) – песнопение с инструментальным сопровождением на библейские тексты
Разновидности псалма – молитва, хваление, учение, плачевная песня.
Слайд 33

ШЕСТОПСАЛМИЕ Это одна из важнейших частей утреннего богослужения, состоящая их шести избранных псалмов.

ШЕСТОПСАЛМИЕ

Это одна из важнейших частей утреннего богослужения, состоящая их шести избранных

псалмов.
Слайд 34

ГИМН – это простое хвалебное песнопение в честь Бога или

ГИМН – это простое хвалебное песнопение в честь Бога или героя

на поэтические тексты.
В гимнах выражаются общие мысли и чувства.
В Западной церкви гимны называют хоралами (от латинского «хоралос», как производного от «хорус» - группа певцов, хор).
Слайд 35

ДУХОВНАЯ ПЕСНЬ – общецерковное вокальное песнопение в исполнении солистов или хора

ДУХОВНАЯ ПЕСНЬ – общецерковное вокальное песнопение в исполнении солистов или хора

Слайд 36

ТРОПАРЬ В конце 4 - го века стали устраиваться праздники

ТРОПАРЬ

В конце 4 - го века стали устраиваться праздники в честь

святых.
В псалмах появились тропари - вставки с описанием праздников.
Слайд 37

БОГОРОДИЧНЫЕ ПЕСНИ АКАФИСТ В 431 году, после III Вселенского Собора

БОГОРОДИЧНЫЕ ПЕСНИ АКАФИСТ

В 431 году, после
III Вселенского Собора появились Богородичные песнопения,

посвященные Деве Марии.
Акафист Марии в 626 году составил константинопольский патриарх Сергий.
Слово «акафист» означает «не сажусь». Это песнопение в православии исполняется обязательно стоя.
Слайд 38

КАНОН В 7-8 веке церквях на греческом и сирийском языках

КАНОН

В 7-8 веке церквях на греческом и сирийском языках стали распеваться

каноны
(от греческого «мера»).
Различают малые (неполные) и полные каноны (9 песен).
Слайд 39

КАНТ В 17 веке возник кант - новый жанр многоголосной

КАНТ

В 17 веке возник кант - новый жанр многоголосной песни, основанный

на аккордово-гармоническом принципе партесного стиля.
В 18 веке создаются светские канты.
Слайд 40

ЛИТУРГИЯ Литургия – воскресное богослужение. У православных – Обедня, у

ЛИТУРГИЯ

Литургия – воскресное богослужение.
У православных – Обедня, у католиков

– Месса.
В православной церкви состав Литургии определили Василий Великий
и Иоанн Златоуст.
Слайд 41

Литургия состоит из 3-х частей: 1) Проскомидия (приготовление вина и

Литургия состоит из 3-х частей:
1) Проскомидия (приготовление вина и хлеба для

причастия);
2) Литургия оглашенных (готовящихся вступить в Церковь), она состоит из молитв, пения и поучения;
3) Литургия верных (состоящих в лоне Церкви).
Слайд 42

До конца 17-го века литургия исполнялась одноголосно, знаменным распевом. В

До конца 17-го века литургия исполнялась одноголосно, знаменным распевом.
В начале 18-го

века песнопения Литургии «Херувимская», «Верую», «Милость мира», «Отче наш» и разделяющие их эктении (молитвы «Господи, помилуй») стали сочинять композиторы (Н. Дилецкий, Д. Бортнянский, В. Титов, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов)
Имя файла: Образы-русской-народной-и-духовной-музыки.pptx
Количество просмотров: 305
Количество скачиваний: 0