Девиация, преступность и социальный контроль презентация

Содержание

Слайд 2

План лекции

Девиация
Теоретические подходы к девиации (социологический, биологический, психологический).
Аномия и общество.
Делинквентность

и преступность.
Социальный контроль

Слайд 3

Норма – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми (ролями в

группе).
Социальные нормы – естественны, они естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование социальным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, наоборот, следуя социальным нормам, человек может реализовывать свою индивидуальную свободу, в силу того, что он живёт в обществе.

Слайд 4

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:
Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.
1. Предписывающие нормы определяют,

какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к старшим по имени и отчеству.
2. Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе.
3. Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.
4. Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.
5. Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.
6. Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут.

Слайд 5

Функции социальных норм:
• регулирующая (определяют общий ход социализации),
• интегрирующая (объединяют индивидов в группы,

а группы – в общество),
• контролирующая (определяют отклоняющееся поведение),
• эталонная (служат образцами, эталонами поведения).
Основания реализации функций.
Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.
Во-вторых, нормы – это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
• как стандарты поведения (обязанности, правила),
• как ожидания поведения (реакция других людей),
• как стражи ценностей (наблюдение за соблюдением предписаний).
Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Слайд 6

Социализация протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают

детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения (ролей).
Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок. Элементы социального контроля – нормы и санкции.

Слайд 7

Самоконтроль - самостоятельная регуляция своего поведения и применение санкций за нарушение норм самим

человеком. Например, чувство неловкости или вины, муки совести. Чем меньше развит у людей самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля: армия, суд, государство и т.д.
При неразвитом самоконтроле высока вероятность установления диктатуры, а при развитом - демократии.

Слайд 8

Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Существует следующая классификация санкций:

позитивные, негативные, формальные, неформальные.
Нормы и санкции соединены воедино. Каждую норму сопровождают санкции.

Слайд 9

Формальные позитивные санкции (Ф+) – официально предписанные группой или обществом публичное одобрение со

стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии и стипендии, титулы, учёные степени, сооружен.памятника.
Неформальные позитивные санкции (Н+) – неофициальное публичное одобрение: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы и т.п.
Формальные негативные санкции (Ф-) – официально предписанные группой или обществом наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями, тюремное заключение, увольнение, штраф и т.п.
Неформальные негативные санкции (Н-) – неофициальное наказания: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, слух, клевета и т.п.

Слайд 10

Система социальных норм общества создаёт представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение

людей в Термин "социальное отклонение" или ≪девиация≫ обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Слайд 11

Делинквентное поведение (лат. delinquentus – совершающий проступок) - это преступное поведение, нарушение формальных

(писаных) норм (конституции, уголовного права и других законов). Например, воровство, взяточничество, грабёж, убийство.
Девиантное поведение - это более широкое понятие, т.к. включает в себя нарушение не только писаных норм, но и неформальных (неписаных) (традиций, обычаев, этикета, манер и т.д.). Например, сквернословие, алкоголизм, азартные игры, самоубийство.

Слайд 12

Девиантное поведение может быть как неодобряемым (революционеры, предатели, бродяги, наркоманы и др.), так

и одобряемым (герои, чемпионы, политические лидеры, учёные, передовики труда, красивые люди и др.).
Девиации относительны, они зависят от норм данной группы, от эпохи, от конкретной ситуации.
Социальные отклонения (девиации) играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – иногда помогают обществу обновляться, адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Слайд 13

Структура девиации состоит из трех компонентов:
Человеку свойственен определенный тип поведения;
Норма, принятая обществом

для оценки поведения и степени девиации;
Люди и организации, проявляющие определенную реакцию на поведение того или иного индивида.
Причин для девиантного поведения человека также существует не мало:
Биологические предпосылки;
Психологические (различные психологические комплексы и травмы);
Социальные (различные жизненные условия жизнедеятельности естественным образом формируют представления о правильном поведении в обществе).
Некоторые социологи считали, что главной причиной девиации личности служит разбалансированность общества. В периоды экономических кризисов, радикальных перемен (реформ), у людей появляется чувство запутанности, потеря нравственных ориентиров. Человек не понимает как себя вести достойно, а как нельзя в той или иной сложившейся ситуации. В подобное время культурные ценности и нормы этики заметно ослабевают либо вовсе теряются.

Слайд 14

Итальянский криминолог XIX века Чезаре Ломброзо (1836-1909) поддерживал биологический детерминизм в объяснении девиантного

поведения. На основе многолетней практики обследования обитателей в Туринской тюрьме и исследования умерших осужденных Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что предрасположенность человека к преступности обусловлена его биологическим складом и происходит от генетического «атавизма», являющегося пережитком от «свирепых инстинктов примитивного человечества и низших видов животных». В своей работе «Преступный человек» (1876) Ч.Ломброзо утверждал, что некоторые личности имеют преступные наклонности от рождения и их можно распознавать по особым физическим характеристикам, т.е. в его облике, в том числе в Ч.Ломброзо форме черепа. По мнению Ч.Ломброзо так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более ранним стадиям филогенеза человека. Хотя Ч.Ломброзо допускал возможность усвоения преступного поведения обычными «нормальными» людьми, однако большинство преступлений он оценивал как следствие вырождения личностей, являющихся в действительности биологическими «атавизмами».

Слайд 15

К таким атавистическим чертам учёный относил: скошенный лоб, выступающую нижнюю челюсть, удлиненные мочки ушей,

редкую бороду, чрезмерную волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженную чувствительность к боли.
Ч. Ломброзо выделил четыре типа преступников:
1. Прирожденный преступник имеет врожденные физиологические признаки, а также патологические личностные особенности: отсутствие угрызений совести, склонность к предательству, цинизм, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм. Совершает преступления сознательно, обдуманно, действует уверенно.
2. Душевнобольной преступник нарушает закон бессознательно в результате психической болезни.
3. Преступник по страсти обладает неуравновешенным характером и совершает преступления необдуманно, в состоянии аффекта.
4. Случайный преступник нарушает закон в результате стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

Слайд 16

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕВИАЦИИ В ТЕОРИИ З.ФРЕЙДА
Сторонники психоаналитических теорий, объясняющих девиантное поведение исходят из конфликтов,

происходящих в сознании личности, психологических качеств, черт характера, установок человека, которые носят:
врожденный характер,
формируются воспитанием и средой.
З.Фрейд в своей теории психоанализа причиной преступного поведения считал – семью и условия детства преступника. Правильные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности: «оно» – бессознательное, «я» – организованное начало личности, «сверх-я» – совесть. То есть «я» и «сверх-я», постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, ограничивая наши инстинкты и низменные страсти. Психические травмы в детстве, неправильное воспитание, насилие над ребёнком и прочие аномалии, нарушают этот баланс и способствуют выходу антисоциальным импульсам, т.е. бессознательному. Вышеуказанные деструкции в воспитании ребёнка, не позволившие развиться «сверх-я», ведут к преобладанию «оно». Возникает состояние, когда внутренние конфликты между «я» и бессознательным, а также между «сверх-я» и бессознательным разрушают защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае происходят отклонения от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Слайд 17

Современные социальные психологи считают, что хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями

и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом. Объясняя девиантное поведение, они уделяют внимание таким проблемам, как:
1. ролевая диффузия – дисбаланс обретенного чувства «я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе;
2. кризис идентичности – оценке собственных внутренних ценностей и переоценке своей роли в обществе.

Слайд 18

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕВИАЦИИ: ТЕОРИЯ Роберт МЕРТОНА Р. Мертон в работе «Социальная структура и аномия», выявил,

что причиной девиантного поведения является разрыв между культурными целями общества и легальными (институциональными) средствами их достижения. В результате появляются люди-девианты, прокладывающие себе пути к поставленным целям не одобряемыми обществом средствами. Следовательно, по Р.Мертону, аномия в обществе появляется не от свободы выбора, а от невозможности следовать принятым ими в обществе нормам. Р.Мертон разработал типологию поведения людей-девиантов по их отношениям к целям и средствам:
1. Конформист. Такой тип является лояльным членом общества, приспосабливается к господствующим социальным ценностям, выбирает в жизни цель «как у всех», последовательно добиваться поставленной цели. Это типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов.
2. Инноватор (новатор). Такой тип пытается достигнуть культурные цели (принимаемые им) неинституциональными, т.е. незаконными и криминальными средствами, так как полагает, что законными средствами цели достичь невозможно. Чаще всего инноватор – это преступник.

Слайд 19

3. Ритуалист. Такой тип принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он

должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время отвергает оригинальные, нетрадиционные средства их достижения. Примером такого типа людей может быть ревностный бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни и не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность; педант-преподаватель, для которого выполнение повседневных обязанностей полностью заслоняет жизненно значимые цели.
4. Ретреат (отступник, изолированный тип). Этот тип отвергает как культурные, традиционные цели, так и институциональные законные средства, необходимые для их осуществления. К такому типу людей относятся люди вне группы, готовые в любой момент оставить этот мир (самоубийцы) или уходящие от суеты мира в свои миры (наркоманы, алкоголики).
5. Бунтарь (мятежник). Такой тип не только отвергает культурные цели, но и отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения. К нему относятся революционеры, герои, отстаивающие свои социальные идеалы.

Слайд 20

Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος

— закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения.
Аномия, по Э.Дюркгейму, это состояние нормативно-ценностного вакуума в обществе, при котором старые нормы и ценности ослабили свое влияние, а новые еще не сформировались или не получили должного распространения в обществе.

Слайд 21

Отсутствие общепризнанных норм и ценностей
• подрывает основы социальных механизмов поведения личности; • вызывает ощущение бесцельности,

бессмысленности или бесполезности существования; • противоречит интересам как личности, так и общества; • ведет к состоянию хронического антагонизма между людьми, группами и организациями; • нарушает нормальное течение социальных процессов; • влечет рост преступности, алкоголизма, наркомании и числа самоубийств, отклоняющегося поведения в целом.

Слайд 22

Аномия проявляется в виде следующих нарушений.
Расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций,

в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения.
Низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения.
Частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Слайд 23

Элементы социального контроля

Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль – особый механизм

социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
Он включает два главных элемента – нормы и санкции.
Нормы – предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Ценности имеют две формы – внутреннюю и внешнюю.
Внутренние – ценностные ориентации.
Внешние ценности имеют общее основание с нормами.
Социальные предписания – запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.
Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:
• охранительную функцию,
• стабилизирующую функцию.

Слайд 24

Социальные нормы и их классификация
Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной

группы к поведению личности, группы и других социальных общностей в их взаимоотношениях друг с другом и обществом в целом.
Классификация норм -
По субъектам, носителям норм:
▶ общечеловеческие нормы,
▶ нормы общества,
▶ групповые нормы,
▶ коллективные нормы.
По объекту или сфере деятельности:
▪ политические,
▪ экономические,
▪ нравственные,
▪ религиозные и т.д.
По содержанию:
● нормы, регулирующие имущественные отношения,
● нормы, регулирующие общение,
● нормы, обеспечивающие права и свободы личности,
● нормы, регламентирующие деятельность учреждений,
● нормы, регулирующие взаимоотношения между государствами и т. д.
По масштабу:
▰ нормы, которые возникают и существуют только в малых группах и называются «групповыми привычками»;
▰ нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются «общими правилами».
Имя файла: Девиация,-преступность-и-социальный-контроль.pptx
Количество просмотров: 101
Количество скачиваний: 2