Культурные исследования массовой коммуникации презентация

Содержание

Слайд 2

Литература Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию

Литература

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и

исследования. М., 2010.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика.
Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. – М., 2000
Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия
СМИ. М.,СПб, Киев 2004.
Слайд 3

Содержание Массовая коммуникация и культура Британская школа культурных исследований массовой коммуникации Концепция культивации

Содержание

Массовая коммуникация и культура
Британская школа культурных исследований массовой коммуникации
Концепция культивации

Слайд 4

1.Массовая коммуникация и культура

1.Массовая коммуникация и культура

Слайд 5

Кребер, Клакхон Обзор определений культуры дали американские антропологи А.Кребер и

Кребер, Клакхон

Обзор определений культуры дали американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон (Kraeber

A., Kluckhohn C. Culture. Critical Review of Concepts & Definitions. N.Y., 1964).
Авторы отмечают, что для современной американской мысли категория "культуры" столь же фундаментальна, как "эволюция" в биологии, и приводят 164 определения культуры. Эти определения они делят на ряд групп (описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические).
Слайд 6

Минюшев Ф.И. Ф.И.Минюшев: «культура – это ценностно-отобранный и символико-семантический организованный

Минюшев Ф.И.

Ф.И.Минюшев: «культура – это ценностно-отобранный и символико-семантический организованный (структурированный) опыт

множества людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем».
Достоинства данного определения – культура это позитивный опыт человечества (нет проблемы соотношений культуры и цивилизации, больше соответствует обыденному представлению).
Недостаток – аксеологически окрашенная категория (культура все то, что позитивно, полезно для человека как родового существа).
Слайд 7

Джон Фиске Американский профессор Джон Фиске определяет культуру как «постоянный

Джон Фиске


Американский профессор Джон Фиске определяет культуру как «постоянный и неизменный

процесс производства смыслов для и из социального опыта».
John Fiske Television culture. 1987
Слайд 8

Культура и культурная деятельность Культура = культурное наследие + культурная

Культура и культурная деятельность

Культура = культурное наследие + культурная деятель­ность.
Культурная

деятельность = творчество (создание культурных ценностей) + массовая коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей.
Массовая коммуникация – трансляция культурных ценностей (смыслов)
Слайд 9

2.Британская школа исследований массовой коммуникации

2.Британская школа исследований массовой коммуникации

Слайд 10

Бирмингенский центр культурных исследований Основан в 1964 году. Руководители: Ричард

Бирмингенский центр культурных исследований

Основан в 1964 году. Руководители: Ричард Хоггарт,

Реймонд Уильямс и Стюарт Холл.
Британская школа в очень значительной степени подвержена идеям марксизма и вообще была тесно связана с левыми движениями, с анализом культуры рабочего класса и т.п. в противовес исследованиям культуры элитарной.
Книга Хогарта «Выгоды образованности» (1957) вместе с работой Р. Уильямса «Культура и Общество» (1958) явились основообразующими для культурных исследований.
Слайд 11

История В 50-х годах Ричард Хоггарт и Реймонд Уильямс заинтересовались

История

В 50-х годах Ричард Хоггарт и Реймонд Уильямс заинтересовались влиянием

развивающейся массовой культуры в послевоенной Британии, особенно ее влиянием на рабочий класс.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, Ричард Хоггарт создал небольшой аспирантский Центр Современных Культурных Исследований при Бирмингемском Университете.
После ухода Р. Хоггарта в конце 60-х Центр возглавил его коллега, Стюарт Холл. Работа С. Холла и аспирантов Университета, проведенная в 1970-х, завоевала большой авторитет. Она во многом и определяет то, что сегодня называется культурологической теорией.
Слайд 12

Основные направления исследований Исследования субкультуры (молодежные, альтернативные, суб- и клубные

Основные направления исследований

Исследования субкультуры (молодежные, альтернативные, суб- и клубные культуры);
Медиа-исследования (культура,

коммуникация и политика сигнификации);
Дискурс и идентичность («раса», класс, гендер и т.п.)
Слайд 13

Кино Важное направление исследования современной культуры было посвящено изучению кино

Кино

Важное направление исследования современной культуры было посвящено изучению кино и телевидения.

Анализ кино, приведенный в журнале «Скрин (Экран)» Британского Института Кино в 70-х годах, утверждал, что способ представления сюжета (методы монтажа, визуальный ряд и т.д.) контролирует и направляет зрителя. Повествовательная манера кино неуловимо, но властно навязывает свою интерпретацию зрителю, который поставлен в такую ситуацию, что ему приходится воспринимать кино определенным образом.
Слайд 14

Стюарт Холл и его студенты при работе над исследованием телевидения

Стюарт Холл и его студенты при работе над исследованием телевидения хотели

создать более развернутый анализ устройства телевидения. Они утверждали, что телевидение пытается навязать зрителям предпочтительное толкование, но зрители имеют возможность от него отказаться и выработать свою собственную интерпретацию увиденного и услышанного.

Телевидение

Слайд 15

Ключевым понятием исследований о телевидении и кино была концепция идеологии.

Ключевым понятием исследований о телевидении и кино была концепция идеологии. Термин

заимствован из марксистских работ. Многое говорилось о значении термина «идеология, но суть можно свести к следующему. В нейтральном смысле, идеология - это последовательный набор общественных ценностей, убеждений и значений (к примеру, католицизм, социализм, вегетарианство). По К. Марксу доминирующая идеология - это важнейшее понятие, касающееся, в частности, ценностей, убеждений и интерпретаций господствующего (правящего) класса. В классическом марксизме анализ доминирующих ценностей проводился в терминах классовых отношений.

Идеология

Слайд 16

Кодирование/декодирование Наиболее известной работой С.Холла является статья "Кодирование/декодирование", которая в

Кодирование/декодирование

Наиболее известной работой С.Холла является статья "Кодирование/декодирование", которая в значительной мере

изменила методологические основания современной теории коммуникации и которая позволяет понять, как именно Холл предлагает анализировать сложные процессы репрезентации и интерпретации в масс-медиа, а также отношения автора и реципиента.
По его мнению, в реальности процессы коммуникации имеют петлеобразный характер. Производство сообщений, их циркуляция, потребление и затем воспроизводство образуют единый цикл. В связи с этим процессы кодирования и декодирования сообщения должны быть рассмотрены как единое целое, как взаимно друг друга детерминирующие фазы единого процесса.
Схема, предложенная Холлом, включает в себя следующие элементы: техническая инфраструктура - отношения производства - профессиональные навыки и знания - структуры значения № 1 - кодирование - программа как "осмысленный" дискурс - декодирование - структуры значения № 2 ... - .
Слайд 17

3.Концепция культивации

3.Концепция культивации

Слайд 18

Анненбергская школа Бурное развитие электронной массовой коммуникации привело к большому

Анненбергская школа

Бурное развитие электронной массовой коммуникации привело к большому количеству исследований,

которые пытались объяснить влияние, прежде всего, телевидения (телевизионного насилия) на население (детей).
Гипотеза культивации была попытка объяснить воздействие телевидения на зрителей
Истоки ее заложили и группа исследователей Анненбергской школы коммуникаций из университета Пенсильвании (профессор Джордж Гербнер), которые проводили длительное и широкомасштабное исследование в течение 80-х годов, чтобы выяснить влияние телевидения на культурные установки и их формирование
Слайд 19

Проект культурных индикаторов Начат в 1967 году по инициативе Джорджа

Проект культурных индикаторов

Начат в 1967 году по инициативе Джорджа Гербнера первое

исследование проводилось для американской Национальной комиссии по расследованию причин насилия и его предотвращения
Введен «коэффициент враждебности мира», используемый для изучения восприятия насилия и агрессивности телезрителями.
Проводится ежегодный контент-анализ телевизионного насилия.
Особое внимание уделяется содержанию телепрограмм, транслируемых в лучшее эфирное время в будни и выходные дни.
Исследуется эффект культивации, вызванный сформированными телевидением образами семьи, гендерными и возрастными стереотипами
Слайд 20

Культивация Согласно Гербнеру, телевидение несет ответственность за большинство «культивационных» и

Культивация

Согласно Гербнеру, телевидение несет ответственность за большинство «культивационных» и «аккультурационных» процессов,

в рамках которых люди систематически подвергаются селективному взгляду общества на большинство событий жизни, взгляду, который имеет склонность формировать их ценности и веру определенным образом.
Чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране.
Слайд 21

Институциализация, сообщение Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов производства, управления

Институциализация, сообщение

Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов производства, управления и распространения

медиаинформации
Анализ системы сообщений состоит в изучении представленных на телевидении медиаобразов, например, гендерных образов, образов меньшинств, образов отдельных профессий и т.д.
Слайд 22

Ключевые понятия Телевидение как величайший рассказчик – оптовый поставщик образов

Ключевые понятия

Телевидение как величайший рассказчик – оптовый поставщик образов
Мейнстриминг (господствующая тенденция)
Резонанс
Взаимодействие
Комплексные

психологические процессы
Слайд 23

Мэйнстриминг Более вероятно, что тот, кто мало смотрит телевизор, имеет

Мэйнстриминг

Более вероятно, что тот, кто мало смотрит телевизор, имеет мнения по

различным вопросам, расходящиеся с общепринятыми, а тот, кто смотрит телевизор много, в большей степени склонен к конформизму.
Для тех, кто смотрит телевизор много, он подавляет своей монопольной властью все другие источники информации, идей и мысли.
В этом смысле идея считается общепризнанной, если она прозвучала по телевидению.
Слайд 24

Технология реализации мэйнстриминга Телевидение затушевывает традиционные социальные различия; Оно склоняет

Технология реализации мэйнстриминга

Телевидение затушевывает традиционные социальные различия;
Оно склоняет и вовлекает

различные группы, ранее отклонявшиеся от основного течения, в мэйнстрим;
Оно направляет приведенную к единому основанию социальную массу в сторону господствующих, центральных интересов в области экономики, политики и власти
Слайд 25

Резонанс Резонанс имеет место в том случае, когда реальные события

Резонанс

Резонанс имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают

искаженный образ действительности, представленной на экране.
Когда непосредственный опыт телезрителя соответствует получаемой им информации, ее содействие усиливается – она резонирует, способствует эффекту культивации.
Слайд 26

Взаимодействие Между телевидением и зрителями осуществляется динамическое взаимодействие. Некоторые зрители

Взаимодействие

Между телевидением и зрителями осуществляется динамическое взаимодействие.
Некоторые зрители более подвержены

культивационному воздействию, что объясняется определенными личностными характеристиками, особенностями социальной среды, культурными традициями и т.д.
Слайд 27

Культурное воздействие медиа Последние исследования масс медиа и социальных изменений

Культурное воздействие медиа

Последние исследования масс медиа и социальных изменений также признают

сильное культурное воздействие медиа.
В них утверждается: полное проникновение электронных медиа в повседневность человека фундаментально изменило социальный опыт, размыло границы между социальными пространствами, типичными в прошлые времена. Человеческий опыт был сегментирован ролью и социальной ситуацией и резко разделен между частной (за кулисами) и общественной (на сцене) сферами. Сегментация происходила по возрасту, полу и социальному статусу, и «стены» между разными зонами опыта стали высокими.
Телевидение появилось и продемонстрировало опыт в шоу без каких-либо ограничений. Пропали многие секреты – о сексе, смерти, власти.
Имя файла: Культурные-исследования-массовой-коммуникации.pptx
Количество просмотров: 117
Количество скачиваний: 2