Слайд 2
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-1.jpg)
Слайд 3
![Вопрос 1 Особенности развития позитивизма на российской почве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-2.jpg)
Вопрос 1
Особенности развития
позитивизма на российской почве
Слайд 4
![ПОЧВА ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОЗИТИВИСТСКОГО УЧЕНИЯ В РОССИИ • Сложилась собственная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-3.jpg)
ПОЧВА ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОЗИТИВИСТСКОГО УЧЕНИЯ В РОССИИ
• Сложилась собственная традиция изучения
общественно-исторических событий.
• С XVIII века зарождается русский либерализм.
• Интерес к общественной и естественнонаучной литературе, теориям социалистов-утопистов.
Слайд 5
![Особенности позитивизма в России 1) явление самобытное, весьма разноликое, нередко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-4.jpg)
Особенности позитивизма
в России
1) явление самобытное, весьма разноликое, нередко
смешанное с другими течениями,
2) был представлен в виде нескольких вариантов;
3) созданные российскими позитивистами теории отличаются большим разнообразием решаемых задач и оригинальностью подходов.
Слайд 6
![Что привлекало в позитивизме созвучность интеллектуальным поискам русской студенческой молодежи,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-5.jpg)
Что привлекало в позитивизме
созвучность интеллектуальным поискам русской студенческой молодежи, стремящейся
бороться с идеологической реакцией и архаическими формами деятельности
приемы мышления,
его способность с помощью новых методов преодолеть идеализм
Слайд 7
![Направления в русской позитивной социологии натуралистическое – органицисты П.Ф. Лилиенфельд,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-6.jpg)
Направления в русской позитивной социологии
натуралистическое – органицисты
П.Ф. Лилиенфельд,
А.И. Стронин;
географическое – А.П. Щапов,
Л.И. Мечников;
субъективная социология – П.Л. Лавров,
Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков,
С.Н. Кривенко;
генетическая социология –
М.М. Ковалевский.
Слайд 8
![Вопрос 2 Органицистское направление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-7.jpg)
Вопрос 2
Органицистское
направление
Слайд 9
![«Социологический натурализм» термин введен Н.И. Кареевым](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-8.jpg)
«Социологический натурализм»
термин введен
Н.И. Кареевым
Слайд 10
![Натурализм в социологии стремился широко использовать в обосновании своего предмета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-9.jpg)
Натурализм в социологии
стремился широко использовать в обосновании своего предмета
– многочисленные
материалы и обширные данные по самым различным сферам природной жизни,
– богатый арсенал естественнонаучных методов.
Включает все попытки связать напрямую общественную жизнь с природной средой и понять ее с помощью естественных сил.
Слайд 11
![Органическое течение Представители: Стронин Александр Иванович Лилиенфельд-Тоаль Павел Федорович Новиков Яков Александрович](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-10.jpg)
Органическое течение
Представители:
Стронин Александр Иванович
Лилиенфельд-Тоаль Павел Федорович
Новиков Яков Александрович
Слайд 12
![Стронин Александр Иванович 1826—1889 Закончил историко-филологический факультет Киевского университета, был учителем истории в Полтавской гимназии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-11.jpg)
Стронин Александр Иванович
1826—1889
Закончил историко-филологический факультет Киевского университета, был учителем
истории в Полтавской гимназии.
Слайд 13
![Основные социологические работы “История и метод” (1896) “Политика как наука” (1872) “История общественности” (1886)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-12.jpg)
Основные
социологические работы
“История и метод” (1896)
“Политика как наука” (1872)
“История общественности” (1886)
Слайд 14
![Основные положения Общество — это организм, а социальные институты —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-13.jpg)
Основные положения
Общество — это организм, а социальные институты — это отдельные
части организма.
Функционирование человека и общества происходит одинаково.
Общество, как и любой организм, имеет свое начало и свой конец.
Слайд 15
![4. Движение общества (прогресс, регресс) совершается на основе биологических законов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-14.jpg)
4. Движение общества (прогресс, регресс) совершается на основе биологических законов.
5.
Нравственный упадок происходит в результате биологического вырождения человечества.
6. Социология должна быть аналогичной с физиологией.
Слайд 16
![Лилиенфельд Павел Фёдорович 1829—1903 российский государственный деятель, социолог-органицист. Учился в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-15.jpg)
Лилиенфельд
Павел Фёдорович
1829—1903
российский государственный деятель,
социолог-органицист.
Учился в Александровском лицее.
Занимал пост Президента Международного института социологии.
Слайд 17
![Основные труды «Основные начала политической экономии» «Мысли о социальной науке будущего»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-16.jpg)
Основные труды
«Основные начала политической экономии»
«Мысли о социальной науке будущего»
Слайд 18
![Основные положения Человеческое общество - это организм в значении естественно-реального](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-17.jpg)
Основные положения
Человеческое общество - это организм в значении естественно-реального явления.
Общество
имеет все черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов.
Социальный организм состоит из двух взаимодействующих факторов — нервной системы и межклеточного вещества.
Слайд 19
![4. Все явления социальной жизни аналогичны явлениям физиологическим. 5. Общество](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-18.jpg)
4. Все явления социальной жизни аналогичны явлениям физиологическим.
5. Общество выполняет одинаковые
с организмом функции размножения, роста, дифференциации, болезни, смерти, регенерации, интеграции частей и т.п.
6. Социология основана на биологии и должна применять ее законы.
Слайд 20
![Вопрос 3 Географическое направление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-19.jpg)
Вопрос 3
Географическое направление
Слайд 21
![Мечников Лев Ильич 1838—1888 Окончил физико-математический факультет петербургского университета. Научная сфера – география, этнография, история, геополитика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-20.jpg)
Мечников Лев Ильич
1838—1888
Окончил физико-математический факультет петербургского университета.
Научная сфера –
география, этнография, история, геополитика
Слайд 22
![Труды Цивилизация и великие исторические реки. – Статьи. М.: Издательская](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-21.jpg)
Труды
Цивилизация и великие исторические реки. – Статьи. М.: Издательская группа «Прогресс»,
«Пангея». 1995;
Социологические очерки. – Дело. 1880, № 7;
Географическая теория развития исторических народов. – Вестник Европы, 1889, т. 2, № 3.
Слайд 23
![Основные положения Центральная проблема – вопросы солидарности. Солидарность – различные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-22.jpg)
Основные положения
Центральная проблема – вопросы солидарности. Солидарность – различные формы кооперации.
Разделяет
законы природы и законы общества.
Определил понятия общественность и общество. Общественность – организация, возникшая на начальных этапах развития органического мира.
Слайд 24
![4. Общество – несколько человек, объединивших свои усилия в совместной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-23.jpg)
4. Общество – несколько человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности
для достижения общих целей.
5. Различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов.
6. Разделил историю человечества на три периода: речной, морской, океанический.
7. Обосновал идею развития мира от неорганической (механизмы) к органической (организмы) и, далее, к разумной (общества) природе.
Слайд 25
![8. Земная цивилизация начинается с труда, который и создал человека.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-24.jpg)
8. Земная цивилизация начинается с труда, который и создал человека.
9. Прогресс
осуществляется при постепенном развитии личности.
10. Открыл закон развития человеческого общества – закон кооперации.
11. Социология – наука, изучающая солидарность.
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-25.jpg)
Слайд 27
![Щапов Афанасий Прокопьевич 1831-1876 Историк, публицист, писатель, философ. Окончил Казанскую духовную академию.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-26.jpg)
Щапов Афанасий Прокопьевич
1831-1876
Историк, публицист, писатель, философ.
Окончил Казанскую духовную академию.
Слайд 28
![ТРУДЫ: "О причинах происхождения и распространения раскола во второй половине](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-27.jpg)
ТРУДЫ:
"О причинах происхождения и распространения раскола во второй половине XVII
и в первой половине ХVIII вв."(1857)
"Голос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людей." (1859)
"Русский раскол старообрядства."(1859)
"Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире“. (1861) ◊
"Состояние русского духовенства в XVIII столетии". (1862)
"Земство и раскол".(1862)
Слайд 29
![Основные положения 1.Уделял серьезное внимание проблеме влияния природной среды на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-28.jpg)
Основные положения
1.Уделял серьезное внимание
проблеме влияния природной
среды на содержание и характер
протекания социальных процессов.
2. Пытался применять естественно-
научную методологию.
Слайд 30
![3. Человек с помощью научных открытий способен противостоять стихийным силам](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-29.jpg)
3. Человек с помощью научных
открытий способен противостоять стихийным силам природы.
4.
Обретение человеком свободы зависит от овладения стихийными силами природы.
5. Главный фактор социального прогресса – деятельность разума по освоению и техническому подчинению природы социально-экономическим силам общества.
Слайд 31
![Задача социального познания исследование роли географической среды в совокупности с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-30.jpg)
Задача социального познания
исследование роли географической среды
в совокупности с антропологическим
и
физиологическим факторами
в прогрессе человечества.
Слайд 32
![Вопрос 4. Социологическая концепция Н.Я. Данилевского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-31.jpg)
Вопрос 4.
Социологическая концепция Н.Я. Данилевского
Слайд 33
![Данилевский Николай Яковлевич 1822-1885 Русский социолог, культуролог, публицист, геополитик.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-32.jpg)
Данилевский
Николай Яковлевич
1822-1885
Русский социолог, культуролог, публицист, геополитик.
Слайд 34
![Главный труд «Россия и Европа» 1871 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-33.jpg)
Главный труд
«Россия и Европа» 1871 г.
Слайд 35
![Основные идеи Критика общечеловеческой цивилизации. Концепция культурно-исторического типа, состоящего из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-34.jpg)
Основные идеи
Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия,
культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад.
Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.
Слайд 36
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-35.jpg)
Слайд 37
![Считал, что существование какой-либо целостной и стройной теории общества невозможно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-36.jpg)
Считал, что существование какой-либо целостной и стройной теории общества невозможно в
связи с тем, что социальные объекты оказываются очень разными.
Поэтому должна иметь место не единая общая теория, а лишь сравнительная трактовка разных типов обществ.
Слайд 38
![Общество есть совокупность (сумма) национальных социальных организмов, развивающихся по собственным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-37.jpg)
Общество есть совокупность (сумма) национальных социальных организмов, развивающихся по собственным законам
и относительно устойчивых по отношению к окружающей их и изменяющейся среде.
Слайд 39
![В обществе, как и в живой природе, не существует "общего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-38.jpg)
В обществе, как и в живой природе, не существует "общего знаменателя".
Все виды живой природы и общественные формы являются исключительно самобытными.
Слайд 40
![История человечества, не является единой целостностью, а "складывается" из крупных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-39.jpg)
История человечества, не является единой целостностью, а "складывается" из крупных форм
(в определенной мере аналогичных организмам).
Эти формы и есть культурно-исторические типы.
Они имеют обособленный, локальный характер, структурны, внутри каждого происходит собственное движение.
Слайд 41
![Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление, смерть.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/133488/slide-40.jpg)
Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение,
возмужание, дряхление, смерть.