Родовые понятия и методологические основания социологии Эмиля Дюркгейма, в цитатах презентация

Содержание

Слайд 2

фото

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

1. Необходимо самостоятельно познакомится с текстом Э.Дюркгейма «Самоубийство.

Социологический этюд» (по желанию возможно использовать и другие работы автора)

2. Ориентируясь на предложенные в шаблоне презентации базовые понятия и методологические подходы Дюркгейма подобрать подходящие к ним цитаты из данного текста. Допускается, когда в цитате дается описание понятия, читателю понятно, о каком понятии или явлении идет речь, но само понятие в цитате не встречается.

3. Каждая цитата должна имеет подпись с информацией об источник с полным библиографическим описанием вплоть до страницы.

4. Объем.
1 цитата для описания 1 понятия
Цитата не должна превышать 1200 слов (с пробелами).

5. Для создания презентации использовать данный шаблон. Название файла презентации должно начинаться с вашей фамилии. Готовую презентацию прикрепляем в комментарии к теме «Дюркгейм_презентации 2016» в группе курса. Дедлайн – 21 февраля (включительно).

Задачи и требования к работе

Слайд 3

фото

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

Структурно-функциональный подход

«Слово «функция» употребляется в двух довольно различных

значениях. Оно означает либо систему жизненных движений,— отвлекаясь от их последствий,— либо отношение соответствия, существующее между этими движениями и какими-то потребностями организма. Так, говорят о функциях пищеварения, дыхания и т. д. Но говорят также, что пищеварение имеет функцией управлять усвоением организмом жидких или твердых веществ, требуемых для возмещения его потерь; что дыхание имеет функцией ввести в ткани животного газы, необходимые для поддержания жизни, и т. д. В этом втором значении мы и будем употреблять это слово. Спрашивать, какова функция разделения труда, значит исследовать, какой потребности оно соответствует. Когда мы решим этот вопрос, мы сможем увидеть, является ли природа этой потребности такой же, как у других потребностей и соответствующих правил поведения, моральный характер которых не оспаривается.»
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука,1991. С. 51

Слайд 4

фото

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

«Тип самоубийства, социальные причины самоубийств»

«В той среде,

где властвует альтруистическое самоубийство, человек всегда готов пожертвовать своею жизнью, но зато он так же мало дорожит и жизнью других людей. Наоборот, там, где человек настолько высоко ставит свою индивидуальность, что вне ее не видит никакой цели в жизни, он с таким же уважением относится и к чужой жизни. Культ личности заставляет его страдать от всего того, что может ее умалить даже у себе подобных. Более широкая способность симпатически переживать человеческое страдание заступает на место фанатического самоотвержения первобытных времен.
Итак, и тот, и другой тип самоубийства являются только преувеличенной или уклонившейся от правильного развития формой какой-либо добродетели. Но в таком случае пути их воздействия на моральное сознание не настолько разнятся между собою, чтобы дать нам право создавать так много зависящих от этого отдельных видов.»
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С. 118

Слайд 5

фото

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

Понятие «социальная группа»

«…утверждение, что каждое человеческое общество имеет

более или менее сильно выраженную наклонность к самоубийству, не является метафорой; выражение это имеет свое основание в самой природе вещей. Каждая социальная группа действительно имеет к самоубийству определенную, присущую именно ей коллективную наклонность, которая уже определяет собой размеры индивидуальных наклонностей, а отнюдь не наоборот. Наклонность эту образуют те течения эгоизма, альтруизма или аномии, которые в данный момент охватывают общество, а уже их следствием являются предрасположения к томительной меланхолии, или к деятельному самоотречению, или к безнадежной усталости. Эти-то коллективные наклонности, проникая в индивида, и вызывают в нем решение покончить с собой.»
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С.152

Слайд 6

фото

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

Понятие «коллективное сознание»

«Совокупность верований и чувств, общих в

среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием»
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука,1991. С. 80

Слайд 7

фото

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

Понятие «социальный факт»

«…общество не включает в себя никакой

другой действующей силы, кроме силы индивидов; и однако, эти индивиды, соединяясь, образуют психическое существо нового типа, которое, таким образом, обладает своим собственным способом думать и чувствовать. Конечно, элементарные свойства, из которых складывается социальный факт, в зародышевом состоянии заключаются в частных умах. Но социальный факт получается из них только тогда, когда они преобразованы путем сочетания, ибо он проявляется исключительно при этом условии. Сочетание само является активным фактором, производящим специфические результаты; и следовательно, оно как таковое есть уже нечто новое. Когда сознания, вместо того чтобы оставаться изолированными одно от другого, группируются и комбинируются, то это знаменует собой некоторую перемену в мире. И вполне естественно, что это изменение в свою очередь производит другие изменения, что этот новый факт порождает другие новые факты, что возникают, наконец, явления, характерные черты которых отсутствуют в элементах, их составляющих.»
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С. 159

Слайд 8

фото

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

Понятие «аномия»

«Аномия является результатом такого положения, когда в

известных пунктах общества нет коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы направляли общественную жизнь. Она, следовательно, отчасти вытекает из того же состояния распада, в котором берет начало и эгоистическое течение. Но эта же самая причина производит различные следствия в зависимости от точки ее приложения, т. е. в зависимости от того, действует ли она на активные и практические функции или же на работу представлений. Она распаляет, обостряет первые, она приводит вторую к замешательству, к растерянности. »
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С. 202

Слайд 9

фото

фото

Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

«Значение социальной реальности в детерминации человеческого поведения»

«Онтологическая сторона

«социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают социальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные представления» — над индивидуальными, «коллективное сознание» — над индивидуальным, «священное» - над «светским» и т. п. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.»
А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.
Лекция шестая Социология Эмиля Дюркгейма. С. 6
Имя файла: Родовые-понятия-и-методологические-основания-социологии-Эмиля-Дюркгейма,-в-цитатах.pptx
Количество просмотров: 96
Количество скачиваний: 0