Слайд 2
![Становление С формированием раннепервобытной общины, появляются новые социальные институты –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-1.jpg)
Становление
С формированием раннепервобытной общины, появляются новые социальные институты – семья и
брак, задачи которых – регулировать отношения между полами и их отношение к потомству.
Слайд 3
![Групповой брак Это когда группа мужчин и группа женщин одного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-2.jpg)
Групповой брак
Это когда группа мужчин и группа женщин одного возраста ведут
общее хозяйство. В такой семье нет понятия «сирота», если родитель умирал, то его забирали другие члены группового брака, потому что они жили в рамках одной семьи. Нередки были также матрилокальные групповые браки. В чистом виде эта форма брака до наших дней не сохранилась.
Слайд 4
![Основные виды семейно-брачных отношений Левират Сорорат Полиандрия Кросскузенный брак Гетеризм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-3.jpg)
Основные виды семейно-брачных отношений
Левират
Сорорат
Полиандрия
Кросскузенный брак
Гетеризм
Слайд 5
![Левират Обычай, по которому вдова должна была вновь выйти замуж](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-4.jpg)
Левират
Обычай, по которому вдова должна была вновь выйти замуж за родственника
умершего супруга. Но при условии, если родственник не женат. Такой обычай известен у народов Северной Африки, Аравии, Центральной Азии.
Слайд 6
![Сорорат Муж берет в жены двух женщин (они сестры). Дети](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-5.jpg)
Сорорат
Муж берет в жены двух женщин (они сестры). Дети считаются общими.
Впоследствии, в Средневековье сорорат перерастает в явление, когда после смерти жены муж берет её сестру. Известен у народов Индии, Индокитая.
Слайд 7
![Полиандрия Многомужество. У славян такого обычая не было. Она сохранялась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-6.jpg)
Полиандрия
Многомужество. У славян такого обычая не было. Она сохранялась у некоторых
этнографических групп Тибета и Индостана. Различаются "братская" форма (тибетцы) и "неродственная" (например, Южная Индия).
Слайд 8
![Кросскузенный брак Брак между детьми двоюродных брата и сестры. Например,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-7.jpg)
Кросскузенный брак
Брак между детьми двоюродных брата и сестры. Например, в браке
у людей рождаются дети, потом мальчики уходят в чужой род, а девочки остаются. Дальше девочек выдают замуж, мальчики женятся, у тех и у других появляются дети, и формально эти самые дети родственниками не считаются, хотя реально они двоюродные братья и сестры – и между ними-то и заключается брак.
Слайд 9
![Гетеризм Обычай, по которому девушка перед вступлением в брак вступает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-8.jpg)
Гетеризм
Обычай, по которому девушка перед вступлением в брак вступает в половые
отношения со своими потенциальными мужьями из соседнего рода. Также различают гостеприимный гетеризм – который в дальнейшем, в Средние Века, превращался в право мужчины на жену или дочь хозяина.
Слайд 10
![Особенности Наличие пережитков группового брака Узы непрочны и легко расторжимы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-9.jpg)
Особенности
Наличие пережитков группового брака
Узы непрочны и легко расторжимы
Брак характеризуется полным равенством
обоих супругов, иногда женское слово главенствует
Парная семья не является экономической ячейкой общества, хозяйство ведет вся община в целом
В парном браке присутствует терпимое, а иногда и поощрительное отношении к до- и внебрачным половым связям. Невеста считается более престижной, если у нее есть дети
Слайд 11
![Научная сторона По этому вопросу, ученый мир разделяется на 2](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-10.jpg)
Научная сторона
По этому вопросу, ученый мир разделяется на 2 лагеря:
Сторонники первичности
группового брака
Сторонники первичности парного брака
Слайд 12
![Начало первому решению было положено Л. Г. Морганом. Он наметил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-11.jpg)
Начало первому решению было положено Л. Г. Морганом. Он наметил пять
последовательно сменявших друг друга форм семьи:
Кровнородственная
Пу-налуальная
Парная
Патриархальная
Моногамная
Эта схема была принята Ф. Энгельсом, однако с некоторыми примечаниями.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Другая часть ученых считает концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-13.jpg)
Другая часть ученых считает концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят
из того, что даже у наиболее отставших в своем развитии низших охотников, рыболовов и собирателей обнаружены парный брак и семья.
Слайд 15
![Локализация первичного брака Остается предметом споров. Современные сторонники идеи первичности](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/385951/slide-14.jpg)
Локализация первичного брака
Остается предметом споров. Современные сторонники идеи первичности группового брака считают,
что он был дислокальным. Напротив, сторонники идеи первичности парного брака рассматривают его как уни-локальный, ведущий к совместному поселению супругов и образованию ими семьи.