Семиотический подход к изучению социальной коммуникации презентация

Содержание

Слайд 2

Вопросы лекции 1. СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Вопросы лекции
1. СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ

ЗНАКОВ
3. СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 3

ВОПРОС №1 Семиотический подход опирается на понимание коммуникации как взаимодействия,

ВОПРОС №1
Семиотический подход опирается на понимание коммуникации как взаимодействия, опосредованного знаками,

знаковыми системами, языками, кодами.

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 4

Согласно семиотическому подходу, коммуникация – это своеобразная социально обусловленная «история

Согласно семиотическому подходу, коммуникация – это своеобразная социально обусловленная «история жизни

и трансформаций сообщения», некоторого смысла, который зародился в сознании коммуникатора, приобрел кодированную форму с помощью коммуникативных средств, прошел по каналу и декодировался в сознании реципиента (Гавра Д.П.).

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 5

Кафедра «Связи с общественностью» Семиотика (семиология) — научная дисциплина, изучающая

Кафедра «Связи с общественностью»

Семиотика (семиология) — научная дисциплина, изучающая природу, виды

и функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека, знаковую сущность естественных и искусственных языков с целью построения общей теории знаков.
Основы семиотики были заложены в XIX веке американским философом и логиком Чарльзом Пирсом (1839-1914) и швейцарским филологом и антропологом Фердинандом де Соссюром (1857-1913).
Слайд 6

Кафедра «Связи с общественностью» Знак – материальный объект (артефакт), выступающий

Кафедра «Связи с общественностью»

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном

или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его.
Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Слайд 7

Кафедра «Связи с общественностью» Ч. Моррис выделил три области семиотики

Кафедра «Связи с общественностью»

Ч. Моррис выделил три области семиотики –

синтактику, семантику, прагматику.
Синтактика направлена на изучение отношений между знаками, закономерностей их сочетания и композиции в языковых конструктах – высказываниях, или дискурсах.
Семантика рассматривает отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, анализирует значение и смысл знаков.
Прагматика изучает отношение «человек –знак» и ставит в фокус внимания практические аспекты использования знаков, знаковых систем в процессе коммуникации.
Слайд 8

Кафедра «Связи с общественностью» Семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина,

Кафедра «Связи с общественностью»

Семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина, объектом изучения

которой служат коммуникационные каналы, а предметом – коммуникационные знаки и методы их использования.
Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуникатора к реципиенту (А.В. Соколов).
Слайд 9

Кафедра «Связи с общественностью» Коммуникационные каналы: - вербальный (речевой) канал;

Кафедра «Связи с общественностью»

Коммуникационные каналы:
- вербальный (речевой) канал;
-

невербальный канал;
- иконический канал (графические и живописные изображения);
- символический канал (амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов и т.п.);
- канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр);
- каналы литературы и литературного языка;
- каналы радиовещания и телевидения;
- мультимедийный канал.
Слайд 10

В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут

В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут выступать:

- вербальные средства – слова, словосочетания, предложения;
- невербальные средства – громкость, тембр голоса, интонация, выражение лица, движение глаз, позы и т.п.;
- материальные предметы – костюм, украшения, аксессуары, ритуальные предметы и т.п.

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 11

Выводы Теоретическим фундаментом семиотического подхода к изучению социальной коммуникации выступает

Выводы
Теоретическим фундаментом семиотического подхода к изучению социальной коммуникации выступает семиотика.


Центральное понятие в рамках семиотического подхода к изучению социальной коммуникации – понятие знака.
Особое внимание уделяется тексту, реципиенту и процессу декодирования.
Большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному контексту коммуникативного акта.

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 12

ВОПРОС №2 «Знак есть некоторый феномен (слово, предложение, текст, действие,

ВОПРОС №2
«Знак есть некоторый феномен (слово, предложение, текст, действие, материальный предмет,

физическое явление и т.п.), замещающий представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и коммуникативных процессах» (Д.П. Гавра)

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 13

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ ЗНАКОВ Как формируется система знаков

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ ЗНАКОВ
Как формируется система знаков в

сознании человека?
Каков механизм знаковой деятельности человека?

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 14

Модель знака (знаковой деятельности) Ч. Пирса (треугольник Пирса) Знак О

Модель знака (знаковой деятельности) Ч. Пирса (треугольник Пирса)
Знак О
(объективный знак)


Субъект (S) Объект (О)
Знак S
(Субъективный знак
в сознании субъекта S)

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 15

Субъект S – индивид или социальная общность. Элемент О (объект)

Субъект S – индивид или социальная общность.
Элемент О (объект) противостоит

субъекту в его практической и знаковой деятельности.
Знак О – это феномен из объективного знакового мира, знаковое представление объекта О, которое является согласованным для членов общества (сообщества, общности), в котором функционирует субъект S. Это конвенциональный для данной общности знак объекта О, его обозначение, наименование, имя. Объективные знаки важный элемент культуры данной общности.

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 16

Знак S – индивидуальный знак, который в сознании субъекта S

Знак S – индивидуальный знак, который в сознании субъекта S ставится

в соответствие объекту О.
Знак S в самом общем виде представляет собой суперпозицию (результат сложения) отражения как объекта, так и его объективного знака в сознании субъекта.
В результате, индивиду противостоят два мира – мир реальных объектов и мир объективных знаков. Строя свое коммуникативное поведение, индивид взаимодействует с обоими мирами и производит субъективные знаки S.

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 17

В модели Ч. Пирса отражены несколько видов отношений: объект О


В модели Ч. Пирса отражены несколько видов отношений:
объект О

– знак О – наименование знака, присвоение ему имени, выработка в рамках общности конвенции о соответствии данного объекта и его знака;
знак О – объект О – нормативное обозначение конвенциональным знаком объекта в сознании всех членов данной общности (знак обозначает объект);
знак О – знак S – субъект воспринимает и интерпретирует объективный знак и на его основе формирует собственный знак;
объект О – знак S – субъект формирует субъективный знак на основе прямого взаимодействия с объектом.

Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 18

Кафедра «Связи с общественностью»


Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 19

Кафедра «Связи с общественностью»


Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 20

Кафедра «Связи с общественностью»


Кафедра «Связи с общественностью»

Имя файла: Семиотический-подход-к-изучению-социальной-коммуникации.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0