Слайд 2
![«мобильная социология» как новое социологическое направление 1946-2016 Мобильности неизбежно трансформируют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-1.jpg)
«мобильная социология»
как новое социологическое направление
1946-2016
Мобильности неизбежно трансформируют исторически сложившийся предмет
социологических исследований.
Задачей социологии станет осмысление взаимопроникновения и связи этих многочисленных передвижений
Слайд 3
![Структура работы I.ОБЩЕСТВА II.МЕТАФОРЫ III.ПЕРЕДВИЖЕНИЯ IV. ЧУВСТВА V.ВИДЫ ВРЕМЕНИ VI.МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ VII.ГРАЖДАНСТВА VIII.СОЦИОЛОГИИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-2.jpg)
Структура работы
I.ОБЩЕСТВА
II.МЕТАФОРЫ
III.ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
IV. ЧУВСТВА
V.ВИДЫ ВРЕМЕНИ
VI.МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ
VII.ГРАЖДАНСТВА
VIII.СОЦИОЛОГИИ
Слайд 4
![Общества показать, что в будущем понятие «общество» не сможет играть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-3.jpg)
Общества
показать, что в будущем понятие «общество» не сможет играть сколько-нибудь
существенной роли в качестве организующего понятия социологического анализа
разработать новую повестку для социологии
интерес - потоки людей как внутри, так и за пределами территории каждого общества
мобильность понимается здесь главным образом в горизонтальном, а не вертикальном смысле
Слайд 5
![Общества если существует некое согласие относительно понятия общества, то оно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-4.jpg)
Общества
если существует некое согласие относительно понятия общества, то оно встроено в
понятия национального государства, гражданства и национального общества
именно общество в смысле «общества национального государства» ставится под вопрос современной мобильностью
Слайд 6
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-5.jpg)
Слайд 7
![Общества Поскольку почти все социальные сущности вовлечены в сети, связывающие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-6.jpg)
Общества
Поскольку почти все социальные сущности вовлечены в сети, связывающие людей с
другими компонентами, не существует неких исключительно человеческих обществ как таковых.
Общества — суть всегда гибриды
Слайд 8
![Метафоры номада бродяга турист корабль отель Глобализация предполагает замену метафоры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-7.jpg)
Метафоры
номада
бродяга
турист
корабль
отель
Глобализация предполагает замену метафоры общества как
региона метафорой глобального, понимаемого как сеть и текучая среда.
Слайд 9
![Передвижения Гражданские общества Запада — это общества автомобильности три типа мобильных объектов: Объекты-путешественники Объекты-командированные Объекты-туристы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-8.jpg)
Передвижения
Гражданские общества Запада — это общества автомобильности
три типа мобильных
объектов:
Объекты-путешественники
Объекты-командированные
Объекты-туристы
Слайд 10
![Чувства В историческом плане именно зрение приобрело исключительное значение и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-9.jpg)
Чувства
В историческом плане именно зрение приобрело исключительное значение и власть
«Гегемония зрения» была характерна для западной социальной мысли и культуры на протяжении нескольких последних столетий
Слайд 11
![Гл. 5 Виды времени Время недоступно чувственному восприятию; Не существует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-10.jpg)
Гл. 5 Виды времени
Время недоступно чувственному восприятию;
Не существует единого времени, но
есть многообразие времен;
Является ли время абсолютной сущностью?
Обладает ли время направленностью?
Человеческая деятельность, связанная с этими различными временами, чрезвычайно разнообразна
Слайд 12
![Социальное время и жизненное время Дюркгейм утверждал что время в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-11.jpg)
Социальное время и жизненное время
Дюркгейм утверждал что время в человеческих обществах
абстрактно и безлично, а не просто индивидуально
Эта безличность является социально организованной и именно ее Дюркгейм называет «социальным временем»
Сорокин и Мертон стали различать общества по признаку наличия отдельной категории часового времени, по сути, воплощающей собой понятие социального времени
Часовое время – центральный элемент организации современных обществ
Эти общества построены на исчерпании времени (и пространства) и выработке абстрактного, делимого, универсально измеримого времяисчисления
Слайд 13
![Часовое время Разбиение времени на большое число небольших точно измеримых,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-12.jpg)
Часовое время
Разбиение времени на большое число небольших точно измеримых, неизменных единиц,
отделение
времени от значимых социальных практик и предположительно естественной смены дня и ночи, времен года и этапов жизни на пути к смерти,
повсеместное использование разнообразных инструментов измерения и отсчета хода времени —составление точного расписания основных трудовых действий и форм отдыха,
повсеместное использование времени как независимого ресурса, который может сберегаться и потребляться, использоваться и исчерпываться
Слайд 14
![Часовое время (2) восприятие времени как управляемого ресурса, а не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-13.jpg)
Часовое время (2)
восприятие времени как управляемого ресурса, а не как вида
деятельности или источника смысла,
научное преобразование времени в математически точные количественные величины, в терминах которых время является обратимым и лишено направленности,
внедрение синхронизированной временной дисциплины для школьников, путешественников, наемных работников, заключенных, отпускников .,
синхронизованное измерение жизни на территории многих государств и по всему земному шару
распространение дискурса, сосредоточенного на необходимости сбережения, организации, контроля, регуляции и хронометрирования времени
Слайд 15
![Природное время и социальное время Социологи настаивают на радикальном разделении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-14.jpg)
Природное время и социальное время
Социологи настаивают на радикальном разделении социального и
природного времени;
По сути, единственный компонент, который невозможно встретить в природе, — это часовое время, являющееся сугубо человеческим изобретением.
Слайд 16
![Мгновенное время Термин «мгновенное время» он использует для того, чтобы:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-15.jpg)
Мгновенное время
Термин «мгновенное время» он использует для того, чтобы:
описать новые информационные
и коммуникационные технологии
указать на синхронный характер социальных и технических взаимодействий
предложить метафору для общей значимости исключительно краткосрочного и фрагментирован нового времени
Слайд 17
![Глава 6. Места проживания «Место проживания» обычно концептуализировалось социологией в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-16.jpg)
Глава 6. Места проживания
«Место проживания» обычно концептуализировалось социологией в терминах «сообщества»
как способа описания типичного модуса существования для сельских мест, а так же некоторых «поселений» в черте города
Белл и Ньюби предложили различение трех значений термина «сообщество»
Слайд 18
![Бунды Хедерингтон утверждает, что свободные социации такого рода следует концептуализировать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-17.jpg)
Бунды
Хедерингтон утверждает, что свободные социации такого рода следует концептуализировать как «бунды».
Бунд
означает сообщество, членство в котором является предметом осознанного и свободного выбора на основе взаимных чувств и эмоций.
Членство в бундах или социациях обычно является предметом добровольного выбора с правом свободного выхода.
Эти социации различаются по степени децентрализации власти, формальной детализации организационной структуры, по степени и формам участия низового уровня
Слайд 19
![Наследие, нация и диаспора История национальной традиции и символов каждого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-18.jpg)
Наследие, нация и диаспора
История национальной традиции и символов каждого общества в
значительной своей части является результатом сознательного конструирования, основанного на сохранении памяти о прошлом в той же мере, что и на ее вытеснении
Национализм исторически был связан с превознесением определенных черт физического ландшафта.
Можно выделить три типа трансформации
Слайд 20
![Гл. 7 Гражданства Парадоксальная связь существует между гражданством и глобализацией.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-19.jpg)
Гл. 7 Гражданства
Парадоксальная связь существует между гражданством и глобализацией.
Современное гражданство
можно охарактеризовать в том числе и как «постмодернистское».
Сегодня существует множество социальных институций, предоставляющих всевозможные права и обязанности различным категориям граждан в географически различных областях деятельности.
Гражданство оспаривается уже не только внутри национального государства в связи с вопросом о доступе различных социальных групп к таким правам, как личная собственность
Слайд 21
![Гражданство и среда Тернером определения гражданства как «набора практик (юридических,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-20.jpg)
Гражданство и среда
Тернером определения гражданства как «набора практик (юридических, политических, экономических
и культурных), который характеризует человека как полноправного члена общества и, следовательно, влияет на распределение потока ресурсов, получаемых индивидами и социальным группам»
Слайд 22
![Глобальные граждане Семь типов глобальных граждан: Глобальные капиталисты Глобальные реформаторы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-21.jpg)
Глобальные граждане
Семь типов глобальных граждан:
Глобальные капиталисты
Глобальные реформаторы
Глобальные менеджеры
Агенты глобальных сетей
Есть граждане
Земли, которые стремятся взять на себя ответственность за планету
Глобальные космополиты
Глобальные зеленые
Слайд 23
![Глобальные образы Образы земли образы дикой жизни образы множества людей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-22.jpg)
Глобальные образы
Образы земли
образы дикой жизни
образы множества людей
образы сравнительно экзотических мест
и народов
образы глобальных игроков
образы символических икон нашего времени
образы людей, в своей деятельности выступающих от имени глобального сообщества
образы корпоративных акций, проводимых во имя всей планеты
образы глобального репортажа
Слайд 24
![Гл 8. Социологии Садовники и лесники Бауман выдвигает тезис, согласно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-23.jpg)
Гл 8. Социологии
Садовники и лесники
Бауман выдвигает тезис, согласно которому государство-садовник пришло
на смену более ранним формам государства, описываемым через другую метафору — метафору лесничего.
Государство-лесничий не утруждало себя приданием обществу окончательной формы и не интересовалось частными деталями его жизни.
Государство-садовник, напротив, уделяет исключительное внимание порядку, регулярности и стройности того, что следует выращивать, а что искоренять.
В государстве- садовнике первостепенную роль играли законодатели, способные рационально определить, что поддерживает и что препятствует установлению порядка
Слайд 25
![Выводы В центре обновленной социологии, следующей нормам нового социологического метода,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-24.jpg)
Выводы
В центре обновленной социологии, следующей нормам нового социологического метода, должны находиться
мобильности, а не общества;
Социология в каком-то смысле «паразитировала» на этих движениях, демонстрируя с их помощью, как используемые ими «когнитивные практики» способствуют формированию «публичных пространств для нового мышления, мобилизующих новых акторов;
Массмедиа уже не столько отражают то, что происходит независимо от них, сколько происходящее в них и при их участии и является тем, что носит статус события.
На этой медиатизированной публичной сцене появляются самые разные социальные группы, которые участвуют в формировании частичного, несовершенного, стихийного, своего рода глобализированного гражданского общества
Слайд 26
![Как выглядит будущее? побудительным мотивом написания книги о будущем явилось](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-25.jpg)
Как выглядит будущее?
побудительным мотивом написания книги о будущем явилось отображение многочисленных
усилий, направленных в прошлом и настоящем на то, чтобы предвидеть будущее
настоящая книга нацелена на демократизацию будущего
Слайд 27
![Как выглядит будущее? неспособность марксистского анализа предвосхитить будущее была использована](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-26.jpg)
Как выглядит будущее?
неспособность марксистского анализа предвосхитить будущее была использована многими представителями
общественных наук для того, чтобы отвергнуть предложение о том, что общественные науки должны заниматься предсказанием будущего
Футурология развилась в специализированную дисциплину и профессиональную область со своими журналами, ключевыми трудами, авторитетными фигурами…
Слайд 28
![Социальные науки и будущее исследования будущего должны стать частью социальных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-27.jpg)
Социальные науки и будущее
исследования будущего должны стать частью социальных наук, а
также в определенной мере – частью повседневной жизни человека
Ключевой момент для социальных наук заключается в следующем: кому или чему принадлежит будущее? Способность владеть будущим является центральным вопросом функционирования власти
Будущее не является ни полностью предопределенным, ни бессодержательным и открытым
Слайд 29
![Часть 1 Краткая история будущего В большинстве известных нам обществ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-28.jpg)
Часть 1
Краткая история будущего
В большинстве известных нам обществ будущее было предметом
воображения и предсказания
Начиная с XVI столетия стало возможно оценивать и критиковать общую систему организации общества
Слайд 30
![ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО Цифровой город Физическое перемещение людей заменяется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-29.jpg)
ЧАСТЬ 3
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
Цифровой город
Физическое перемещение людей заменяется цифровыми формами связи и
впечатлений: общение лицом к лицу утрачивает свою ценность
Цифровая среда развивается таким образом, что превращается в саму жизнь
Жизнь в цифровом городе требует работы с множеством интерфейсов
Слайд 31
![ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО Город, удобный для жизни В основе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-30.jpg)
ЧАСТЬ 3
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
Город, удобный для жизни
В основе – идеи, предлагаемые экологами,
неправительственными организациями
Города распадутся на фрагменты общин
развитие социальных практик
Слайд 32
![ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО Город-крепость Состоятельные граждане отделяются от бедных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-31.jpg)
ЧАСТЬ 3
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
Город-крепость
Состоятельные граждане отделяются от бедных и проживают в отдельных
анклавах
Города Нового Средневековья
Опасность возникновения военных конфликтов
Слайд 33
![ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО Настоящая книга нацелена на то, чтобы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23389/slide-32.jpg)
ЧАСТЬ 3
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
Настоящая книга нацелена на то, чтобы сделать исследование будущего
частью как социальных наук, так и прогрессивных сил
Необходимо вернуть исследования будущего социальным наукам