Слайд 2
![Типы культурно-досуговых программ типы культурно-досуговых программ: – разовая игровая программа;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-1.jpg)
Типы культурно-досуговых программ
типы культурно-досуговых программ:
– разовая игровая программа;
– конкурсно-игровая программа по
заданной тематике;
- праздник;
– длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.
Слайд 3
![1.Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Основная задача игр-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-2.jpg)
1.Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Основная задача игр- снять
напряжение, возникающее на занятиях, повысить эмоциональный фон мероприятия, также преследуется задачи сплочения коллектива.
Слайд 4
![Дети (участники) включаются в игру, танец непосредственно в ходе «действия».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-3.jpg)
Дети (участники) включаются в игру, танец непосредственно в ходе «действия». При
этом предлагаемые участникам игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке.
Занимают такие игры по времени от получаса и более – в зависимости от возраста участников. Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Слайд 5
![Для эффективности проводимых игр применяются принципы их организации. 1. Принцип](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-4.jpg)
Для эффективности проводимых игр применяются принципы их организации.
1. Принцип соответствия
нагрузки уровню подготовленности участников. В процессе игры участникам придётся проходить ряд этапов с заданиями различного содержания (интеллектуальные, спортивно-игровые и т.д). Задания на этих этапах не должны быть слишком сложные для участников, так как может привести к потери интереса к игре.
Слайд 6
![2.Принцип гармоничности- задания в игре должны быть различными, для того](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-5.jpg)
2.Принцип гармоничности- задания в игре должны быть различными, для того чтобы,
каждый участник смог реализовать свои возможности.
3. Принцип динамичности – этот принцип заключается в постепенном усложнении заданий игры. Легкие задания в самом начале повысят интерес участников и мотивацию. Постепенное усложнение заданий поможет определить победителя, выделить наиболее способных участников.
4. Принцип логичности деятельности – следует предусмотреть поведение и содержание задач участников игры в том числе и организаторов.
Слайд 7
![2. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-6.jpg)
2. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников.
Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Слайд 8
![Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН: –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-7.jpg)
Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:
– при организации
КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
– самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;
– основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.
Слайд 9
![3.Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-8.jpg)
3.Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип
досуговой программы.
Праздник – это, по существу, особая жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно.
Слайд 10
![Он (праздник) предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-9.jpg)
Он (праздник) предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с
активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Слайд 11
![Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-10.jpg)
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
– слеты, смотры,
конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
– приветствия, презентации, церемонии;
– гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
– физкультурные праздники;
– тематические недели, тематические дни и др.
Слайд 12
![В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-11.jpg)
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий,
награждения, различного рода зрелища, игровые программы.
Тематика праздников, как правило, тесно связана с календарными событиями, жизнью фирмы, города, региона, их прошлым и настоящим, важными событиями, юбилейными датами, фестивалями.
Главная задача творческой работы над замыслом предстоящего праздника - связать идейно-тематический замысел с постановочными возможностями.
Слайд 13
![Существенную роль играет план проведения. Здесь необходимо определить различия между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-12.jpg)
Существенную роль играет план проведения. Здесь необходимо определить различия между планом
проведения и сценарием. В общем виде, сценарий требует обязательного и точного соблюдения определенных условий и требований (например, временных рамок), а план мероприятия допускает некоторое неподчинение этим условиям.
Слайд 14
![Важным этапом в подготовке праздника является определение ведущего, основная функция](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-13.jpg)
Важным этапом в подготовке праздника является определение ведущего, основная функция
которого - быть связующим звеном между этапами мероприятия.
Профессиональный ведущий должен уметь вовлечь всех приглашённых в общий процесс.
Профессионализм ведущего заключается в грамотной подаче игрового аспекта мероприятия, чтобы у гостей возник интерес и желание участвовать в предложенных заданиях или конкурсах. Кроме этого, талантливый ведущий всегда чувствует настроение участников и способен изменить сценарий на ходу.
Слайд 15
![Среди моментов, определяющих насыщенность и профессионализм проведения праздника, следует выделить:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-14.jpg)
Среди моментов, определяющих насыщенность и профессионализм проведения праздника, следует выделить:
- разработку
оригинальной концепции, сценария и текстов:
- постановку корпоративного праздника силами сотрудников организации;
- конкурс номинаций;
- правильный подбор места проведения мероприятия;
- разработанную с учетом особенностей организации концепцию призов и подарков;
- правильный подбор артистов, исполнителей, музыкальных групп;
- организацию банкета или фуршета;
- украшение помещения;
- звуковое и световое обеспечение.
Слайд 16
![Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-15.jpg)
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных
номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.
Слайд 17
![4. Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-16.jpg)
4. Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб,
класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более. Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике лагерной организации.
Слайд 18
![Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры: – наличие развивающей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-17.jpg)
Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:
– наличие развивающей социальной идеи
(сюжета);
– наличие коллективной творческой деятельности детей;
– разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
– создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
– конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.
Слайд 19
![В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-18.jpg)
В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах:
в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования и др.
Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).
Слайд 20
![Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-19.jpg)
Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная
игра- может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники.
Слайд 21
![Выделяют следующие сюжетные модели длительных досуговых игр: 1) Республика –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-20.jpg)
Выделяют следующие сюжетные модели длительных досуговых игр:
1) Республика – это своеобразное
государство, основной закон которого отражает права и обязанности детей и взрослых. Здесь решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе со взрослыми в моделировании государственного управления, привитие навыков и умений демократической жизни.
2) Строительство – эта модель пользуется популярностью в работе с младшими школьниками: каждый школьный коллектив строит свой дом из отношений внутри своего коллектива и свой микрорайон из полезных дел.
Слайд 22
![Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-21.jpg)
Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм
ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.
Слайд 23
![Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-22.jpg)
Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой
и должна включать:
– пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;
– описание содержания программы;
– характеристику ее материального обеспечения;
– список литературы.
Слайд 24
![В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-23.jpg)
В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых
программ - поскольку стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.
Слайд 25
![Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-24.jpg)
Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм
деятельности в сфере детского досуга.
Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень соучастия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.
Слайд 26
![Принципымассовых мероприятий с детьми:информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-25.jpg)
Принципымассовых мероприятий с детьми:информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности,
дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.
Слайд 27
![Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-26.jpg)
Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости
от его целевой установки) исторических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, (организация детского фестиваля). В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:
– занятия детей в творческих мастерских;
– участие детей в конкурсах;
– сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;
– участие детей в играх;
– просмотр детьми спектакля.
Слайд 28
![Информационная насыщенность обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-27.jpg)
Информационная насыщенность обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний
и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.
Слайд 29
![Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-28.jpg)
Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов,
индивидуальных, групповых, массовых форм работы.
Слайд 30
![Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-29.jpg)
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость
заключается в применение следующих приемов:
1) проведение единых тематических мероприятий;
2) привлечение детей (особенно подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
Слайд 31
![Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-30.jpg)
Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и
реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД.
Слайд 32
![Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-31.jpg)
Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и
содержания программы можно использовать:
– игровые методы,
– упражнения,
– обсуждения,
– создание, проигрывание и анализ ситуаций,
– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
– театрализации.
Слайд 33
![Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-32.jpg)
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата.
В
качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
Слайд 34
![- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-33.jpg)
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и
разнообразно проводить свободное время;
– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
– формирование традиций образовательного учреждения.
Слайд 35
![Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-34.jpg)
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью:
систематических наблюдений
за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Слайд 36
![Выводы: Правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152288/slide-35.jpg)
Выводы:
Правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению
детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.