Игра в ансамбле — как способ развития музыкально-творческих способностей учащихся в процессе обучения в ДМШ презентация

Содержание

Слайд 2

Цель музыкального обучения в классе ансамбля

Игра в ансамбле - один из самых действенных

способов музыкально - творческого развития школьников в процессе обучения в ДМШ. Приобщение к музыкальной культуре посредством знакомства с разнообразной музыкой, с творчеством композиторов разных стран и эпох, формирование основных музыкальных способностей в процессе коллективного исполнения.

В классе ансамбля реализуются и развиваются базовые навыки, полученные на индивидуальных занятиях. Игра в ансамбле более активно развивает музыкальные способности учащихся, способствует формированию широкого круга интересов и воспитанию художественного вкуса в целом.

Слайд 3

Задачи обучения

- решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся одинакового и различного возраста, умение

общаться в процессе совместного музицирования,
оценивать игру друг друга и стремиться выполнять коллективную художественно - музыкальную задачу);
- развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения, метроритмической стабильности и творческого взаимодействия при игре в ансамбле;
- формирование исполнительских навыков для ансамблевого музицирования;

- развитие чувства ансамблевого партнерства, артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной домашней работы;
- приобретение опыта публичных выступлений;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с музыкой, понимания ее выразительных возможностей исполнения в ансамбле.

Слайд 4

Музицирование в ансамбле — один из самых действенных способов развития музыкально-творческих способностей учащихся. Степень

его практической реализации очень высока, так как наличие в каждой музыкальной школе одного или нескольких ярких, мобильных концертных коллективов отвечает современным требованиям культурной жизни.

Слайд 5

Учебный процесс

Организационная форма учебного процесса

Способ проверки
результатов

Групповые занятия и самостоятельная домашняя подготовка.

Участие в

концертных выступлениях, фестивалях и конкурсах.

Слайд 6

Направленность работы

Основу начального ансамблевого репертуара составляют несложные произведения, доступные для детей по

музыкальному
языку и несложным гармониям.

Основной путь - это путь постепенного
накопления и осмысления музыки, естественного привыкания к ней, получения
слухового удовольствия.

Слайд 7

Направленность работы

Такая направленность работы дает успешный эмоциональный результат начального этапа обучения, формирует

залог будущих успехов и желание заниматься.

Слайд 8

Работа над единым звучанием ансамбля

Формирование музыкальности в групповой игре должно происходить с

самого начала. Особое внимание должно уделяться на репетициях звуковому
балансу. Гармоничное соединение динамики звучания своего инструмента с
другими - один из важнейших критериев воспитания музыкальной звуковой
культуры (индивидуальной и коллективной) в ансамблевом исполнении. Звуковая культура ансамбля – один из показателей исполнительского уровня ансамбля. В этой связи полезно привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения музыки мастерами-исполнителями - инструменталистами.

Важное место в групповых занятиях занимает работа над динамикой и
качеством звука. Участник ансамбля должен не только владеть основными
динамическими нюансами— пианиссимо, пиано, меццо-форте, фортиссимо, но и уметь сопоставлять звучания различной силы, постепенно ослаблять и усиливать звучание от определенной начальной и конечной силы звука, уметь воспроизвести длительное и быстрое звуковое нарастание. Значимую роль в создании художественного образа играет построение единой фразировки.

Слайд 9

Задачи руководителя ансамбля

Грамотное интонирование мотивов
Выстраивание развития музыкальной мысли
Подчинение развития каждой партии

общему художественному замыслу
Таким образом, работа над единым звучанием ансамбля помогает индивидуальному творческому развитию каждого участника.

Слайд 10

Важные задачи, возникающие в процессе обучения игре в ансамбле.

Подбор репертуара.
В репертуар школьного

ансамбля можно включить музыку самых разных жанров: классическую, народную, эстрадную, джазовую. Каждый педагог должен опираться на свой художественный вкус и здравый смысл, ведь не все произведения будут звучать в переложении для детского ансамбля одинаково хорошо. Особенно это касается классических произведений, ведь их аранжировка требует бережного отношения. Важность обращения к классическому репертуару обусловлена, прежде всего, его художественной ценностью. Обращение к классике обогащает музыкальный и эстетический кругозор ученика.

Слайд 11

Начинать занятия в классе ансамбля
следует с доступных детям произведений, в игре которых технические

трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. При этом ученик проявляет повышенный интерес к занятиям и получает удовольствие от результатов своей работы.
Задачи руководителя ансамбля далеко выходят за рамки воспроизведения
готового нотного текста. Помимо чисто исполнительских функций они включают в себя еще и функции инструментовщика (выбор тембра инструментов), аранжировщика (уточнение фактуры, гармонии, сочинение импровизаций).
Аранжировкой называется переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей. Таким образом, это синтез оригинала (нотный текст или звуковой текст, если аранжировка делается по слуху) и звукового потенциала инструментального ансамбля. В художественной практике это осуществляется одновременно, и этот процесс составляет единое целое.

Слайд 12

Практика исполнительства

Важную роль в работе с ансамблем играет концертная деятельность. Учащиеся, которые постоянно

выступают в концертах, принимают участие в различных конкурсах и фестивалях, в конечном итоге становятся более профессиональными музыкантами. Исполнение на сцене подготовленной в классе ансамбля программы вызывает у них массу положительных эмоций. Публичные выступления постепенно превращаются во внутреннюю потребность личности и стимулируют ее музыкальное совершенствование. Ансамблевые выступления воспитывают у школьников чувство ответственности за исполняемые в коллективе индивидуальные партии, заставляют их добросовестнее относиться к подготовке и к концертному выступлению в целом.
Отдельно следует сказать о выборе концертного репертуара. В него следует включать яркие, запоминающиеся произведения, которые можно оформить в законченные концертные номера. Они удерживают внимание слушателей. Создайте сценический образ коллектива, начиная от внешнего вида и заканчивая культурой поведения на сцене. Артистизм и выразительное исполнение придаст выступлению особый блеск и творческую индивидуальность. Каждый из видов творческой практики связывает обучение игре на инструменте с жизнью, становясь самым действенным стимулом музыкально-творческого самовыражения детей.

Слайд 13

Заключение

Игра в ансамбле становится одной из важнейших составляющих процесса музыкально-творческого развития школьника. Она

поддерживает их интерес к обучению, развивает артистизм и эмоциональную свободу, эстетический вкус и творческий подход к музыкальной деятельности.
Игра в ансамбле в детской музыкальной школе призвана расширить музыкальные способности учеников, сформировать круг их интересов, развить художественный вкус. Знакомство учащихся с новыми компонентами современной музыкальной культуры, создание наиболее благоприятных условий обучения творческому музицированию - вот основные задачи музыкально-творческого развития школьников.
Актуальность и новизна темы урока заключается в творческом подходе к обучению игре в ансамбле. Использование всех возможных инструментальных ресурсов для создания ансамблевого коллектива, знаний и опыта его руководителя значительно расширяет творческий потенциал музыкальной школы и позволяет вести активную концертную деятельность.
Обширная творческая практика призвана связать обучение ученика игре на инструменте с жизнью и стать действенным стимулом музыкально-творческого самовыражения детей.

Слайд 14

Список литературы:
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство /статьи и очерки /.
- Л.:

Музыка, Лен. отделение, 1974. – 336с. с нот. ил.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд.2-е, доп., - Л.:
Советский композитор, 1979. – 352с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. -
94с.
4. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных ансамблей и ВИА. -
М.: Музыка, 1986. - 146с.
5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение, 1986. - 87с.
6. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного
воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 256с., нот. ил.
7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961
Имя файла: Игра-в-ансамбле-—-как-способ-развития-музыкально-творческих-способностей-учащихся-в-процессе-обучения-в-ДМШ.pptx
Количество просмотров: 8
Количество скачиваний: 0