Слайд 2
![Анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-1.jpg)
Анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»
Слайд 3
![Цели: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-2.jpg)
Цели:
выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»;
определить композицию произведения;
помочь
осмыслить главный конфликт поэмы;
развивать умение анализировать произведение;
воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.
Слайд 4
![Тогда – то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-3.jpg)
Тогда – то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!»
Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
А.С. Пушкин «Полтава»
Слайд 5
![И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-4.jpg)
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле
пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны…
Слайд 6
![У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-5.jpg)
У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра
Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году.
Слайд 7
![План Санкт – Петербурга](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-6.jpg)
Слайд 8
![Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-7.jpg)
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И
побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Слайд 9
![Скульптор Э. Фальконе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-8.jpg)
Скульптор Э. Фальконе
Слайд 10
![Идея скульптора, воплощенная в самом памятнике Памятник – сложная скульптурная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-9.jpg)
Идея скульптора, воплощенная в самом памятнике
Памятник – сложная скульптурная
композиция. Ее основной смысл задан единством коня и всадника, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Скульптор хотел показать «личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны».
Слайд 11
![«Мой царь не держит никакого жезла, - заметил Э.Фальконе в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-10.jpg)
«Мой царь не держит никакого жезла, - заметил Э.Фальконе в
письме к Д. Дидро, - он простирает свою благодетельную руку над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей».
Такое понимание роли Петра отчасти совпадает с пушкинским: поэт видел в Петре «мощного властелина судьбы», который сумел подчинить себе стихийную мощь России. Но его интерпретация Петра и России богаче и значительнее скульптурной аллегории.
Слайд 12
![Работа со словарем Композиция (лат. composition – составление, соединение) – расположение, т.е. построение произведения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-11.jpg)
Работа со словарем
Композиция (лат. composition – составление, соединение) –
расположение, т.е. построение произведения.
Слайд 13
![Элементы композиции произведения: а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-12.jpg)
Элементы композиции произведения:
а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение
конфликта);
б) развитие действия;
в) кульминация;
г) развязка;
д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог.
Слайд 14
![На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн, И вдаль глядел…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-13.jpg)
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн,
И
вдаль глядел…
Слайд 15
![Работа со словарем Ода (в пер. с греч. - песня)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-14.jpg)
Работа со словарем
Ода (в пер. с греч. - песня) –
торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Слайд 16
![Поясним значение слов: Полнощных – полночных, т.е. северных Блат –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-15.jpg)
Поясним значение слов:
Полнощных – полночных, т.е. северных
Блат – болот: русское полногласие
«оло» соответствует старославянскому неполногласию «ла»
Порфироносная – обличенная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях; царственная
Слайд 17
![Работа со словарем Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-16.jpg)
Работа со словарем
Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на
которых построено развитие сюжета.
Слайд 18
![Наводнение Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-17.jpg)
Наводнение
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь
возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу.
А.С. Пушкин «Медный всадник»
Слайд 19
![«Медный всадник» А.Н. Бенуа. Акварель. 1906 – 1916гг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-18.jpg)
«Медный всадник» А.Н. Бенуа. Акварель. 1906 – 1916гг.
Слайд 20
![Работа со словарем Повесть – один из видов эпического произведения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-19.jpg)
Работа со словарем
Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше
по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Поэма (гр. poiema - творение) – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Слайд 21
![Домашнее задание 1.Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть (по выбору](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/513592/slide-20.jpg)
Домашнее задание
1.Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть (по выбору учеников).
2.Письменно ответить
на вопрос: «Как изменилось отношение Пушкина к Петру в период написания поэмы «Медный всадник» по отношению к тому образу Петра, который дан в поэме «Полтава»?